Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема объективного метода в психологии





 

План ответа

1. История понимания рациональности:

2. Классический и неклассический идеалы рациональности. Эксперимент, условия причинного вывода. Карл Поппер и эксперимент.

3. Объективный метод в психологии: кто это и как его применять?

- Интроспекционисты (и Челпанов)

- Сеченов и Бехтерев (а также бихевиористы)

- Выготский и «Исторический смысл психологического кризиса»: кризис в психологии начала 20 века.

- Постановление ЦК по поводу «педологических извращений»

- В.М. Теплов (его доклад 1952 г.) об объективном методе в психологии.

4. Методы современной психологии, критерии их объективности.

 

История

1. «Замкнутая теоретическая наука» - (пр. учение Пифагора) научное знание выступает в форме особой новой реальности идеализированных сущностей. Научное знание самоценно, задачи не связаны с запросами практики.(идеальный объект)

2. Фактуально-описательная наука – (система научного знания Аристотеля) изучение реальных объектов в мире, классификацию, систематическое описание, сопоставление. Натуралистичность - объект как независящий от акта познания (идеальный объект + задача изучения реального объекта)

3. Наука Нового времени (17 в.) – факты науки - особые, истолкованные (поддающиеся интерпретации) в контексте определенной теории явления. Теоретические конструкты и научные модели.(пустое пространство, абсолютный вакуум).

В основе первой научной революции лежало соединение математ. методов с эмпирическими исследованиями, что привело к возникновению теоретической науки – классической.

4. Классическая наука (естествознание) - система знаний и способов его получения, построенная на абстракции познающего субъекта, находящегося вне процесса познания и объекта.

Вторая научная революция в 18 в. – 19 в. Дисциплинарное строение науки. Дифференциация идеалов и норм научного знания, научные знания стали превращаться в товар.

5. Неклассическое естествознание3-я научная революция конец 19 – нач 20 в. Система знаний и способов их получения. Процесс и продукты познания нельзя абстрагировать от процедур и средств.

Любое свойство всегда проявляется только во взаимодействии с другим объектом. Новым объектом является человек как субъект познавательной деятельности. Научная картина мира – совокупность всех свойств, обнаруживаемых в ходе познавательного взаимодействия с субъектом познания.

6. Постнеклассическая стадия развития науки – современная стадия в развитии научного знания, добавляющая к идеалам неклассич. науки требования учета ценностно-целевых установок ученого и его личности в целом. Междисциплинарные исследования, экономические и социально-политические факторы.

Классический и неклассический идеал рациональности

В классическом идеале рациональности субъект познания выносится за скобки, не влияет на объект (механистическая картина мира).
В неклассическом идеале рациональности субъект любым наблюдением или измерением изменяет структуру, поведение объекта, что приводит к неверному толкованию свойств объекта(квантово-механистическая картина мира).

3 основные условия причинного вывода (причинность на этапе классической науки Нового времени):

1. Причина предшествует следствию во времени.

2. Существует ковариация (не случайная связь) между независимой и зависимой переменными.

3. Отсутствуют конкурирующие гипотезы.

Построение экспериментаКарл Поппер.

Раскрытие нормативов научного мышления, где теории проверяются на истинность эмпирически, но сложным путем, включающим звено выдвижения гипотез.

Основным нормативом роста объективного знания К. Поппер счи­тал выведение из теорий (как дедуктивных конструкций) следствий, проверяемых опытным путем. Эксперименты проводятся для того, чтобы эмпирически про­верять научные гипотезы, утверждающие причинно-следственные от­ношения между переменными.

Два уровня научных гипотез — уровень общих гипотез (теоретических, формулировок законов) и частных (эмпирических).

Теоретические гипотезы — положения, прямо не проверяемые, а дедуктивно полагаемые в рамках теории.

Установление ложности теорий, — основной путь прироста научного знания.

Верификация − получение опытных данных в пользу предполагае­мой гипотезы.

Фальсифицируемость — наличие принципиальной возможности для любой научной гипотезы, быть отверг­нутой в ходе эмпирической проверки.

Принцип асимметрии - гипотезу можно фальси­фицировать, но нельзя доказать истинность на основе опытных данных.

 

В XX в. изменилось понимание причинности – может не предполагаться идея воздействия; характер психологического воздействия и учет взаимодействия с испытуемым.

Постнеклассическая парадигма:

Ø Многомерность мира и логик его исследования

Ø Повышенная рефлексия и чувствительность к контекстам

Ø Принцип сетевой организации знаний, отмена иерархий

Ø Междисциплинарный характер исследований

Ø Принятие идеи неопределенности

Ø Недоконцептуализированность понятий, творчество в терминологии

Ø Принцип «благоговения перед развитием»

Отсутствие единой парадигмы в психологии - кризис или донаучность?

В отечественных исследованиях 2 мнения:

1) психология как допарадигмальная наука

2) мультипарадигмальность (множественность концепций в силу многоуровневости психического и несводимости психологических реалий к одному объяснительному принципу).

Объективный метод в психологии

 

Предмет психологии чрезвычайно сложен, поэтому вопрос методов – еще сложнее.

 

Интроспеционисты - у человека есть специальное орудие для непосредственного познания своей психики (интроспекция), опосредствованное познание психического невозможно.

Челпанов, Введенский: психические явления могут познаваться только в себе самом, при помощи самонаблюдения. Субъективный метод научной психологии. Тупик.

Сеченов обосновывал необходимость объективного метода в психологии. Психический и нервно-рефлекторный акты соотносятся по структуре и механизму протекания. Психология − это ряд учений о происхождении психических деятельностей. Предмет: психика в ее функциональной отнесенности к поведению.

Бехтерев, ученик Сеченова, свел психическую деятельность к рефлексу, рефлексы есть и на уровне социума, коллектива, «коллективная рефлексология».

Бихевиористы стояли на той же позиции.

Выготский. Кризис задает необходимость поиска перспектив.

Ø Проблема несоответствия непосредственной данности психологического знания и опосредствованного характера научного познания.

Ø Конструирование реальности в ходе ее изучения.

Ø Идея объединения не теорий, а мыслительных усилий психологов разных направлений.

Выготский предлагал основывать новую науку на марксизме, использовать объективные методы регистрации данных.

 

«Об объективном методе в психологии» Б. М. Теплов. Термин «объективный» противопоставлен «субъективному» и обозначает существующее вне человеческого сознания. Содержание знаний, которое правильно отражает действительность и не зависит от субъекта.

Объективный метод - ведущий к познанию объективной истины. В психологии - опирающийся на принцип детерминизма, направленный на открытие объективных законов, метод опосредствованного познания.

Критерии объективности по Теплову:

· соответствие выбираемых показателей гипотезе и цели исследований

· Репрезентативность данных

· Обоснование показателей

Организация психологического исследования должна быть объективной.

Методы психологии с точки зрения их объективности

Объективный метод можно понимать как:

− Совокупность средств, требований к психологическому исследованию, обеспечивающих максимальную однозначность и надежность получаемых результатов.

− противопоставление психологии интроспекции.

Следует различать объективность метода (связь с показателями) и методики (данных)

 

Современная классификация методов (по Корниловой).

Традиционно разделяют методы: а) наблюдение б) эксперимент, в) психодиагностические средства, г) психологическое измерение.

Корнилова разводит две группы методов:

а) активные (эксперимент)

б) пассивно-наблюдающие (наблюдение, корреляционное исследование).

К ним примыкают квазиэкспериментальные методы (проверка каузальной гипотезы, не такие строгие формы контроля) – лонгитюды, психогенетические, кросс-культурные.

Общие критерии объективности методов:

1. Надежность – устойчивость результатов при повторении.

2. Валидность – достоверность вывода, которую обеспечивают результаты реального эксперимента по сравнению с результатами безупречного эксперимента.

3. Воспроизводимость – возможность повторить эксперимент, руководствуясь описанием применяемых методических процедур.

Эксперимент является одним из самых объективных методов y исследования.

 

 

12.Гештальт-психология: основные положения, понятия, области исследования.

Представление о целостном сознании

Понятие гештальта, эксперимент Вертгаймера.

Основные принципы( изоморфизм, структурность)

Исследования восприятия(Келер, вертгаймер)

Законы восприятия

Мышление, инсайт

Эксперименты Дункера, Келера

Представления К. Левина, исследования его школы

Выводы

 

Понятие гештальт было введено Х.Эренфельсом в 1890 под влиянием исследований Маха (сохранение мелодии при переносе в другую тональность).

Начинается с выхода работы М.Вертгаймера “Экспериментальные исследования восприятия движения” (1912).

Против элементаризма «классической психологии сознания».

Основная идея: сознание как целое несводимо к сумме составляющих его элементов.

Предмет исследования сознание как целостное образование, которое невозможно разложить на элементы, некий феномен реальности.

Гештальт – целостная структура, обладающая особым качеством по сравнению с суммой своих частей.

Эксперимент Вертгеймера: фи-феномен, 2 точки, 50 мс

Объяснение: при возбуждении в мозгу пункта «А» вокруг создается зона, где сказывается действие раздражителя. Вскоре возбуждается пункт «В» и возникает короткое замыкание, переход возбуждения.Феноменологически этим процессам соответствует восприятие движения.

Инсайт − целостное понимание ситуации − организация проблемной ситуации, которая позволяет разрешить проблему, устранить содержащийся конфликт. Инсайт в мышлении = гештальт в восприятии.

Методфеноменологический – непосредственное описание содержания своего восприятия, переживания. Позволяет описывать и субъективные явления, и внешне наблюдаемое поведение (опыты на животных).

 

Всякая часть получает свой действительный смысл только будучи соотнесенной с единой структурой целого – основная идея целостного подхода.

 

Основные принципы

1. Принцип изоморфизма (структурное единство мира: физического, физиологического и психологического).

2. Принцип структурности (целое, которое определяет свойства и значение частей, называется структурой): элемент получает значение в структуре, в которую он включен.

Области исследования:

1. Восприятие.

• Выделены факторы, благодаря которым элементы зрительного поля объединяются в перцептивные структуры:

- близость элементов

- сходство

- замкнутость

-симметричность и т.д. (опыты Вертгеймера, Келера)

• Целостный образ как динамичная структура, образуется по специальным законам. В зрительном поле при восприятии действуют связывающие и сдерживающие перцептивные силы.

• З аконы восприятия:

А. Дифференциации фигуры и фона. (Рубин) (фигура более сильная и устойчивая структура);

Б. Прегнантности. Стремление к «хорошей» форме, упрощению восприятия в ситуации неоднозначных стимулов.

В. Амплификации – дополнение до целого. Если фигура не закончена - стремимся видеть как целое.

Эксперименты Вертгеймера – предъявление точек и линий, и восприятие их как групп.

2. Мышление.

По Келеру, интеллектуальное решение – связывание элементов поля в структуру, соответствующую проблемной ситуации, происходит внезапно, в результате усмотрения (инсайта).

Инсайт ввел Келер при исследовании обезьян.

 

Вертгеймер выделяет этапы мышления: 1) постановка задачи на основе условий. 2) группировка, реорганизация, структурирование в связи с задачей. 3) обнаружение структуры - инсайт. 4) нахождение путей реализации в соответствии с структурой. Мышление - усмотрение, осознание структурных особенностей и требований и изменении ситуации в направлении улучшения ее структуры. Условия переструктурирования – умение отказаться от привычных и закрепленных упражнениями шаблонов, неадекватных ситуации. Переход на новую точку зрения осуществляется внезапно в результате озарения – инсайта.

 

К. Дункер: задача как проблемная ситуация, когда имеющиеся в наличии средства решения не приводят к решению.

2 этапа в инсайте – нахождение принципа решения и егоо реализации.

Инсайт зависит от внутренней структуры проблемной ситуации – отношения элементов, их логики.

Метод изучения инсайта, - рассуждение вслух. При переструктурировании нужно отказаться от сложившихся схем.

Гештальтисты отрицают роль прошлого опыта в продуктивном мышлении. Ситуация требует нового решения.

Этапы решения задачи, по Дункеру:

-осознание конфликта

-проникновение в конфликт.

- нахождение функционального решения.

Хорошие-умные ошибки – правильно намечаются общие функциональные значения, но конкретное воплощение оказывается непригодным. (обезьяна ставит ящик на ребро)

Плохие-глупые ошибки – не понимают функционального значения. (обезьяна прыгает вверх с ящика, но банан в другой стороне).

В экспериментах Дункера показано, что при решении задачи важно нахождения нового функционального значения элементов ситуации.

 

Date: 2015-09-24; view: 2659; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию