Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Роль обучающих приложений в процессе познания
Компьютерное обучение возникло как средство разрешения противоречия между непрерывным увеличением информации, которую необходимо освоить обучаемым, и ограниченностью сроков обучения. Новый вид обучения вводят для того, чтобы улучшить качество усвоения учебного материала и сократить время, необходимое для овладения соответствующими знаниями, умениями и навыками. Эта цель достигается путем активизации восприятия, значительного повышения удельного веса самостоятельной работы учащихся и введения непрерывного контроля за ходом усвоения. Работу с обучающими приложениями, являющимися одним из видов компьютерного обучения, можно рассматривать как частный случай рациональной организации труда. Обучающие приложения обеспечивают непрерывное управление познавательной деятельностью обучаемого. Цель познания заключается в удовлетворении потребностей общественной практики. Поэтому при формулировании целей обучения необходимо исходить из планируемых функций выпускника данного учебного заведения. Здесь возможны две нежелательные крайности: а) стремление сообщить как можно более глубокие знания ценой сужения области их применения, б) стремление расширить кругозор учащегося ценой уменьшения глубины знаний. Задача автора обучающих приложений – отыскать оптимальное компромиссное решение. Знания, умения и навыки, приобретенные в результате работы с обучающими приложениями, должны соответствовать нуждам и перспективам развития экономики и науки, обеспечивать достаточный кругозор и возможность дальнейшего самообразования по специальности. Автор обучающих приложений обязан не только представлять, что будет делать выпускник данного учебного заведения, но и учитывать запросы последующих дисциплин учебного плана. Познание представляет собой диалектический процесс проникновения человеческого ума в сущность явлений материального мира. Оно развивается путем обнаружения и разрешения противоречий между старыми знаниями и еще не осмысленными новыми фактами, не поддающимися объяснению в свете устаревших знаний. Этому положению должны соответствовать как содержание материала и форма его подачи в электронном учебнике, так и структурная схема последнего. Автор обучающих приложений должен стремиться к тому, чтобы обучаемый ясно видел область применения каждого положения учебника и отчетливо ощущал необходимость перехода к новому положению при выходе за пределы этой области. Обучающие приложения обязательно должны содержать не только одни «рецептурные формулы», но также показ и объяснение методологии данной науки, должны заставлять обучаемого логически мыслить и учить его учиться. Познание имеет активный творческий характер. С первой частью этого положения согласуется один из главных принципов компьютерного обучения –принцип активизации восприятия. Работая с обучающими приложениями, учащийся тут же применяет на практике только что приобретенные знания. Он «учится, делая». Для реализации второй части приведенного положения обучающие приложения не должны сразу предлагать учащемуся окончательные выводы. Обучаемого нужно постепенно подводить к этим выводам. Следует стремиться к тому, чтобы он самостоятельно приходил к большинству умозаключений и «делал открытия» в процессе обучения. Большие удобства в отношении организации творческого мышления предоставляет форма эвристической беседы. Реализация такой формы диалога возможна в полной мере в электронном учебнике. Для полного всестороннего осмысления научных идей и понимания современного состояния любой науки необходим анализ и сопоставление различных стадий развития этой науки. Анализу исторических этапов развития науки и социально-производственных факторов, существенно повлиявших на это развитие, при обучении зачастую уделяется недостаточное внимание. При обычных методах обучения большинство исторических сведений излагается, как правило, во вступительной лекции, когда учащиеся еще не знакомы с основными понятиями изучаемого предмета и поэтому не в состоянии осмыслить и оценить значение этапов развития данной науки и роль отдельных ученых в этом развитии. На сообщение же исторических сведений в конце дисциплины обычно «не хватает времени». Правильный сам по себе тезис о необходимости освобождения преподаваемых дисциплин от второстепенных деталей, утративших практическое значение, часто неверно истолковывается как призыв к полному отказу от ознакомления учащихся с какими бы то ни было вехами на пути развития науки. Таким образом, нельзя сокращать продолжительность обучения путем опускания сведений, относящихся к истории науки. При этом нельзя впадать и в противоположную крайность – превращать учебную дисциплину в обзор истории развития данной науки. Наивыгоднейшее сочетание логической и исторической частей излагаемого предмета в обучающих приложениях – одна из важных проблем его авторов. Ознакомление учащегося с методологией науки нельзя считать достаточным без раскрытия основных принципов научного творчества. Одним из самых удобных средств достижения этой цели представляется показ и объяснение последовательности действий при решении типовых задач. В процессе решения различных задач по одному и тому же предмету (а нередко и по различным предметам) учащийся часто выполняет однотипные операции. Поэтому обучающие приложения должны обеспечивать привитие обучаемому навыков выполнения определенных алгоритмов (фиксированных последовательностей действий). Однако процесс решения задач не поддается сплошной алгоритмизации. Выбор пути решения или хода доказательства зависит от интуиции человека, базирующейся на его знаниях и опыте. Именно использование компьютера в обучении может (и должно) помочь обучаемому проверить различные пути решения задачи и выбрать его оптимальный вариант. Развитие познания происходит в результате взаимодействия чувственного опыта, мышления и практики. Живое созерцание дает конкретное знание о предмете, о многообразии его свойств, но не вскрывает сущности предмета. Поэтому от созерцания познание переходит к абстракциям, а затем от отдельных абстракций – к конкретному многостороннему анализу. Эти положения теории познания ориентируют авторов обучающих приложений на определенную последовательность подачи материала. Формулированию теоретических положений должно предшествовать описание конкретного явления. Затем должны быть объяснены отдельные особенности рассматриваемого явления и лишь после этого можно переходить к раскрытию взаимосвязи упомянутых явлений. После каждого теоретического обобщения и вывода нужно приводить пример их практического использования. При организации учебного материала в обучающих приложениях нужно соблюдать правило следования от частного к общему, а затем – снова к частному. Последовательность познавательных действий учащегося, регламентируемых обучающими приложениями, должна соответствовать объективным законам мышления. Образование понятий и оперирование ими возможны лишь на основе речи. Поэтому в обучающих приложениях должно предусматриваться высказывание учащегося хотя бы в письменной форме. В связи с этим нужно обеспечивать контроль свободно конструируемых ответов обучаемого. Приобретению учащимися необходимого умения практического пользования полученными знаниями весьма сильно способствует наблюдение за действиями преподавателя, например, в процессе решения задач. Это положение служит важным доводом в пользу органического сочетания компьютерного обучения с традиционными формами преподавания. Внедрение в образование современных информационных технологий, таких, как мультимедиа-технологии, делает возможным наблюдение за различными действиями преподавателя непосредственно при работе с обучающими приложениями. Date: 2015-09-23; view: 658; Нарушение авторских прав |