Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. Теории перцептивного научения





План:

  1. Природа познавательных процессов. Проблема врожденного и приобретенного.
  2. Экспериментальные исследования
    • Новорожденные младенцы
    • Слепорожденные взрослые, приобретшие зрение в результате операции
    • Исследования перцептивного развития у животных в условиях сенсорной изоляции и деривации. Новорожденные животные
    • Влияние культуры на развитие восприятия
  3. Теория перцептивного научения
    • Процессы обогащения и дифференциации
    • Роль активности субъекта
    • Этапы формирования перцептивных действий

ПРОБЛЕМА ВРОЖДЕННОГО И ПРИОБРЕТЕННОГО

Природа познавательных процессов:

Нативизим – Декарт, Кант, У. Найсер, Ж.Пиаже, Н.Хомский (дано при рождении)

Эмпиризм - Локк, Беркли, Гельмгольц, Вундт, Титченер (мы учимся воспринимать, это научение проходит всю жизнь, существование сензитивных периодов).

Группа экспериментальных данных по исследованию различия перцептивных способностей:

Новорожденные младенцы

Движение глаз как показатель восприятия формы (Фанц). Младенец в камере. На потолке объекты: справа и слева. Предъявляли в течение короткого периода. Можно было увидеть отражение объектов в глазах, какой объект отражается на этот объект и смотрит малыш. Результаты: некоторые объекты чаще отражались в глазах. Вывод: врожденная способность различать предметы.

Эксперимент с лицами (Р. Фанц): Результаты: дети всех возрастов чаще смотрели на настоящее лицо, несколько реже на фигуру с беспорядочно разбросанными чертами лица и почти не обращали на третью фигуру. Вывод: Восприятие формы присуще детям.

Эксперимент с шарами и плоскими фигурами: Маленьким детям предлагали выбор между шаром и плоским диском. Результаты: при наличии заметного различия в виде шара и плоской фигуры дети с большим интересом смотрели на шар. Вывод: это свидетельствует о восприятии глубины.

Значение формы и яркости: Результаты: самые интересные – изображения лица, далее печатный текст и концентрические круги, однородные диски оказались позади и ни в одном случае не заняли первое место.

Увеличение объекта(Т. Бауэр): Вывод: младенцы в возрасте одной недели воспринимают удаленность и изменения удаленности.

Эксперимент с кубами (на констанстность): Результат: Ребенок реагировал на физический, а не проксимальный размер. Вывод: младенцы реагируют на константность видимого размера.

Данные Гибсон. Исследования восприятие глубины в ситуациях зрительного обрыва (ползающие младенцы воспринимают глубину – через градиент плотности текстуры поверхности).

Выводы по детям:

Врожденным или приобретенным в очень короткий промежуток времени является:восприятие сложных паттернов,восприятие константности размеров,восприятие лица человека,восприятие глубины.

Слепорожденные взрослые, приобретшие зрение в результате операции.

Грегори

Сначала эти люди могли видеть лишь немногие, будучи не в состоянии назвать или различить даже простые предметы и формы. Другие сразу же после прозрения видели довольно хорошо, к ним относились главным образом интеллектуально развитые,которые получили хорошее образования в период слепоты.

Случай С.Б. С.Б. – человек 52 лет, в период слепоты был активным.

Феномены:

· Своеобразное восприятие расстояния:

· Не научился читать глазами, но сразу мог узнавать заглавные буквы

· Ряд изображений автобуса показывает его неспособность нарисовать что либо, о чем раньше не знал через осязание.

· Непосредственно использовал свой тактильный опыт и в течение длительного времени его зрительное восприятие было ограничено тем, что он знал.

· Появилась боязнь к уличному движению.

· Сложность заключить какой это предмет без предварительного осязания, особенно знакомство с новым предметом происходит через ощупывания первоначально.

М. Зенден

Каким видит только что прозревший человек:

-чрезвычайно смущен потоком незнакомых зрительных стимулов

- сразу видит целостные фигуры, отделенные от фона.

- сразу же способен фиксировать объекты и рассматривать их, а также следить глазами за движущимися фигурами.

- отсутствует предметность восприятия, поскольку они не могут определить характер различия между предметами и категоризовать их.

- способность оценки пространственной удаленности объектов, но она весьма несовершенна.

Исследования перцептивного развития у животных в условиях сенсорной изоляции и депривации. Новорожденные животные

Опыты Хеллера: Отсутствие зрительного опыта препятствует константному восприятию размера.

Опыты Р.Фанц: Брали цыплят, вылупившихся в темноте и не имевших опыта с пищей.


Вывод: цыплята обладают врожденной способностью воспринимать форму, объемность и размера.

Эксперименты с цыплятками. Вывод: нормальные птенцы должны воспринимать расстояниядо зерен на земле, в противном случае они были бы не в состоянии управлять своими клевательными движениями.

Э.Гибсон и Р.Уока. Животное или младенец располагался в центре большого стеклянного листа на непрозрачной площадке.Часть стекла покрывала текстурованную поверхность, а вторая часть стекла нависала над полом. Результаты: животные избегают «глубокую» сторону, где расположен зрительно обрыв.

Выводы: врожденное восприятие глубины.

Лешли и Рассел: Крысят выращивали 100 дней в темноте. Результаты: сила толчка у крыс «дневных» и «ночных» была одинакова, что служит свидетельством о врожденной способности воспринимать удаленность.

Выводы по животным: Врожденно: 1) восприятие формы, объемности и размера; 2) глубины и удаленности.

Врожденной константности восприятия размера нет.

Влияние культуры на развитие восприятия.

Исследования антрополога Тенбалла. Молодой человек из племени Кенж. Вырос в джунглях. Вывод: мы обретаем константность восприятия благодаря опыту, культуре, окружающей среды, в которой мы живем.

ПЕРЦЕПТИВНОЕ НАУЧЕНИЕ – любое прижизненное приобретение новых перцептивных навыков и способностей, обусловленное средой, а не наследственными механизмами.

Теория ОБОГАЩЕНИЕ и теория ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ.

Процесс добавления: следы прошлых воздействий присоединяются по законам ассоциаций к сенсорной основе, постепенно видоизменяя перцептивные образы.

Процесс дифференциации: постепенное уточнение качеств, свойств и типов перемещений приводит к изменению образов.

В этой теории восприятие обогащается через различение, а не через дополнение образов.

Эксперимент Э. Гибсон на зрительное распознавание образцов.

Выводы: Повторение или тренировка необходима для совершенствования образа, но нет доказательства того, что он вбирает следы памяти. Наблюдатель видит и слышит больше потому, что больше различает. Он становится более чувствительным к переменным стимуляции.

Роль собственной активности субъекта в развитии восприятия.

Эксперименты по формированию кожной чувствительности.

А.Н.Леонтьев. Формирование неспецифической чувствительности кожи руки к световому раздражителю.

Выводы:

1. Показана возможность формирования нового вида чувствительности.

2. Установлено, что эта чувствительность формируется в ситуации активного включения испытуемого в ориентировочно-исследовательскую деятельность.

Роль двигательной активности в развитии восприятия.

Эксперимент А.Н.Леонтьева, Ю.Б.Гиппенрейтер, О.В.Овчинниковой.

Роль моторного элемента в формировании звуковысотного слуха.

Ппроцесс восприятия есть процесс уподобления динамики самого процесса свойствам внешнего раздражителя. В слухе функцию двигательного компонента перцептивного процесса выполняет голосовой аппарат. Таким образом создали новое моторное звено: движение руки уподоблялось изменению высоты звука.

Эксперимент Р.Хелда и А.Хейна с котятами – без активного движения восприятие пространства не развивается

Формирование перцептивных действий. Александр Владимрович Запорожец.


Основной тезис: восприятие, ориентируя практическую деятельность субъекта, вместе с тем зависит в своем развитии от условий и характера этой деятельности.

Перцептивное действие – интериоризированное действие, уподобляющееся свойствам воспринимаемого предмета. По происхождению и структуре соответствует практическому действию. А по форме – это внутреннее, свернутое, интериоризованное действие.

Этапы формирования перцептивного действия: В первые месяцы жизни развитие сенсорики опережает развитие движений. Движения на этом этапе выполняют ориентировочно-установочную функцию, ориентируют рецепторный аппарат по отношению к воспринимаемому объекту.

  • К 3-4 мес. у ребенка формируются простейшие практические действия с предметами. Движения выполняют ориентировочно-исследовательскую функцию.
  • Начиная со второго года жизни под влиянием взрослых ребенок начинает овладевать простейшими орудийными действиями, меняется восприятие. Перцептивное предвосхищение, оценка межпредметных отношений в пространстве. Образы восприятия приобретают предметную отнесенность.
  • В период 3-7 лет развитая предметная деятельность ставит перед ребенком соответствующие задачи.

 







Date: 2015-09-24; view: 2593; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию