Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Классификация компьютерных средств обучения
В литературе по компьютерным средствам обучения можно встретить различные классификации компьютерных программ учебного назначения. Мы будем придерживаться следующей классификации этих программ: 1. Обучающие программы. 2. Предметно-ориентированные среды. 3. Тренажеры. 4. Тестирующие и контролирующие программы. 5. Справочники, базы данных учебного назначения. 6. Лабораторные практикумы. 7. Компьютерные (электронные) учебники. Обучающие программы – программы, осуществляющие процесс передачи обучаемому определенных знаний. Обучение в них ведется в диалоговом режиме, обучаемому предъявляется некоторая информация (текстовая, графическая, видео- и т. д.), осуществляется контроль за процессом обучения. Такие программы основаны на идее программированного обучения. Предметно-ориентированная среда – это учебный пакет программ, позволяющий работать с объектами определенного класса. В них реализованы возможности оперировать с изучаемыми объектами на языке предметной области. Выполняя вспомогательные (в контексте изучаемого раздела) операции и представляя результаты действий в содержательной и наглядной форме, допуская пошаговое решение задач, общаясь с учащимся на общепринятом языке, такие пакеты позволяют ему сосредоточиться на существе изучаемого понятия, метода, алгоритма. Учебный пакет, с одной стороны, является инструментом, помогающим учащемуся решать задачи изучаемой дисциплины, с другой – будучи снабженным методическими разработками, пакет позволяет наблюдать, учиться исследовать и описывать свойства изучаемых объектов, учиться решать задачи. Кроме того, учебные пакеты выступают удобным средством адаптации к использованию научных прикладных программных продуктов (ППП). Тренажеры служат для отработки и закрепления технических навыков решения задач, обеспечивают получение информации по приемам решения задач, тренировку на различных уровнях самостоятельности, контроль и самоконтроль, вспомогательные средства (калькуляторы, таблицы, «записные книжки», автоматическое решение подзадач и т. д.). Как правило, включают режимы: теория, демонстрация примеров, работа с «тренером», самостоятельная работа, самоконтроль. Тестирующие и контролирующие программы – это программные средства, предназначенные для контроля и оценки качества знаний и для самоконтроля. Контроль усвоения является органической составной частью процесса обучения. Его применяют для того, чтобы – определить фактические результаты обучения; – установить характер педагогических воздействий, которые нужно произвести для устранения недочетов в работе учащихся; – выявить изменения, которые надо внести в организацию процесса обучения для повышения эффективности последнего; – развить чувство индивидуальной ответственности учащегося за качество его работы; – стимулировать учащихся к трудовой деятельности, укрепить их дисциплину и выработать у них критическое отношение к результатам собственного труда. Компьютерный контроль усвоения помогает преподавателю в этой работе. Контролирующие программы могут оценить фактические результаты обучения, выявить количество и качество знаний, умений и навыков, которыми обладают учащиеся в момент контроля. При этом они оценивают: 1) полноту и точность запоминания правил и закономерностей; 2) умение применять полученные знания к решению практических задач; 3) навыки выполнения соответствующих действий. Наряду с диагностической и воспитательной функцией, контролирующие программы выполняют и функцию обучения. Повторение в процессе контроля способствует уточнению знаний. Действия, выполняемые учащимися во время контроля, формируют и закрепляют умения и навыки. Рынок таких программ в настоящий момент очень велик. Справочники и базы данных учебного назначения предназначены для хранения и предъявления учащемуся разнообразной учебной информации справочного содержания. Для них характерны иерархическая организация материала и наличие возможности быстрого поиска информации по различным признакам или по контексту. Лабораторные практикумы служат для проведения наблюдений над объектами, их взаимосвязями или некоторыми их свойствами, для обработки результатов наблюдений, для их численного и графического представления и для исследования различных аспектов использования этих объектов на практике. В программах этого типа должны быть четко определены цели эксперимента, описаны средства и методики проведения эксперимента, методы обработки и анализа экспериментальных данных, формы отчета. Компьютерный (электронный) учебник определим как единый комплекс программ, содержащий сведения по учебному предмету в объеме, достаточном для подготовки учащегося по всей учебной дисциплине, и методические указания, определяющие последовательность обучения. Как нам кажется, особенностью компьютерного учебника является то, что он представляет собой комплекс программ, не только разработанный в виде алгоритмических указаний на бумаге, но уже реализованный на компьютере. Иногда в литературе можно встретить понятие компьютеризированного учебника, который определяется как совокупность программно-аппаратных средств и учебно-методических изданий, объединенных общим замыслом и тематикой. Такой учебник содержит текстовую и компьютерную части. Текстовая часть должна содержать весь объем предлагаемого обучаемому материала, чтобы всю дисциплину можно было бы изучать по ней, не прибегая к компьютеру. В компьютерную же часть учебника выносится тот материал, который нельзя показать без компьютера (например, анимационные иллюстрации). Преимущества компьютерного (электронного) учебника: – увеличивает возможность индивидуализировать процесс обучения –обеспечивает оптимальную для каждого учащегося последовательность и объем различных форм работы над учебной дисциплиной, состоящую в чередовании изучения теории, разбора примеров, обзора методов решения типовых задач, отработки навыков по их решению, проведения самостоятельных исследований, таким образом, позволяя строить обучение, учитывающее индивидуальные особенности памяти, восприятия, мышления учащегося; – новизна работы с таким учебником повышает мотивацию обучения; – в нем может быть реализована личностная манера общения, что создает благоприятную обстановку для учащегося; – обеспечивает возможность самоконтроля качества приобретенных знаний и навыков; – экономит время учащегося, необходимое для изучения учебного материала, за счет оптимального сочетания различных способов изучения курса и доступного, сжатого и наглядного изложения материала; – активно помогает учащемуся, акцентирует его внимание на наиболее важных аспектах изучаемого материала; – реализует проблемное обучение; – путем дифференцированной оценки достижений, создания оптимального режима мыслительной деятельности (ритма взаимодействия, дозированной помощи, оценки и поощрений) позволяет повышать веру учащегося в свои силы, т. е. развивать личность.
Date: 2015-09-23; view: 1551; Нарушение авторских прав |