Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы психологической практики





Характеристика науки включает не только ее предмет, но и определение метода.

Метод (в широком смысле ) – путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных общих знаний (принципов). «Путь к цели», где цель - объективное знание.

Метод (в узком смысле) – реализация определенного познавательного отношения к изучаемой действительности, направляющего организацию исследования и предполагающего использование соответствующих приемов и процедур исследования.

Методика – процедура, техника сбора данных.

 

Классификации методов в психологии

Классификация методов всегда носит условный характер, т.к. одно и то же название метода может маскировать совершенно разные теоретические позиции отдельных авторов.

Ананьев: фактически отражена схема исследования в психологии.

ü организационные (сравнительный, лонгитюдный и комплексный анализ);

ü эмпирические (все виды наблюдения, тесты, социометрия, биографические и др.);

ü приемы обработки экспериментальных данных (количественные и качественные);

ü интерпретационные (генетические фило- и онтогенетический и структурные методы: классификация, типологизация и др.).

Рубинштейн:

ü Наблюдение – это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Наблюдение может быть внешним и внутренним (самонаблюдение).

ü Эксперимент: лабораторный, естественный, психолого-педагогический, вспомогательный метод – физиологический эксперимент (в его основной модификации метод условных реакций)

ü приемы изучения продуктов деятельности

ü беседа, в частности клиническая беседа

ü анкета

Современная систематика методов психологического исследования

Современная систематика методов отражает особенности познавательного отношения к психологической реальности – перечень решаемых задач или различие нормативов (и возможных выводов), различия в психологических гипотезах. Тогда мы будем говорить о следующих типах методов в психологии.

Наблюдение - преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан.

Наблюдение как научный метод предполагает:

- определение цели и задач наблюдения;

- исходную описательную гипотезу;

- подробно разработанный план наблюдения, способов регистрации наблюдаемого, способов обработки получаемой информации).

Наблюдение часто включено в другие методы исследования.

При психол. наблюдении субъект наблюдения исп. спец. выделенные категории и единицы, выступающие как средства качественного описания наблюдаемой им реальности.

ü единицы наблюдения - описание объекта в словаре ест. языка и языка научных понятий;

ü категория наблюдения разработка систем условных названий, искусственных созданных знаков и кодов.

Виды наблюдения - несистематическое/систематическое, сплошное/выборочное и т.д.

Беседа - метод получения информации на основе вербальной коммуникации.

Беседа может быть стандартизированная и нестандартизированная.

Должна иметь четкую цель и план проведения. Сбор вербальной и невербальной информации.

Различаются по задаче (терапевтическая, экспериментальная, сбор субъективного анамнеза и тд)

Эксперимент - метод психологического исследования, характеризующийся активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.

4 особенности по Рубинштейну:

ü исследователь сам вызывает изучаемое явление;

ü экспериментатор может варьировать, условия протекания и проявления изучаемого процесса;

ü возможно попеременное исключение отдельных условий;

ü эксперимент позволяет варьировать количественные соотношения условий, допускает математическую обработку данных.

 

Проверяется каузальная гипотеза - предположение о существовании причинно-следственной связи между явлениями.

Экспериментальная гипотеза – конкретизация некоторой идеи, с целью ее проверки в эксперименте. Гипотеза включает:

- НП (независимая переменная - управляемая, т.е. активно изменяемая исследователем переменная);

- ЗП (зависимая переменная - то, что изменяется под влиянием изменение НП)

- ДП (дополнительные переменные - переменные, влияющие на результат эксперимента),.

Экспериментальная гипотеза – это предположение об отношении между НП и ЗП при определенном уровне ДП.


План, или схема эксперимента, – план предъявления испытуемому или группам всех уровней НП для проверки каузальной гипотезы. Это также план фиксации ЗП (во всех пробах, при всех уровнях НП).

Валидность – достоверность вывода, кот обеспечивают результаты реального эксперимента по сравнению с результатами безупречного эксперимента.

5 Видов валидности: Конструктивная, Внешняя, Популяционная, Операциональная, Внутренняя.

Репрезентативность – степень приближения реального эксперимента к одному из видов безупречного эксперимента.

Экспериментальный контроль – все способы усовершенствования эксперимента, приближающие его к безупречному. Способы задания уровней НП (функциональный контроль НП, управление экспериментальными факторами), контроль побочных переменных и всех факторов, которые могут угрожать валидному выводу.

 

Типы психологических экспериментов

По А.Р. Лурия (1970):

· Структурный анализ: выделяется и анализируется структура изучаемого процесса или явления. Ставится перед испытуемым какую-либо конкретную задачу и прослеживает строении соотв. действий испытуемого, характер используемых средств и пр.

· Экспериментально-генетические методы: прослеживаются различные стадии развития изучаемого процесса.

· Экспериментально-патологические методы (методы синдромного анализа).

1. По форме осуществления. Реальный эксперимент и Мысленный

2. По условиям проведения. Лабораторный, Естественный(полевой)

3. По целям эксперимента. С научными, с практическими

4. По задачам эксперимента Констатирующий, Формирующий.

5. Квазиэксперимент – по форме контроля – это исследование, которое направлено на проверку причинно-следственной гипотезы, но не может быть названо истинно экспериментальным, в силу недостаточного контроля за экспериментальным воздействием и побочными факторами.

 

Измерение - система процедур получения числовых (количественных) характеристик свойств изучаемых в психологии явлений и процессов.

Тест - ряд заданий различного характера, выполнение которых оценивается в количественных показателях; устанавливается соответствие последних определенным нормам и стандартам.

Тесты интеллекта (уровня интеллектуального развития) представляют собой батарею вопросов или задач (вербальных и невербальных), решение которых оценивается определенным количеством баллов.

Личностные опросники - разновидность тестов, разработанных в рамках субъективного диагностического подхода и направленных на измерение различных особенностей личности.

Проективные методы направлены на изучение целостной личности и особенно бессознательных ее структур, поэтому они гораздо менее формализованы, чем опросники.

Термин «проективные техники» был введен Франком в 1939. он разработал классификацию методик: методики структурирования (Роршах); конструирования (рассказ); интерпретации (ТАТ); катарсиса; экспрессии (РНЖ); изучения импрессии (Люшер) и пр.

Анализ продуктов деятельности -способ получения информации в результате количественного и качественного анализа документальных источников

 

Методы психологической практики

Методы психологической практики - ориентированы не на исследование психики и сознания, а на практическую работу с ними. Выделяются:


1) психотерапия как искусство воздействия на психику и личностные особенности клиента при различного рода заболеваниях или испытываемых клиентом трудностях в социальных контактах,

2) психологическая консультация,

3) психокоррекция,

4) психотренинг и т.п.

Практические методы можно классифицировать на основании тех теоретических воззрений, на основании которых они были созданы(когнитивно-бихевиоральные, гештальтистские, и т.д.).

 







Date: 2015-09-24; view: 1032; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.02 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию