Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ОВЕС, св-ва и классификация
План ответа: 1. Определения ощущения 2. Определения восприятия 3. Св-ва ощущений: · Сенсорное качество · Интенсивность ощущения · Протяженность в пространстве · Длительность во времени · Ясность. 4. Классификации ощущений: · По модальности · По рецептору (Вундт) · Источник и функция в организме Шерингтон: экстероцепция, интероцепция, проприоцепция. · Эволюционная (Хэд) протопатическая и эпикритическа 5. Св-ва восприятия · Сенсорное ка-во · Фигура-фон · Константность · Система отсчета · Предметность · Избирательность · Активный характер · Двойственность 6. Виды образных явлений. Ощущения – осознанное психическое отражение отдельных изолированных свойств предметов и стимулов при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие – активный процесс, создающий осознанное психическое отражение предмета и ситуации в целом в виде целостного знания, возникает при непосредственном воздействии предмета на органы чувств. Процесс решения перцептивной задачи. Две ипостаси ощущения (по Логвиненко): - ощущение как элемент чувственного образа, - ощущение как элементарный образ (элементарного стимула) 2 методологические ориентации: 1. Объектно-ориентированный подход: человек как его анализаторы. Мир так богат стимуляцией, что надо его только воспринимать.(структурализм и др) 2. Субъектно-ориентированный подход: человек с помощью сложных когнитивных механизмов создает богатую картину мира из «бедного» отпечатка. (Гельмгольц, Брунер и др.) По Гибсону следует разделять: − дистальный стимул (сам объект в совокупности всех его свойств) −проксимальный стимул (те свойства объекта, которые непосредственно взаимодействуют с рецепторной поверхностью органов чувств) Св-ва ощущений (по Титченеру): · сенсорное качество (модальность ощущений)(вкусовые - информация о химическом характере предмета) · интенсивность ощущения - количественная характеристика, сила раздражителя и функциональное состояние рецептора; · протяженность в пространстве · длительность ощущения. · ясность ощущения (место ощущения в сознании, связано с опытом, ввел Титченер) Дистальный стимул – объект в совокупности своих свойств и качеств Проксимальный стимул – пространственно-временные паттерны энергии, которые попадают на рецепторную поверхность органов чувств. Классификация ощущений. · По модальностям: зрительные и слуховые, ощущения вкуса и запаха, кожные, проприоцептивные, кинестетические, органические. · По виду энергии и рецептору (Вундт): механорецепоторы (механическая энергия); хеморецепторы; фоторецепторы (специфичны для зрения) · По источнику и функции в организме. Классификация Шеррингтона: o Экстероцепция – чувствительность к воздействию внешних раздражителей. Функция – отражение внешнего мира. Подклассы экстероцепторов: · Контактные. Появились в филогенезе раньше. · Дистантные. Появление сделало возможным ориентацию и целенаправленное перемещение. o Проприоцепция – чувствительность к положению и движению всего тела или его частей в пространстве. Функция – регуляция движений организма. С хема тела. Принцип сенсорных коррекций Н.А. Бернштейна – сравнение проприоцепции и программы движения. o Интероцепция – чувствительность к обменным процессам, во внутренней среде организма. Кенон ввел понятие гомеостазиса – состояние постоянства внутренней среды организма. Функции интероцепции: сохранение гомеостазиса и рефлекторные реакции по удовлетворению элементарных биологических потребностей. o Кинестезия – чувствительность к движению. · Эволюционная классификация Хэда · Протопатическая чувствительность – не дает точной локализации, постоянная аффективная окрашенность. Более ранняя форма чувствительности. · Эпикритическая чувствительность – позволяет точно локализовать объект в пространстве, дает объективные сведения о явлении. Более поздняя. Св-ва образов восприятия: 1). сенсорное качество и его количественная представленность в образе. Специфика ощущений зависит от устройства органа чувств. 2). фигура и фон (нарисовать линии(10 секунд)). Воспринимаем целостную структуру как фигуру на фоне. Свойства, отличающие восприятие фигуры и фона: ü Фигура – субстанция, объект; фон – субстрат. ü Фигура воспринимается выступающей. ü Контур воспринимается как граница фигуры, хотя граница общая с фоном. ü Фигура воспринимается локализованной в пространстве. · константность восприятия – относительная неизменность воспринимаемых признаков предметов при значительном изменении условий восприятия; · система отсчета – связан с субъективным характером оценки величины, интенсивности объекта, зависит от стимульного контекста, сенсорные эталоны (Запорожец). · предметный характер – воспринимаем целостный предмет, представленный вне нас, обладающий воспринимаемыми качествами и поэтому реально существующий; чувство реальности предмета. Предметность характеризуется: 1. Чувством реальности существующего предмета; 2. Объективированностью – вынесенностью объекта вовне. 3. Означенностью – значением, заданным культурой. 4. Полимодальностью образа – несколько свойств одного предмета;
Кроме того (уже не по Логвиненко) 5. Опосредованность восприятия опытом субъекта; 6. Сверхчувственное свойство образа – нельзя понять, исходя из особенностей стимуляции. Зависимость ясности опознания от времени предъявления. Необычные условия восприятия. Тахистоскоп. · Избирательный характер. Эффект доминирующей установки. Перцептивная установка. 13, В, I3. · Активный характер. Восприятие не может быть статично. Принципиальна изменчивость перцептивного образа при константной стимуляции – куб Неккера. НАРИСОВАТЬ КУБ 10 сек. · Двойственность перцептивного образа. С одной стороны – чувственно отражение объективного мира, а с другой стороны – форма представления знаний человека о нем в виде предметного значения образа. Пример
a) Восприятие видимого мира; b) Восприятие видимого поля. Леонтьев. Выделял в образе восприятия чувственную ткань и предметное содержание. Чувственная ткань возникает в результате воздействия внешнего мира на органы чувств (проксимальный стимул). В предметном содержании - сознательная картина мира на основании присвоенных значений. (дистальный стимул) Виды образных явлений: 1. Образ (по Холту) – обобщенный термин для осознанных, субъективных представлений, носящих квазисенсорный, но и НЕ перцептивный характер. 2. Мысленный образ – смутное субъективное воспроизведение ощущения или восприятия при отсутствии сенсорного воздействия. 3. Образ памяти – след прошлых восприятий, имеющий реальную основу. 4. Образ воображения – никогда не соответствовавший реальности, не имеющий конкретной чувственной основы. 5. Послеобра з - следовое непроизвольное «восприятие» кажущегося объекта, который незадолго до этого рассматривался при строго неподвижном взгляде. 6. Фосфены – более или менее оформленное возникновение или изменение идеосетчаточного света, обычно выступает в виде пятен насыщенного цвета или устойчивых узорчатых изображений. 7. Синестезия – состояние, при котором восприятие одного типа регулярно сопровождается образами других сенсорных модальностей. 8. Образ собственного тела – картина или умственное представление собственного тела, находящегося в движении или в покое в любой момент времени. 9. Фантомный образ – часть образа собственного тела, сохраняющаяся даже, несмотря на утрату соответствующего органа. 10. Гипнагогический образ – проецируемый образ, который выступает так ясно, отчетливо и детально, что возникает ощущение его реальности. Возникает во время пробуждения после дремотного состояния. 11. Гипнапомпический образ – аналогичен, возникает во время засыпания. 12. Эйдетический образ – проецированный образ обычно настолько ясный, яркий и отчетливый, что кажется перцептом. 13. Галлюцинация – образ, в объективной реальности которого субъект убежден. 14. Псевдогаллюцинация – проецированный образ типа галлюцинации, но его субъективность признается субъектом. 15. Сновидение – нормальная галлюцинация, имеющая место во время сна.
Date: 2015-09-24; view: 924; Нарушение авторских прав |