Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Соотношение Гуманистической и Экзистенциальной психологии
Гуманистическая психология (ГП) – направление в современной психологии, изучающее целостного человека в его высших проявлениях. Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу, Ш. Бюлер, Дж. Бьюдженталь. Возникла в США в конце 1950-х. Расцвет – конец 60-х начало 70-х, альтернатива психоанализу и бихевиоризма. В обоих подходах специфические человеческие качества не изучаются. Они в центре интересов ГП.
Цели: 1)Концентрация внимания на переживающем индивиде, переживании. 2) Выбор проблем и процедур исследования по осмысленности, отказ от приоритета объективности. 3) Акцент на специфически человеческих качествах: выбор, самореализация и т.д. 4) Ценность и достоинство человека, развитие заложенных потенций.
Основные положения: 1. открытость миру - главная психологическая реальность; жизнь как процесс становления и бытия; 2. Врожденность способностей к непрерывному развитию и самореализации; 3. Некоторая степень свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям; 4. человек - это активное, интенциональное, творческое существо. Принципы • целостности. • гуманности. • целевого детерминизма. • активности Роджерс.
Движущая сила личности – тенденция к актуализации, сохранению и развитию себя. Поведение человека мотивированно потребностью развиваться и улучшаться. Особенности теории: 1) феноменологический подход: основа личности - опыт, определяет интерпретацию. 2) холистический подход: человек - целостность, несводим к отдельным частям личности.
Структура личности: 1. Я-реальное – на основе взаимодействия с людьми. 2. Я-идеальное – качества, которые хотел бы иметь. 3. Я-концепция – Целостный образ себя. Продукт социализации. В развитии личности, важно отношение значимых людей. При безусловном позитивном внимании формируется адекватная Я-концепция, при условном – искажается, интериоризируются условия, требования, тревога и неврозы. Тип личности в зависимости от типа внимания: 1) "полноценно функционирующая личность" — безусловное позитивное внимание. Открытость переживанию, экзистенциальный образ жизни, доверие. 2) "неприспособленная личность" — условное позитивное внимание. Я-концепция не соответсвует возможностям, отягощена ЗМ. Подстраивается под среду, зависим, не доверяет себе.
Нарушения Я-концепции ведут к основным формам психопатологии. «Клиент-центрированная психотерапия» - ключевой фактор изменения личности – взаимоотношения терапевта и клиента. Основные условия - эмпатия, конгруэнтность и безусловное положительное принятие. Теория личностных черт Г. Олпорта 1) люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать типичным образом на различные ситуации; 2) каждый единичный человек уникален, непохож по своему психическому складу (системе черт) на других людей Человек — сложная "открытая" система, в иерархической организации выделяются уровни взаимодействия с миром - условные рефлексы, навыки, черты, системы черт, образующие множественные Я-личности. Два уровня мотивационно-потребностной сферы: - мотивы нужды ® принцип гомеостазиса – устранения напряжения - мотивы развития ® поиск постоянного напряжения, сопротивление равновесию Центральное ядро личности – Я, включает системы ценностей. Стремление к самоактуализации и самореализации - мотивы развития, изначально заложены. Развитие личности - динамикой мотивационной системы. П ринцип функциональной автономии мотивов, связи старых и новых мотивов исторические, не функциональные. Новые мотивы – самостоятельные, относительно независимые от более примитивных форм. Развитие мотивационной сферы + формирование обобщенных навыков поведения = формирование черт. Черта - предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Динамичная иерархия всех черт – фокус личности. Стадии в развитии единства личности: 1) детская: ребенок как динамическое единство, отвечает как целое, "все или ничего"; 2) относительной дифференциации: единство нарушается, возникает дифференциация отдельных мотивационных компонентов; 3) интегрированного единства: в общении и деятельности на основе дифференциации и соподчинения происходит образование интегрированного единства с обособленным центром в виде структуры Я. Критерий единства личности - постоянство поведения в разных ситуациях. А. Маслоу. Самоактуализация – внутреннее стремление к развитию. Цель – стать тем, кем человек способен стать. Жизнь самоактуализирующихся людей - поиск бытийных ценностей(красоты, свободы, творчества, доброты и тд). Пирамида потребностей: • физиологические; • безопасности и защиты; • принадлежности и любви; • самоуважения; • самоактуализации. «Модус жизни» самоактуализирующегося человека: - автономная, склонная к принятию других, спонтанная, чувствительная к прекрасному, к юмору, склонная к творчеству. - когнитивные и перцептивные особенности: ясность, активность, адекватно оценивают себя и свои способности. - социально-психологические и коммуникативные характеристики: проявление положительных эмоций в общении с другими людьми, демократичность. Экзистенциальная психология Уникальность конкретной жизни человека, несводимой к общим схемам, возникла в философии экзистенциализма. Относят к гуманистическим направлениям. 1. Экзистенциальный анализ (логотерапия) Виктора Франкла. 2. Экзистенциальный анализ Альфрида Лэнгле. Модель саморазвития - активное, субъектное достижение совершенства. Экзистенциальный анализ (логотерапия) Виктора Франкла. Теория личности - три основные составляющие: 1) Стремление к смыслу: Экзистенциальный вакуум при неуспешности поиска смысла. Врожденная мотивационная тенденция, главная движущая сила поведения и развития. 2) Смысл жизни: Может быть найден в любых условиях. Смысл не субъективен, человек находит его в мире. Три группы ценностей: творчества, переживания и отношения. 3) Свобода воли: свобода найти и реализовать смысл жизни даже в ограничивающих обстоятельствах. Свобода от влечений, наследственности, внешней среды на основе двух базовых характеристик: способности к самотрансценденции и к самоотстранению. Связана с ответственностью. Психотерапия – помощь в поиске смысла.
Соотношение гуманистической и экзистенциальной психологий 1. Гуманисты - человеку присуща внутренняя сила - тенденция к самоактуализации, направляющая развитие к наиболее полному раскрытию возможностей, сил и способностей. Заданные потенции, природа, хорошая по своей сути. Экзистенциалисты: Н аправление развития определяется выборами. Неправильный выбор, плохое осознание альтернатив, бегство от ответственности - предпосылки "нездорового" развития. Заданной направленности или сущности нет. 2. Роджерс - природе человека присуще изначальное добро, источник зла - вне природы человека, во внешней реальности. Экзистенциалисты - человек не предрасположен ни к добру, ни к злу. Выбирает и творит и одно, и другое. 3. По Роджерсу и Маслоу, человек приходит в мир, наделенный потенциями. Социум больше препятствует, чем способствует самоактуализации. Экзистенциалисты - человек обретает сущностные качества во взаимодействии с внешним миром. Другие люди - обязательное условие развития индивида. Франкл: «Если человек хочет прийти к себе, его путь лежит через мир». Чел и мир являются единое целое, взаимообусловлены.
Date: 2015-09-24; view: 2229; Нарушение авторских прав |