Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Адаптивное значение психики
Психика – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Вопрос о объективном критерии психики. Проблемы критерия психического. А.Н.Леонтьев выделяет четыре позиции: 1. Антропопсихизм (критерием психики признается ее осознанность; Р.Декарт). 2. Панпсихизм (всеобщая одушевленность, проблема возникновения снимается; Б.Спиноза). 3. Биопсихизм (психика есть у любого живого существа; Аристотель). 4. Нейропсихизм (объективный критерий: наличие нервной системы; Ч.Дарвин, Г.Спенсер).
Критика Леонтьвым: первая - очень узкая, вторая слишком широкая. Третья не позволяет установить качественного отличия живого организма, обладающего психикой. Нейропсихизм недостаточен, т.к. связь органа и функции подвижна, одну и ту же функцию могут выполнять разные органы. Функциональный критерий: Психика необходима для жизнедеятельности, она – функциональное свойство организма, необходим телесный орган - появляется НС. В общем случае функциональный критерий определяет наличие психики по поведению. Проблема – невозможно различить раздражимость от чувствительности по двигательным функциям животных.
Гальперин Критерий наличия психики и функции. Функция психического отражения – ориентировка организма в среде. Два типа ситуаций, в которых может оказаться и действовать живой организм, и соответственно им два типа приспособления (реагирования, ориентировки) организма к этим ситуациям – физиологическое (автоматическое действие, пассивная ориентировка). Нет необходимости в психическом отражении среды: приспособление может успешно осуществляться за счет готовых физиологических механизмов. Действия организма, в основе которых лежит морфологически закрепленный механизм, П.Я. Гальперин называет автоматическими. - психическое (активное действие, ориентировка). 1) актуальным отсутствием того, что необходимо организму (и, как следствие, необходимостью его поиска); 2) индивидуальной изменчивостью, т.е. практической неповторимостью в опыте индивида и даже вида, что приводит к отсутствию готовых адекватных механизмов реагирования и, соответственно, необходимости их создания «на месте». Действия организма в подобных ситуациях П.Я. Гальперин называет активными; механизмом же приспособления к такого рода ситуациям и совершения активных действий выступает психика. Возникновение подобного механизма П.Я. Гальперин связывал с переходом животных к подвижному образу жизни. Действительно, при перемещении животного во внешней среде его положение относительно окружающих объектов постоянно изменяется, что приводит к невозможности приспособления за счет только физиологических, закрепленных морфологически механизмов.
Гипотеза Леонтьева - Запорожца объективный критерий психики – способность реагировать на биологически нейтральные воздействия. 2 вида раздражимости: Раздражимос ть – это способность живых организмов реагировать на биологически значимое воздействие (биотические стимулы). Чувствительность - способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия, потенциальные сигналы будущей биотической ценности. Нужна для ориентировки в гетерогенной среде. Чувствительность = психическое отражение этих воздействий в форме ощущения. Функция психики – сигнальное опосредование деятельности, отражение биологического смысла воздействий.
Первичная форма психического отражения – элементарная сенсорная психика. Для нее характерно отражение отдельных свойств среды в форме ощущений.
Эксперименты Леонтьева с кожной чувствительностью Недостаточно наличия абиотического раздражителя и его объективной связи с биотическим – необходимо активное обследование ситуации субъектом (ориентировочная деятельность, поиск связи).
Стадии эволюции психики по Леонтьеву. · Элементарная сенсорная: Некоторые простейшие, все беспозвоночные, низшие хордовые, рыбы. Стадия элементарной чувствительности. Отражает отдельные свойства объекта. Ощущения, инстинкт, безусловный рефлекс. Типы научения: импритинг, привыкание, сенсибилизация. · Перцептивная стадия, предметное отражение. Восприятие целостных объектов. Способно обучаться, индивидуально приобретенные навыки поведения (операции). Образы, навык, условный рефлекс. Типы научения: классическое, оперантное. Поведение – совокупность операций, в зависимости от условий. · эксперимент с преградой и сомиком. Образ преграды и еды един. · эксперимент с кроликом. Ищет морковку в ящике, отражается объект целиком.
· Стадии интеллектуального поведения. Способность отражать межпредметные связи. Форма отражения – предметные ситуации, функциональные понятия. Форма поведения – интеллект. Признаки стадии: 1.Решение двухфазных задач; 2. Использование средств; 3. Перенос способа решения на сходные задачи. Возможен инсайт – целостная организация проблемной ситуации, которая позволяет устранить конфликт. Особенности деятельности: · 1) «внезапное» нахождение операции после небольшого числа безуспешных проб и ошибок · 2) воспроизведение найденной операциибез новых проб и ошибок при повторении опыта · 3) возможность переноса найденного решения в одной задаче на более или менее широкий круг новых задач, имеющих существенные отличия от первой, · 4) возможность объединения в одной деятельности двух различных операций: например, чтобы достать плод, обезьяне приходится сначала достать одну (более длинную) палку с помощью другой (короткой) палки — первая фаза решения задачи, а уже с помощью длинной палки достать собственно плод — вторая фаза решения задачи. Двухфазность решения задачи · Первая фаза решения задачи — фаза подготовки — лишена, по А.Н.Леонтьеву, непосредственного биологического смысла. Вторая фаза (употребление палки для доставания плода) — фаза осуществления — уже имеет непосредственный биологический смысл. · действие на основе предвосхищаемой ситуации, а не наличной. птицы видят, что в трубу поподает пищевой объект, а бегут ждать его на выходе, предвосхищ движение.
Адаптивное значение психики (А.Н. Северцев). 2 способа приспособления: · Изменение, приспособление органов. Медленный, к постепенным изменениям среды, общий у растений и животных; · Изменение поведения, способность к разумным действиям в ответ на быстрое изменение среды. 2 механизма развития поведения: - Медленное изменение наследственных форм поведения; - Приобретение индивидуального опыта в научении. Развитие в онтогенезе: · Зрелорождающиеся · Незрелорождающиеся Эмбриональная стадия – Постнатальная – Ювенильный период (в нём выделяется игровой период) На каждом этапе онтогенеза особые отношения с окружением. На эмбриональном уровне – через материнскую особь. На раннем постнатальном – также через материнскую особь. Это определит дальнейший ход развития, важно на данном этапе два фактора: 1. Взаимодействие при кормлении; 2 тактильная стимуляция. Ювенильный период. Взаимодействие с представителями своего вида. Концепция Фабри: игра – не взрослое поведение, а развивающая деятельность. Игра обладает рядом свойств: 1. Незавершенность 2. Перемешивание элементов из разных функциональных схема 3. Повторение паттернов. Игра – построение сенсомоторных координаций, животное научается управлять своим поведением. Сензитивный период. Депривация – потеря возможности взаимодействовать с видоспецифическим окружением(матерь, предметами) Пластичность – врожденное и приобретенное. Обычно приобретенное противопоставляется врожденному. Современные взгляды: a. Вагнер. Инстинкты – врожденное, бессознательное. Колеблются, отсюда пластичность. Понятие рамок – нормы реакции. b. Крег. Воронка Крега – структура поведенческого акта, то, что ригидно относится всегда к завершению, то, что пластично - к началу. c. Лоренц. В 30-х гг – концепция инстинктивного поведения. Пластичное поведение – поисковое. Исследовал только пауков и птиц. Инстинктивное поведение – комплекс фиксированных действий, повторяется, истощается, пластичен за исключением фазы конечного действия. Поведение – результирующая множества инстинктов. Термин врожденного и выученного в данный момент устаревшие. Генетическая предрасположенность и полученный опыт определяют границы научения. Условия жизни влияют на то, какие гены передаются следующему поколению. Роль ранних этапов крайне велика для развития поведения.
Date: 2015-09-24; view: 3194; Нарушение авторских прав |