Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема сознания в психологии
1. Новое время: Декарт, Локк, ассоцианисты, 2. Вундт. Психология сознания. Титченер 3. Функционализм (Брентано, Джеймс). 4. Фрейд. 5. Гештальтпсихология. 6. Бихевиоризм. 7. ЛСВ. 8. АНЛ. Сознание – высшая форма психического отражения, присущая только человеку как культурно-историческому существу. В область изучения психологии сознание ввели Декарт и Локк. Р. Декарт: Сознание как прямое и непосредственное знание субъекта о том, что происходит в нем, когда он мыслит. Атрибут сознания – мышление. Метод сомнения. О т сущности «Я» неотделимо только мышление. Мышление включает в себя всё содержание сознания. Критерий психического – сознавание. Дж. Локк развил тезис Декарта. Предмет психологии – факты сознания, открыты только мне; изучать методом интроспекции. Два источника знаний: а) объекты внешнего мира (впечатления); б) деятельность собственного ума (рефлексия) Начало элементаризма: сознание состоит из идей; идеи простые и сложные; сложные состоят из простых. 3 пути образования из простых идей сложных: соединение; сравнение; абстракция. Ассоциация – закономерная связь, возникающая в опыте индивида между двумя содержаниями сознания, появление одного влечет появление другого.
(Д.Гартли, Д.Юм). Ассоциативная психология считала сознание составленным из элементов (простейших чувств, идей и пр.), объединенных по закону ассоциации в более крупные (образы, эмоции). В.ВУНДТ Одна из первых программ создания психологии. Предмет - сознание, "совокупность сознаваемых состояний". Модель сознания как поля сознания и поля внимания в центре, с фиксационной точкой внимания в сердцевине). Свойства сознания: 1. Сознание состоит из элементов. 2 типа: - объективные - ощущения – отражение отдельного свойства предмета(качество, интенсивность протяженность) - субъективные - простые чувства, могут комбинироваться в сложные. Субъективные, т.е. чувства, представляют собой 3 пары: · удовлетворение/неудовлетворение, · возбуждение/успокоение, · напряжение/разрядка. Любое эмоциональное состояние можно собрать из трех простейших элементов. 2. Сознание ритмично по своей природе (метроном): тенденция к образованию групп. За счет группировки объем внимания и сознания могут увеличиваться. 3. Объем сознания = 16, элементов до 40. Объем внимания = 7 + 2. То, что находится в поле внимания, осознается ясно и отчетливо. Законы связи элементов сознания (с помощью ассоциаций ) Память – установление ассоциаций.Возникновение единого опыта из отдельных составляющих сознания объясняет теория апперцепции. Основные процессы сознания: -перцепция - это процесс вхождения какого-либо содержания в поле сознания, - апперцепция - сосредоточение сознания (внимания) на каком-либо содержании, т.е. содержание попадает в область ясного сознания. Апперцепция является предвниманием и предполагает активность субъекта Динамика апперцепции и перцепции: если перцепция связана с апперцепцией, может быть получение большего (целого), если связи нет - перцепт может быть вытеснен за порог сознания. Матафора сознания – волна. Процессы на гребне – высокая степень ясности, когда они лучше всего проявляются в переживании. Интенсивность возрастает с ясностью. Титченер. Метод – аналитическая интроспекция. Специфика метода: направляется на выделение простейших элементов сознания( ощущений и элементарных чувств), испытуемые должны избегать терминов, описывающих внешние объекты, только ощущения. Ответ в терминах внешних объектов был назван Э. Титченером «ошибкой стимула». Результатом должно было быть получение «сенсорной мозаики» того или иного образа.
4. Брентано Франц. Функционализм – изучали не структуру, а функции. Представления Вундта о сознании неверны, игнорируют активность сознания, постоянную направленность на объект("интенция "). Сознание целостно по природе. Психическими являются не содержания, а процессы, представляющие явления внешнего мира в сознании – психические акты. Психология - наука об актах сознания.
В Америке классик функционализма У.Джеймс. С ознание как поток. 4 св-ва сознания: 1) непрерывность; 2) изменчивость; 3) избирательность; 4) индивидуальность.
ГЕШТАЛЬТИСТЫ сознание – целостная структура, от общей организации которой зависят отдельные компоненты. Свойства: 1. Принцип неаддитивности – целое не равно сумме его частей. 2. В сознании можно выделить центр (фигуру) и периферию (фон). Эти части являются связанными, образуют единую структуру. В гештальт-психологии выработали разные законы сознания новые.
Методы в психологии сознания. Аналитическая интроспекция (Э. Титченер). Стремление полного расчленения чувственного образа на составные „элементы“, не редуцирующиеся к параметрам раздражителя. Систематическая интроспекция (Вюрцбургская школа). Ориентацией на отслеживание основных стадий процесса мышления, ретроспективный отчет. Феноменологическая интроспекция (гештальтпсихология). Ориентацией на описание психических феноменов в их непосредственности и целостности „наивным испытуемым“.
З.ФРЕЙД: психика состоит из трех слоев – сознательного, предсознательного и бессознательного, – в которых и располагаются основные структуры личности. Явления сознания 3. Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени. Центром сферы сознания является Эго.
III. Неклассическая психология сознания. Л.С. ВЫГОТСКИЙ: нельзя объяснять явления сознания из самого сознания - искать в общественных отношениях. Две линии психического развития ребенка – «натуральное» и «культурное». -существуют особые «психологические орудия» - различные знаковые системы. Внешний знак – интериоризация. три основных свойства ВПФ: 4) + системность.
Отсюда главное: сознание общественно по происхождению; оно имеет культурно-исторический характер; имеет смысловое (значения) и системное (ВПФ) строение.
А.Н. ЛЕОНТЬЕВ.
Рубинштейн выводит принцип единства сознания и деятельности - субъект в своих деяниях не только обнаруживается и проявляется, он в них созидается и определяется. Психика неотделима от деятельности, особая форма отражения мира, ф ункция любой формы деятельности. Путь познания психики - изучение деятельности субъекта в ее особой (ориентировочной) функции. - психика как ориентировочная часть деятельности определяется ее особенностями(мотивами, целями и т.п.), единицы анализа психики оказываются неотделимыми от единиц анализа деятельности.
-структура сознания - деятельности: деятельность - действие - операция - психофизиологические функции. Выделение отдельных деятельностей по критерию мотива (предмета потребности), действий - критерию цели (сознательного образа желаемого результата), операций - критерию способа выполнения действия (т.е. задачи, цели в определенных условиях). "сдвиг мотива на цель" (приобретения целью самостоятельный побудительной силы) и осознания мотива (превращения его в мотив-цель). Структура сознания-образа: 1. Чувственная ткань – придает "реальность" образу мира как внешнему полю деятельности. 2. Значение – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. 3. Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Личностный смысл – значение «для меня», которое определяется потребностями и мотивами данного человека
У Леонтьева встречаются три различные понимания сознания: 1) Объективное отражение, в отличие от субъективного у животных. 2) Рефлексируемый внутренний мир человека и самосознание. 3) Основное свойство - представленность субъекту его психической жизни (осознанность).
Французская социологическая школа (Дюркгейм, Де Роберти, Хальбвакс и другие): индивидуальное сознание возникает в результате воздействия на человека сознания общества, под влиянием которого психика социализируется и интеллектуализируется, становится сознанием. Сознание - это "со-знание", продукт общения сознаний.
Date: 2015-09-24; view: 747; Нарушение авторских прав |