Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Отечественная психология
Наука. Психология как наука. Психология как наука Связь с др науками Научная и житейская. Как наука о душе Сознания. Структурализм Функционализм Бихевиоризм Гештальт психология Когнитивная психология Психоанализ. Отечественная психология Наука – 1) сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все моменты и условия этого производства. М. Г. Ярошевский. Обусловленность развития науки социокультурными и другими «внешними факторами». Психология – наука о душе (психике). Объект – человек сам по себе и в системе общества Предмет - психика, функция высокоорганизованной материи (мозга) или активное отражение объективной или субъективной реальности. Психическое отражение - активный процесс, самообуславливающий, способствующий адаптации субъекта и изменению и преобразованию мира. Характеристики психики: 1. отражает окружающий мир. 2. Регулирует поведение. Методы: эксперимент, беседа, наблюдение, эксперимент. О бъект и субъект познания сливаются. Плюрализм мнений, нет единого правильного ответа. Теории имеют право на существование, так как рассматривают психические процессы с разных сторон. Психология и другие науки. Психология начинала свое развитие в рамках философии. В 1879 г. она выделилась официально в отдельную науку (В.Вундт). Возникла на стыке естественных наук о человеке и гуманитарных (философия). Место психологии в системе наук, изучающих человека Б. Ф. Ломов. Психология - интегратор всех наук о человеке. Пирамидка общественные, естественные, технические, философские. (время на нарисовать 10 сек) 4. Соотношение научной и житейской психологии. 1. В житейской психологии знания конкретны, научная - обобщения, научные понятия. 2. Житейские - интуитивный характер, путем проб и ошибок. Научные рациональны и осознанны. 3. Возможность передачи знания в житейской ограничена. В научной аккумулируются и передаются. 4. Методы житейской - наблюдение и размышление, в научной добавляется эксперимент. Научная психология: · Опирается на житейский психологический опыт; · Извлекает из него свои задачи; · На последнем этапе им проверяется. Развитие предмета психологии. 2 больших периода: (6 век до н.э. – 19 век)психологические знания развивались в философии и других науках; (с середины 19 в) второй — п сихология как самостоятельная наука. Этапы Развитие учения о душе в рамках философии и медицины. Душа (античность) – особое начало, источник активности, проблемы истинного познания, жизни души после смерти и в ИСС. Материалистические представления о душе: демокрит, Эпикур. Душа телесна, причина движения тела, смертна. Идеалистическая психология Платона. Душа относится к миру идей, связывается с телом при рождении, после смерти возвращается в мир идей, тело – к миру вещей. Мировая душа и индивидуальная душа. Аристотель. Душа – форма живого тела, его причина и цель жизни, сущность, «энтелехия». Растительная-животная-высшая(разум) душа, у животных 1 и 2, у человека 1,2,3
Христианство закрепило представления о божественной сущности души. Тенденция к эмпирическому изучению. Р. Бэкон (13 в.), У. Оккам (14 в.), Ф. Бэкон (16 в.): реальность нужно изучать в опыте. Душа не подается эмпирическому исследованию, нужно отказаться от рассуждений о ее сущности. В работах следующих ученых есть представление о душе, но она уже не обладает силой объясняющего принципа. Р. Декарт: Мышление дано непосредственно, все остальное опосредствованно им. Самым достоверным является наше сознание – его и нужно изучать. Дж. Локк: содержание сознания (идеи) приобретено в опыте. 2 вида: внешний и внутренний. Единственный путь изучения сознания – внутреннее восприятие. Зародился метод интроспекции, эмпирическая психология сознания. Развились в идеи Вундта и Брентано. В.Вундт: 1879 – первая лаборатория экспериментальной психологии. Сознание – совокупность сознаваемых состояний. Задачи психологии: 1. описание свойств сознания; 2. выделение элементов; 3. установление связей между элементами; 4. нахождение законов. Метод: эксперимент – строго контролируемая интроспекция. Элементы сознания: ощущения и простейшие чувствования (удовольствие/неудовольствие, напряжение/разрядка, возбуждение/успокоение). Свойства: качество и интенсивность. Фр.Брентано: 1874 «психология акта»: Психическими являются, процессы, представляющие явления внешнего мира в сознании – психические акты. Метод: внутреннее восприятие того, что совершается в сознании. Эксперимент невозможен. У.Джеймс: Метафора "потока сознания": процессуальность сознания, невозможность выделения четких элементов. Свойства потока: - состояние сознания стремится быть частью личного сознания(я чувствую), - в сознании происходят постоянные изменения (уникальность), - процессы в сознании непрерывны, - сознание избирательно. Создана детальная классификация психических явлений, выявлен ряд законов.
Бессознательные психические процессы. Утверждали существование Лейбниц и Гербарт, но Фрейд первый сказал, что нужно и можно изучать систематически. Показал связь между психосоматическими симптомами и скрытыми от сознания переживаниями. Сознание – не самая главная часть психики, причины движущих сил и механизмов психики в основном в бессознательном. Три метода исследования: 1 – анализ невротических симптомов; 2 – толкование сновидений; 3 – анализ ошибочных действий. Критика: пансексуализм, произвольность в применении методов. Поведение. Джон Уотсон: Сознание не подлежит объективному изучению. => Предмет психологии - поведение индивида – совокупность внешне наблюдаемых реакций(в т.ч. кгр, ээг и пр) на внешние воздействия. Критика: механистичность. Необихевиоризм – введение промежуточных переменных и постепенное расширение внутренней реальности индивида. Преодоление многих ограничений классического бихевиоризма. Эвристичность, широкое применение в практике(Бандура, Скиннер, Толмен). Гештальтпсихология (Вертгеймер, Келер, Коффка). Предмет психологии – сознание, целостная структура. Обнаружили множество законов восприятия: фактор близости, фактор сходства, фактор "общей судьбы", закон прегнантности и т.п. Принцип изоморфизма: тождественность психических и физиологических процессов по структуре, сознание – "тень" физиологических процессов, специфики нет. Информационный подход (когнитивная психология). В основе необихевиоризм, гештальтпсхология и компьютерные технологии. Предмет - познание, когнитивные процессы. Метафора познания как переработки информации техническим устройством. Основной метод: моделирование процессов познания. Дали большой толчок развитию компьютерных программ, но методологически на позиции бихевиоризма. Проблема активности не решена: работа программы в компьютере задается человеком, у человека процессы целеполагания. Отечественная психология: неклассический подход (ЛСВ и АНЛ). Главная особенность классического подхода: противопоставление объективного и субъективного. Неклассическая логика: психика принадлежит субъекту и нужна для ориентации в мире, несет в себе отраженные, значимые свойства объективного мира. Психология должна рассматривать связи, процессы, связывающие субъекта с миром. Леонтьев: деятельность - конкретная связь объекта и субъекта (функция - ориентирует субъекта в мире). Объектом психологии является деятельность, предмет психологии – психическое отражение реальности, его строение, порождение и функционирование.
2Методы психологического исследования. Типы психологических экспериментов. План: Date: 2015-09-24; view: 890; Нарушение авторских прав |