Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. Теории перцептивного научения
План:
ПРОБЛЕМА ВРОЖДЕННОГО И ПРИОБРЕТЕННОГО Природа познавательных процессов: Нативизим – Декарт, Кант, У. Найсер, Ж.Пиаже, Н.Хомский (дано при рождении) Эмпиризм - Локк, Беркли, Гельмгольц, Вундт, Титченер (мы учимся воспринимать, это научение проходит всю жизнь, существование сензитивных периодов). Группа экспериментальных данных по исследованию различия перцептивных способностей: Новорожденные младенцы Движение глаз как показатель восприятия формы (Фанц). Младенец в камере. На потолке объекты: справа и слева. Предъявляли в течение короткого периода. Можно было увидеть отражение объектов в глазах, какой объект отражается на этот объект и смотрит малыш. Результаты: некоторые объекты чаще отражались в глазах. Вывод: врожденная способность различать предметы. Эксперимент с лицами (Р. Фанц): Результаты: дети всех возрастов чаще смотрели на настоящее лицо, несколько реже на фигуру с беспорядочно разбросанными чертами лица и почти не обращали на третью фигуру. Вывод: Восприятие формы присуще детям. Эксперимент с шарами и плоскими фигурами: Маленьким детям предлагали выбор между шаром и плоским диском. Результаты: при наличии заметного различия в виде шара и плоской фигуры дети с большим интересом смотрели на шар. Вывод: это свидетельствует о восприятии глубины. Значение формы и яркости: Результаты: самые интересные – изображения лица, далее печатный текст и концентрические круги, однородные диски оказались позади и ни в одном случае не заняли первое место. Увеличение объекта(Т. Бауэр): Вывод: младенцы в возрасте одной недели воспринимают удаленность и изменения удаленности. Эксперимент с кубами (на констанстность): Результат: Ребенок реагировал на физический, а не проксимальный размер. Вывод: младенцы реагируют на константность видимого размера. Данные Гибсон. Исследования восприятие глубины в ситуациях зрительного обрыва (ползающие младенцы воспринимают глубину – через градиент плотности текстуры поверхности). Выводы по детям: Врожденным или приобретенным в очень короткий промежуток времени является:восприятие сложных паттернов,восприятие константности размеров,восприятие лица человека,восприятие глубины. Слепорожденные взрослые, приобретшие зрение в результате операции. Грегори Сначала эти люди могли видеть лишь немногие, будучи не в состоянии назвать или различить даже простые предметы и формы. Другие сразу же после прозрения видели довольно хорошо, к ним относились главным образом интеллектуально развитые,которые получили хорошее образования в период слепоты. Случай С.Б. С.Б. – человек 52 лет, в период слепоты был активным. Феномены: · Своеобразное восприятие расстояния: · Не научился читать глазами, но сразу мог узнавать заглавные буквы · Ряд изображений автобуса показывает его неспособность нарисовать что либо, о чем раньше не знал через осязание. · Непосредственно использовал свой тактильный опыт и в течение длительного времени его зрительное восприятие было ограничено тем, что он знал. · Появилась боязнь к уличному движению. · Сложность заключить какой это предмет без предварительного осязания, особенно знакомство с новым предметом происходит через ощупывания первоначально. М. Зенден Каким видит только что прозревший человек: -чрезвычайно смущен потоком незнакомых зрительных стимулов - сразу видит целостные фигуры, отделенные от фона. - сразу же способен фиксировать объекты и рассматривать их, а также следить глазами за движущимися фигурами. - отсутствует предметность восприятия, поскольку они не могут определить характер различия между предметами и категоризовать их. - способность оценки пространственной удаленности объектов, но она весьма несовершенна. Исследования перцептивного развития у животных в условиях сенсорной изоляции и депривации. Новорожденные животные Опыты Хеллера: Отсутствие зрительного опыта препятствует константному восприятию размера. Опыты Р.Фанц: Брали цыплят, вылупившихся в темноте и не имевших опыта с пищей. Вывод: цыплята обладают врожденной способностью воспринимать форму, объемность и размера. Эксперименты с цыплятками. Вывод: нормальные птенцы должны воспринимать расстояниядо зерен на земле, в противном случае они были бы не в состоянии управлять своими клевательными движениями. Э.Гибсон и Р.Уока. Животное или младенец располагался в центре большого стеклянного листа на непрозрачной площадке.Часть стекла покрывала текстурованную поверхность, а вторая часть стекла нависала над полом. Результаты: животные избегают «глубокую» сторону, где расположен зрительно обрыв. Выводы: врожденное восприятие глубины. Лешли и Рассел: Крысят выращивали 100 дней в темноте. Результаты: сила толчка у крыс «дневных» и «ночных» была одинакова, что служит свидетельством о врожденной способности воспринимать удаленность. Выводы по животным: Врожденно: 1) восприятие формы, объемности и размера; 2) глубины и удаленности. Врожденной константности восприятия размера нет. Влияние культуры на развитие восприятия. Исследования антрополога Тенбалла. Молодой человек из племени Кенж. Вырос в джунглях. Вывод: мы обретаем константность восприятия благодаря опыту, культуре, окружающей среды, в которой мы живем. ПЕРЦЕПТИВНОЕ НАУЧЕНИЕ – любое прижизненное приобретение новых перцептивных навыков и способностей, обусловленное средой, а не наследственными механизмами. Теория ОБОГАЩЕНИЕ и теория ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ. Процесс добавления: следы прошлых воздействий присоединяются по законам ассоциаций к сенсорной основе, постепенно видоизменяя перцептивные образы. Процесс дифференциации: постепенное уточнение качеств, свойств и типов перемещений приводит к изменению образов. В этой теории восприятие обогащается через различение, а не через дополнение образов. Эксперимент Э. Гибсон на зрительное распознавание образцов. Выводы: Повторение или тренировка необходима для совершенствования образа, но нет доказательства того, что он вбирает следы памяти. Наблюдатель видит и слышит больше потому, что больше различает. Он становится более чувствительным к переменным стимуляции. Роль собственной активности субъекта в развитии восприятия. Эксперименты по формированию кожной чувствительности. А.Н.Леонтьев. Формирование неспецифической чувствительности кожи руки к световому раздражителю. Выводы: 1. Показана возможность формирования нового вида чувствительности. 2. Установлено, что эта чувствительность формируется в ситуации активного включения испытуемого в ориентировочно-исследовательскую деятельность. Роль двигательной активности в развитии восприятия. Эксперимент А.Н.Леонтьева, Ю.Б.Гиппенрейтер, О.В.Овчинниковой. Роль моторного элемента в формировании звуковысотного слуха. Ппроцесс восприятия есть процесс уподобления динамики самого процесса свойствам внешнего раздражителя. В слухе функцию двигательного компонента перцептивного процесса выполняет голосовой аппарат. Таким образом создали новое моторное звено: движение руки уподоблялось изменению высоты звука. Эксперимент Р.Хелда и А.Хейна с котятами – без активного движения восприятие пространства не развивается Формирование перцептивных действий. Александр Владимрович Запорожец. Основной тезис: восприятие, ориентируя практическую деятельность субъекта, вместе с тем зависит в своем развитии от условий и характера этой деятельности. Перцептивное действие – интериоризированное действие, уподобляющееся свойствам воспринимаемого предмета. По происхождению и структуре соответствует практическому действию. А по форме – это внутреннее, свернутое, интериоризованное действие. Этапы формирования перцептивного действия: В первые месяцы жизни развитие сенсорики опережает развитие движений. Движения на этом этапе выполняют ориентировочно-установочную функцию, ориентируют рецепторный аппарат по отношению к воспринимаемому объекту.
Date: 2015-09-24; view: 2593; Нарушение авторских прав |