Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Системно-динамическая локализация ВПФ





Лурия А.Р.: Мозг – системно организованное целое. Мозговая организация изменяется в онтогенезе, прижизненный характер формирования ВПФ, изменения структуры на разных возрастных ступенях.

Три блока, имеют собственное строение и роль в психическом функционировании:

I. Энергетический

II. Приём, переработка и хранение информации

III. Программирование, регуляция и контроль за сознательной психической деятельностью

Задача определяет какие мозговые процессы будут задействованы.

Таким образом, диалектическое единство: локализация, но психическое не сводимо к физиологическому.

Психика – это функция деятельности.

Психика есть функция деятельности субъекта, а не его мозга как такового — мозг лишь обеспечивает реализацию тех целей и задач, которые поставил перед собой субъект, им обладающий.

Итог: в концепции Лурии и работах Бернштейна соотношение между психическим и физиологическим - диалектическое единство – нет ни одного психического процесса, который не был бы локализован в мозговых структурах, но в то же время психическое несводимо к физиологическому. Поставленная субъектом та или иная психологическая задача определяет систему мозговых процессов, которые будут задействованы при решении данной задачи.

 

 

10.Поведение как предмет психологии. Бихевиоризм и необихевиоризм.

Философия(Аристотель, Декарт)

Бихевиоризм

Джон Уотсон

Реакции

Научение

Виды научения – Латентное(Толмен), оперантное(Скиннер), инструментальное(Торндайк)

Необихевиоризм(Толмен, Халл, Скиннер)

Социальный бихевиоризм А. Бандуры

 

Проблема поведения в философии

Учение Аристотеля о действии и поступке. Действия произвольные и непроизвольные. Первым заговорил о целевой детерминации человеческого поведения. Понятие энтелехии.

Рене Декарт. Модель организма как автомата. Открыл рефлекторную природу поведения, объяснив без обращения к душе.

Зачатки бихевиоризма

Спенсер. Психика как средство адаптации организма к окружающей среде.

Бихевиоризм идет от Брентано. Понятие интенциональности.

Принцип активности сознания, направленность сознания на предмет, проявление внутренней активности;

Бихевиоризм – «наука о поведении» возникла в США в противовес психологии сознания.

Научные предпосылки: исследования психологии животных Торндайка, объективная психология, работы Павлова и Бехтерева.

Торндайк. П редмет психологии - поведение. Одним из первых заинтересовался процессами научения (инструментальное научение). Изобрел проблемный метод.

Закон эффекта, Закон частоты, Закон готовности и ассоциативного сдвига.

Дж.Уотсон.

Исторической заслуга - исследование поведения и постановка проблемы объективного подхода. Задача управления поведением, ориентация на практику.

Психология как наука о поведении – всех внешних проявлениях.

Предмет – изучение поведения объективным путем; цель – практика.

Практическая задача – целенаправленное изменение человеческого поведения.

Основные методы: наблюдение и эксперимент.

Поведение – совокупность элементарных двигательных реакций, которые возникают в ответ на воздействие стимула. В основе любого действия внешнее воздействие. S → R.

Задача: научиться по ситуации (стимулу) предсказывать поведение (реакцию) + по реакции заключать о вызвавшем её стимуле.

Существует 2 типа реакций:

  1. Врожденные - чихание, сосание…

Приобретенные - приобретающиеся путем обуславливания. Приобретенные реакции образуются из элементарных путем обуславливания.

 

Как приобретаются реакции:

  1. Простые. Безусловный стимул - безусловная реакция. Сочетание с нейтральным - позже сам нейтральный будет вызывать реакцию.
  2. Сложные. Образуются путем образования комплексов безусловных реакций. Условный стимул связывается с несколькими одновременными безусловными.

Психическое развитие человека, сводится к учению, любому приобретению знаний, умений, навыков – не только специально формируемых, но и возникающих стихийно.

 

Научение – постепенное изменение в поведении, полученное в результате опыта. Навык переносится в другую ситуацию.

Научение бывает: латентное (Толмен), оперантное (Скиннер) или инструментальное (Торндайк).

 

Закономерности классического научения:

  1. Закон силы.
  2. Сначала генерализация, потом наступает дифференциация.
  3. Угасание и спонтанное восстановление.

 

Инструментальное научение. Метод проб и ошибок, З акон эффекта: если проба приводит к успешному результату, то закрепляется. Чем сильнее подкрепление, тем быстрее научение.

Оперантное научение (Скиннер - необихевиоризм).

Действия и движения (операнты), возникающие спонтанно, подкрепляются и поведение формируется в нужном направлении, может быть устойчивее, угасать медленнее даже в отсутствие подкрепления.

Программированное обучение по Скиннеру.

Задача: получение правильных реакций и их закрепление путем подкрепления. Ограничения: Простое заучивание формул; Нет понимания(обучение теряет специфику, как сознательный процесс, реактивность).

 

 

НЕОБИХЕВИОРИЗМ:

Попытка преодолеть упрощенную трактовку поведения по схеме «стимул — реакция» за счет введения внутренних процессов, влияющих на реакцию.

Эдвард Толмен

Поведение - молярный феномен, т. е. целостный акт, свойствами: направленностью на цель, понятливостью, пластичностью, селективностью(выбор более эффективных средств). Введение понятий цели, поля - признавал совместимость бихевиоризма с гештальтпсихологией, глубинной.

Исключение психики приводит к неадекватной трактовке поведения.

три разновидности детерминант поведения:

- стимулы и исходное физиологическое состояние организма;

- способности, т. е. видовые свойства;

- вмешивающиеся внутренние переменные — намерения (цели) и познавательные процессы, приспособительные акты, когнитивные карты.

Когнитивная карта — образ знакомого пространственного окружения. Создается и изменяется в активном взаимодействии субъекта с миром.

Совокупность карт позволяет адекватно ориентироваться в ситуации жизненных задач, и для человека.

Латентное научение - научение без подкрепления. Не образование связей S-R, а формирование в нервной системе установок, когнитивных карт.

 

Халл

Вводит формулу стимул—организм—реакция, организм — это протекающие внутри него невидимые процессы (возникновение побуждения, инъекции лекарств и т. п.).

Основной детерминантной поведения - потребность.

Потребность вызывает активность организма. От силы потребности зависит сила реакции. Условие образования связи - смежность стимула, реакций и подкрепления, которое снижает потребность.

Сила связи (потенциал реакции) зависит от количества подкреплений и отсрочки.

 

Далее необихевиоризм развивался так:

¨ вслед за бихевиоризмом Уотсона развился оперантный бихевиоризм Скиннера

¨ вслед за необихевиоризмом Толмена – социальный бихевиоризм Бандуры и Роттера

 

теория оперантного бихевиоризма Скиннера.

Скиннер 3 вида поведения: безусловно-рефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном.

Без рефл и усл рефл - Это реакции типа S.

Оператные пробы - реакции, которые не вызываются стимулами, а выделяются организмом, R1.

Новая реакция независимо от обстоятельств, после подкрепления усиливается.

Оперантные реакции - активное поведение. Активность сводится к системе слепых хаотических проб, оказавшиеся правильными подкрепляются.

Исследовалось методом проблемного я щика.

2 типа реакций - 2 типа обусловливания

1. Обусловливание респондентного типа (S): уже существующая реакция связывается с новым раздражителем по смежности во времени

2. Оперантное обусловливание (R): новая реакция осуществляется независимо от обстоятельств, подкрепляется, усиливается так же смежностью во времени.

Научение – последовательное наведение на нужную реакцию.

 

скиннеровский вариант программированного обучения. учебный материал расчленяется на мелкие шаги, каждый доступен для учащихся; каждый немедленно подкрепляется.

Н е организуется внутренняя познавательная деятельность, обучение теряет свою специфику как сознательный процесс.

Б. Скиннер исключает внутренний мир, сознание из поведения.

 

Социальный бихевиоризм

Альберта Бандура. Подкрепление не необходимо для приобретения новых форм поведения. Научение посредством наблюдения и примера. Воспринятые модели поведения сохраняются в опыте и проявляются в отдаленном будущем.

Косвенное подкрепление, наблюдение за тем, как другие получают подкрепление.

С амоподкрепление, люди подкрепляют собственное поведение.

Научение через наблюдение необходимо, когда высока цена ошибки.

Дети, подражают сначала взрослым, затем сверстникам. Часто подражают даже тому поведению, которое не привело к успеху, усваивают модели «про запас».

Роль СМИ в распространении моделей.

Понятие самоэффективности – осознание своей способности выстраивать поведение относительно задачи или ситуации.

При высокой оценке собственной эффективности лучше контролируют свои действия и окружающих, более успешны. С низкой - пассивны.

Главный механизм персонального действия - ощущаемая человеком эффективность попыток контроля.

Психотерапевтический метод «систематической десенсибилизации».

 

В США результаты исследований бихевиористов широко используются в различных областях, при планировании и проведении программ изменения людей и формирования поведения.

 

Date: 2015-09-24; view: 605; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию