Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теория поэтапного формирования умственных действий
Классическая немецкая философия: деятельность считается основой человеческого существования. От Гегеля у С.Л.Рубинштейна принцип единства сознания и деятельности. К.Маркс, диалектический материализм. Главный недостаток предшествующего материализма — созерцательность. Идеализм, напротив, был «деятельностным», но категория деятельности субъекта развивалась «абстрактно», в отрыве от реальных форм практической деятельности(деятельность сознания, душевная деятельность) В психологии эта позиция у Ф. Брентано. Выход из этой дихотомии в «деятельностном материализме». Материя и движение, материя и деятельность — неразделимые категории. Источник движения материи — не внешний по отношению к ней фактор, а противоречия, неизбежно возникающие в ходе взаимодействия вещей. Концепция М.Я. Басова Деятельность – особая структура, состоящая из отдельных актов и механизмов, связи между которыми регулируются задачей. Деятельность является субъективной: за всеми ее актами и механизмами стоит субъект. Нужно также изучать взаимодействия организма со средой и социумом. 3 вида строения деятельности: 1. Простая временная связь: деятельность – цепь реакций, система стимулов организована взрослыми для упорядочивания активности ребенка. 2. Ассоциативная связь – все действия, взятые из памяти, произведенные по ассоциации и пр. 3. Апперцептивно детерминированный процесс – подчинен цели, с которой соотносятся частичные действия. 2 подтипа: а) с готовой схемой, заданной извне; б) есть задача, нет принципа решения, поиск. С.Л. Рубинштейн вводит категорию деятельности в поле рассмотрения психологии. В своей деятельности субъект не только проявляется и обнаруживается, он в них создается и определяется. Принцип единства сознания и деятельности: сознание не управляет деятельностью извне, а составляет с ней органическое единство, оно и предпосылка, и результат. Деятельность как самостоятельный предмет исследования и как объяснительный принцип. Психология изучает психическую сторону деятельности, анализ целей и мотивов деятельности, внутреннее смысловое содержание и строение. Выделил различные виды деятельности (и дал их психологический анализ): игра, труд, учение. Деятельность отличается от реакции как процесс активного отношения человека к действительности. Структура деятельности (по критерию отношения к сознанию): 1. Реакции – неосознанное реагирование на стимул. 2. Действия – сознательный акт деятельности, направленный на объект. Реакция становится действием по мере того, как формируется предметное сознание. 3. Поступок – проявляется на уровне появления самосознания. Действие становится поступком по мере того, как отношение к себе и другим, став осознанным, начинает руководить деятельностью.
АНЛ 1) Преодоление постулата непосредственности: В классической психологии - дихотомия «внешнего» и «внутреннего», воздействие на субъекта вызывает мгновенный «ответ», объективные и субъективные явления — постулат непосредственности в психологии. Противопоставление исчезает в трехчленной системе: опосредствующее «звено» - человеческая деятельность - система различных форм реализации отношений между субъектом и объектом.
2) Типы, виды и формы деятельности. Структура деятельности Типы по видам реализуемых отношений субъекта к миру объектов: ü Практическая деятельность – преобразование мира в соответствии с поставленными целями. ü Познавательная деятельность – понимание объективных законов существования мира, необходимое для выполнения практических задач. ü Эстетическая деятельность – восприятие и создание произведений искусства, трансляция смыслов, которые определяются ценностными ориентациями социума и индивида. В каждом типе можно выделить отдельные виды деятельности по различию предметов(мотивов). Структура отдельной деятельности:
Деятельность — Мотив (предмет потребности) Действие - Цель Операция — Задача (цель в определенных условиях)
Система открыта, сверху может быть система деятельностей разного вида, иерархически организованных; снизу — психофизиологическими функциями, обеспечивающими ее реализацию. Предмет психологии - психика как функциональный орган деятельности, выполняющий задачи ориентировки в реальности и регуляции деятельности субъекта на основе полученного образа мира. Выделяют две формы деятельности по открытости для наблюдения Внешняя - предметно-практическая деятельность, взаимодействие субъекта с представленным для внешнего наблюдения объектом. Внутренняя – скрытая от прямого наблюдения деятельность субъекта с образами объектов.
Конкретную деятельность выделяли из системы по критерию мотива. М отив как предмет потребности, чтобы охарактеризовать мотив, необходимо обратиться к категории «потребность».
А.Н.Леонтьев определял потребность двояко: 1) как «внутреннее условие», одна из обязательных предпосылок деятельности, не способна вызвать направленную деятельность, вызывает ориентировочно-исследовательскую, поиск предмета, способного избавить субъекта от состояния нужды. 2) как то, что направляет и регулирует конкретную деятельность в предметной среде после встречи с предметом. Деятельность, побуждаемая мотивом, реализуется в форме действий, направленных на достижение определенной цели. Цель - желаемый результат деятельности, сознательно планируемый. Цель всегда осознаваема субъектом, а мотив, как правило, является неосознанным. Мотив можно осознать через эмоции при достижении цели. Способ действия в определенных условиях называется операцией и соотносится с задачей (т.е. целью, данной в определенных условиях). 2 типа операций: а) сначала развернутые сознательные действия, потом они уже не требуют сознательного контроля и становятся операциями. б) изначально неосознаваемые действия, сформированные до того, как возникло сознание(самоотчет) – ходьба и т.д. Так же Леонтьев занимался проблемами развития психики (элементарная сенсорная, перцептивная и интеллект).
Психика и деятельность. 1). Единственный путь познания психики - изучение деятельности субъекта в ее ориентировочной функции. 2). Психика представляет собой неразрывное единство психики как процесса и психики как образа. Деятельностная сторона психики ведущая по отношению к образной в генетическом плане, а в функциональном плане образная предшествует деятельностной. 3). Психика как ориентировочная часть любой деятельности определяется особенностями самой деятельности, единицы анализа психики неотделимы от единиц анализа деятельности. 4). Метод формирования психики становится главным методом ее исследования.
Единицы анализа психики как процесса и как образа Единицами анализа психики-образа (сознания-образа) являются чувственная ткань, значения и личностные смыслы. ü Чувственная ткань придает "реальность" образу мира: благодаря ей мир выступает для субъекта как нечто, лежащее вне его сознания, объективное "поле" его деятельности. ü Значение – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Обобщенный опыт познания действительности посредством предметных действий. "Надиндивидуальный" характер. Три основные группы значений - операциональные, предметные, словесные. ü Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Создает пристрастность сознания и не имеют "надиндивидуального" существования.
П.Я. Гальперин. Отмечал неразработанность процессуального, операционального содержания деятельности. Понимал психику как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях на основе образа. Исходя из этого, предметом психологии он видел ориентировочную деятельность субъекта. Гальперин выделил и описал основные эволюционные уровни действия: - физического действия - физиологического действия - действия субъекта (животные; план образа) - действия личности (индивидуальный и социальный опыт) Ввел в психологию формирующий эксперимент (изучение формирования психики). Разработал теорию поэтапного формирования умственных действий, в основе которой лежит обязательное формирование у учащегося развернутого плана ориентировочной основы действия.
Date: 2015-09-24; view: 748; Нарушение авторских прав |