Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методы психологической практики
Характеристика науки включает не только ее предмет, но и определение метода. Метод (в широком смысле ) – путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных общих знаний (принципов). «Путь к цели», где цель - объективное знание. Метод (в узком смысле) – реализация определенного познавательного отношения к изучаемой действительности, направляющего организацию исследования и предполагающего использование соответствующих приемов и процедур исследования. Методика – процедура, техника сбора данных.
Классификации методов в психологии Классификация методов всегда носит условный характер, т.к. одно и то же название метода может маскировать совершенно разные теоретические позиции отдельных авторов. Ананьев: фактически отражена схема исследования в психологии. ü организационные (сравнительный, лонгитюдный и комплексный анализ); ü эмпирические (все виды наблюдения, тесты, социометрия, биографические и др.); ü приемы обработки экспериментальных данных (количественные и качественные); ü интерпретационные (генетические фило- и онтогенетический и структурные методы: классификация, типологизация и др.). Рубинштейн: ü Наблюдение – это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Наблюдение может быть внешним и внутренним (самонаблюдение). ü Эксперимент: лабораторный, естественный, психолого-педагогический, вспомогательный метод – физиологический эксперимент (в его основной модификации метод условных реакций) ü приемы изучения продуктов деятельности ü беседа, в частности клиническая беседа ü анкета Современная систематика методов психологического исследования Современная систематика методов отражает особенности познавательного отношения к психологической реальности – перечень решаемых задач или различие нормативов (и возможных выводов), различия в психологических гипотезах. Тогда мы будем говорить о следующих типах методов в психологии. Наблюдение - преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Наблюдение как научный метод предполагает: - определение цели и задач наблюдения; - исходную описательную гипотезу; - подробно разработанный план наблюдения, способов регистрации наблюдаемого, способов обработки получаемой информации). Наблюдение часто включено в другие методы исследования. При психол. наблюдении субъект наблюдения исп. спец. выделенные категории и единицы, выступающие как средства качественного описания наблюдаемой им реальности. ü единицы наблюдения - описание объекта в словаре ест. языка и языка научных понятий; ü категория наблюдения разработка систем условных названий, искусственных созданных знаков и кодов. Виды наблюдения - несистематическое/систематическое, сплошное/выборочное и т.д. Беседа - метод получения информации на основе вербальной коммуникации. Беседа может быть стандартизированная и нестандартизированная. Должна иметь четкую цель и план проведения. Сбор вербальной и невербальной информации. Различаются по задаче (терапевтическая, экспериментальная, сбор субъективного анамнеза и тд) Эксперимент - метод психологического исследования, характеризующийся активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. 4 особенности по Рубинштейну: ü исследователь сам вызывает изучаемое явление; ü экспериментатор может варьировать, условия протекания и проявления изучаемого процесса; ü возможно попеременное исключение отдельных условий; ü эксперимент позволяет варьировать количественные соотношения условий, допускает математическую обработку данных.
Проверяется каузальная гипотеза - предположение о существовании причинно-следственной связи между явлениями. Экспериментальная гипотеза – конкретизация некоторой идеи, с целью ее проверки в эксперименте. Гипотеза включает: - НП (независимая переменная - управляемая, т.е. активно изменяемая исследователем переменная); - ЗП (зависимая переменная - то, что изменяется под влиянием изменение НП) - ДП (дополнительные переменные - переменные, влияющие на результат эксперимента),. Экспериментальная гипотеза – это предположение об отношении между НП и ЗП при определенном уровне ДП. План, или схема эксперимента, – план предъявления испытуемому или группам всех уровней НП для проверки каузальной гипотезы. Это также план фиксации ЗП (во всех пробах, при всех уровнях НП). Валидность – достоверность вывода, кот обеспечивают результаты реального эксперимента по сравнению с результатами безупречного эксперимента. 5 Видов валидности: Конструктивная, Внешняя, Популяционная, Операциональная, Внутренняя. Репрезентативность – степень приближения реального эксперимента к одному из видов безупречного эксперимента. Экспериментальный контроль – все способы усовершенствования эксперимента, приближающие его к безупречному. Способы задания уровней НП (функциональный контроль НП, управление экспериментальными факторами), контроль побочных переменных и всех факторов, которые могут угрожать валидному выводу.
Типы психологических экспериментов По А.Р. Лурия (1970): · Структурный анализ: выделяется и анализируется структура изучаемого процесса или явления. Ставится перед испытуемым какую-либо конкретную задачу и прослеживает строении соотв. действий испытуемого, характер используемых средств и пр. · Экспериментально-генетические методы: прослеживаются различные стадии развития изучаемого процесса. · Экспериментально-патологические методы (методы синдромного анализа). 1. По форме осуществления. Реальный эксперимент и Мысленный 2. По условиям проведения. Лабораторный, Естественный(полевой) 3. По целям эксперимента. С научными, с практическими 4. По задачам эксперимента Констатирующий, Формирующий. 5. Квазиэксперимент – по форме контроля – это исследование, которое направлено на проверку причинно-следственной гипотезы, но не может быть названо истинно экспериментальным, в силу недостаточного контроля за экспериментальным воздействием и побочными факторами.
Измерение - система процедур получения числовых (количественных) характеристик свойств изучаемых в психологии явлений и процессов. Тест - ряд заданий различного характера, выполнение которых оценивается в количественных показателях; устанавливается соответствие последних определенным нормам и стандартам. Тесты интеллекта (уровня интеллектуального развития) представляют собой батарею вопросов или задач (вербальных и невербальных), решение которых оценивается определенным количеством баллов. Личностные опросники - разновидность тестов, разработанных в рамках субъективного диагностического подхода и направленных на измерение различных особенностей личности. Проективные методы направлены на изучение целостной личности и особенно бессознательных ее структур, поэтому они гораздо менее формализованы, чем опросники. Термин «проективные техники» был введен Франком в 1939. он разработал классификацию методик: методики структурирования (Роршах); конструирования (рассказ); интерпретации (ТАТ); катарсиса; экспрессии (РНЖ); изучения импрессии (Люшер) и пр. Анализ продуктов деятельности -способ получения информации в результате количественного и качественного анализа документальных источников
Методы психологической практики Методы психологической практики - ориентированы не на исследование психики и сознания, а на практическую работу с ними. Выделяются: 1) психотерапия как искусство воздействия на психику и личностные особенности клиента при различного рода заболеваниях или испытываемых клиентом трудностях в социальных контактах, 2) психологическая консультация, 3) психокоррекция, 4) психотренинг и т.п. Практические методы можно классифицировать на основании тех теоретических воззрений, на основании которых они были созданы(когнитивно-бихевиоральные, гештальтистские, и т.д.).
Date: 2015-09-24; view: 1032; Нарушение авторских прав |