Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема бессознательного в психологии





План:

1. Лейбниц. Введение понятия бессознательного (XVII в.) Закон непрерывности

2. Гартли

3. Гельмгольц. Теория бессознательных умозаключений (XIX в)

4. Глубинная психология З. Фрейда

4.1. Три точки зрения на душевную жизнь: Топическая, Экономическая, Динамическая.

5. Индивидуальная психология А. Адлера

5.1. Критика Фрейда

5.2. Чувство неполноценности

5.3. «Социальное чувство»

6. Аналитическая психология К. Юнга

6.1. Либидо по Юнгу

6.2. Учение о двух системах бессознательного

7. Неофрейдизм. Социально ориентированная форма психоанализа

7.1. К. Хорни. Стремление к безопасности

7.2. Г. Салливен. Межличностные отношения. Персонификации

7.3. Э. Фромм. Концепции общества. Бегство от свободы

8. Представления отечественных психологов о бессознательном

Асмолов (классификация бессознательных явлений)

Гиппенрейтер

Узнадзе

Бессознательное – характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы сознания, но оказывающих влияние на его поведение.

Одним из признаков, отличающих бессознательное от сознания, является то, что субъект не отдает себе отчет о его наличии во внутреннем мире.

Лейбниц-Гартли-Гельмгольц-Жане-Фрейд-Адлер-Юнг-Узнадзе.

Явления наблюдались давно. Однако отождествелении психики с сознанием (Декарт) надолго перекрыло данное направление.

Р.Декарт: отождествил сознательное и психическое => за пределами сознания может иметь место только чисто физиологическая, но не психическая, деятельность мозга.

Теоретически возможность существования бессознательных психических процессов доказал Лейбниц. Он говорит о «неосознаваемых восприятиях», которые он называл «малыми восприятиями». Сведение всей психики к сознанию – величайшее заблуждение. Ибо за рамками сознания имеется психическое содержание».

Д. Гартли: материалистическое объяснение бессознательного – связь с работой нервной системы. Импульсы задействуют рефлекторную дугу и попутно белое вещество, в котором след реакции остается дольше, чем в дуге. От силы следов зависит степень осознанности, слабые вообще не осознаются.

Г. Гельмгольц, говоря о бессознательных умозаключениях, бессознательное - особый механизм, который может не осознаваться, но оказывает существенное влияние на протекание психических процессов в сознании, помогая ориентироваться в мире.

П. Жане. Дал эмпирику бессознательного, травмирующих явлений, которые не прошли с травмой, а превратились в фиксированную идею. Сформулировал своё представление о бессознательном либо одновременно, либо раньше Фрейда.

Таким образом, к моменту создания психоаналитического учения, представления о бессознательном были широко распространены.

 

Фрейд Представил собственные методы изучения бессознательного(свободных ассоциаций, анализа ошибочных действий и толкование сновидений).

Бессознательное – нереализованные влечения, из-за конфликта с требованиями социальных норм не допущенные в сознание и вытесненные. Предмет психологии – бессознательное – как особый мир, имеющий законы функционирования и развития.

Исходные тезисы: 1. Независимость психики от сознания. 2. Строгая детерминация психической жизни бессознательными процессами. 3. Бессознательное принципиально можно ввести в область сознания и таким образом нейтрализовать.

Психоанализ рассматривает душевную жизнь с трех точек зрения:

· Топическая. Три сферы: сознательное, предсознательное, бессознательное.

· Экономическая. Влечения как энергетические потенциалы, стимулирующие к снятию напряжения.

· Динамическая. Я, Сверх-Я, Оно.

Индивидуальная психология Адлера.

Критика Фрейда

1) Биологизаторство, главное – «социальное чувство» (врождено).

2) Против расчленения личности – она едина.

3) Отрицание ведущей роли сексуальности в патологии. Ч увство неполноценности и необходимость компенсировать дефект. И сточники чувства неполноценности - аномалии органов или функций, субъективные факторы(ощущения, представления), неправильное воспитание(авторитаризм и гиперопека). Компенсируется стремлением к превосходству. В итоге образование бессознательных механизмов компенсации и сверхкомпенсации. Чувство неполноценности определяет жизненную цель, направляет поток душевной активности в определенном направлении. Цель вырабатывается индивидуально, задает индивидуальную личностную структуру - «стиль жизни»(Я, личность).

Человека нельзя рассматривать вне общества. Социальное чувство выражает связи между людьми в человеческом обществе. Развивается в трех жизненных сферах: профессиональной деятельности/социальных контактах/любви и браке. Нормальная личность с хорошо развитым социальным чувством хорошо компенсирована. Невротическая личность характеризуется увеличивающимся чувством неполноценности, неразвитым социальным чувством и преувеличенной активной целью к достижению превосходства.

 

Аналитическая психология Юнга. Критика Фрейда: либидо – имеет различные формы своего проявления в разные периоды человеческого развития, это творческая жизненная энергия, способствует личностному росту.

Проблемы: бессознательное и процесс развития личности.

Сохраняя деление психики на сознательное и бессознательное, Юнг развивает учение двух системах бессознательноголичном и коллективном. Личное – поверхностный слой психики, включающий все содержания, связанные с индивидуальным опытом. Содержание может проявляться в снах и фантазиях. Коллективное бессознательное – сверхличная бессознательная психика, включающая природное существо(инстинкты, влечения), и архетипы, в которых проявляется человеческий дух. Это регулятор душевной жизни: инстинкт определяет специфическое поведение человека, а архетип - формирование сознательных психических содержаний. Архетипы – некоторые прообразы. С уществуют в форме образов и символов, соответствуют самым глубоким слоям бессознательного. Основание введения коллективного бессознательного – клинические данные(общее содержание в фантазиях многих больных, аналогичное образам в мифах).

 

Неофрейдизм выступал за социальную обусловленность формирования характера человека и неврозов. К. Хорни, Г. Салливена, Э. Фромма.

Хорни - человеком движут бессознательные стремления к безопасности и удовлетворению.

Г Салливен - роль межличностных отношений(складывается персонификация) в формировании личности и её развитии. Персонификации определяют отношения к другим людям.

Э. Фромм - социальная обусловленность характера человека типом общества. Понятие социального характера. Бегство от свободы(от инстинктивной предопределенности действий, а не в позитивном контексте смысле).

Группы явлений в бессознательной психологии: творчество, ошибки, установка.

Представления отечественных психологов о бессознательном

По Асмолову: бессознательное - это отсутствие противопоставленности субъекта и отражаемого им мира, т.е. слияние субъекта и объекта. Ч ерты бессознательного:

- нечувствительность к противоречиям,

- отсутствие критичности,

- слияние прошлого, настоящего и будущего в одном психическом акте,

- иррациональность, странность смысловых связей

- возможность любого, фантастического, оригинального решения проблемы,

- наличие особых логик. Не знает логики сознания, открыто бесконечному количеству «иных логик».

 

Классификация бессознательных явлений (по А.Г.Асмолову). Критерий – место в структуре деятельности.

1. Надындивидуальные подсознательные явления: прижизненно усвоенные индивидом (как членом социальной общности) образцы поведения и способы познания, характерные для этой общности.

2. Неосознаваемые побудители деятельности

3. Неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности

- первичные - не осознавались с самого начала их возникновения (напр., ходьба);

- вторичные - происходят из вполне сознательных действий, которые для своего построения и осуществления требуют вначале сознательного контроля, однако по мере «отработки» данного действия оно преобразуется в навык, контроль за которым осуществляется уже на бессознательном уровне.

4. Неосознаваемые резервы органов чувств

 

Классификация Ю.Б. Гиппенрейтер принципиально схожа, отличается отсутствием «резервов»

Узнадзе. Установка - это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении. Первоначально изучались установки, относящиеся именно к уровню неосознаваемых механизмов сознательных действий. Явления неосознаваемой установки как отражение «досознательной» формы психики, ранней (в генетическом и функциональном смысле) ступени развития сознательного процесса. Эксперименты с весом шара, объемом, иллюзией слуха и др.

Установка направляет перцептивный процесс.

 

Date: 2015-09-24; view: 1055; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию