Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенность современной воспитательной практики





Воспитательная практика в отечественной школе долгое вре­мя развивалась в рамках социоцентрической модели воспитания. В Конституции СССР было записано, что в советском обществе законом жизни является забота всех о благе каждого и забота каж­дого о благе всех. Общая государственная установка выразилась в тезисе: личность воспитывается в коллективе, для коллектива и через коллектив.

Мировоззренческая философия определялась первичностью бытия и вторичностью сознания. Приоритет материального над идеальным делал несовместимыми с советской идеологией лю­бые идеалистические идеи, в первую очередь религиозные.

Воспитательная деятельность отвечала общим направлениям, обозначенным в программных партийных документах, и была на­правлена на идейно-политическое, нравственное, трудовое, эс­тетическое, умственное воспитание. Значительное место в воспитательной деятельности образовательных учреждений уделялось воспитанию социальной активности молодого поколения, кото­рая находила свой выход в деятельности массовых детской и мо­лодежной организаций социально-политической направленно­сти — пионерской и комсомольской.

За годы советской власти была отработана мощная система воспитания и образования: доступность образования, общность идеологии, единство образовательных программ, государственный контроль за процессом и результатом воспитательной и образова­тельной деятельности делали систему воспитания, по определе­нию западных наблюдателей, «пугающе эффективной».

Закрытость советского общества, приверженность коммуни­стическим догматам и ряд других сдерживающих развитие обще­ства факторов привели на рубеже XXI в. к смене социально-эко­номического пути развития российского общества, что повлекло за собой ряд серьезных проблем. Говоря словами А.И.Солжени­цына, российское общество «прошло через психологическое со­трясение, слом нравственных ориентиров, традиционного ук­лада представлений». В таком обществе при всей важности обра­зования «еще острее и отчаянней высится задача его воспитания» (Там же). Современное общество должно пройти «через душевный фильтр», что требует обращения к проблеме духовности. Воспита­ние должно быть направлено на улучшение «природы и породы человечества».

В Национальной доктрине (2000 г.) обозначены проблемы со­временного общества и вытекающие из них задачи, которые дол­жны быть решены в образовательных учреждениях. А именно:

- преодоление социально-экономического и духовного кризи­са, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

- восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики;

-создание основы для устойчивого социально-экономическо­го и духовного развития России.

В основных направлениях развития воспитания в системе обра­зования на 2002 — 2004 гг. современная стратегия воспитания обо­значена Министерством образования РФ как модернизация рос­сийского образования, которая предполагает соответствие содер­жания и качества воспитания актуальным и перспективным по­требностям личности, общества и государства. Гуманизация была названа основным стратегическим воспитательным ориентиром.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. выделила воспитание в качестве приоритетной сферы образования. В этом документе подчеркивается, что современная государственная стратегия направлена на воспитание образован­ных, нравственных, предприимчивых людей, готовых к межкуль­турному взаимодействию, обладающих ответственностью за судь­бу страны, способных к созидательной, творческой деятельности на благо отечества.

Впервые на уровне государственных документов было заявлено о воспитании предприимчивых людей, что свидетельствует об ориентации системы воспитания на требования рынка. Мораль рыночных отношений по сути своей противоречит идее духовно­сти: выгода, сделка, накопление капитала мало согласуются с вы­сокими человеческими смыслами.

Федеральная целевая программа развития образования на 2006— 2010 гг. обращает особое внимание на развитие человеческого по­тенциала. Именно он является источником обеспечения устойчи­вого экономического роста страны в средне- и долгосрочной пер­спективе. Человеческий ресурс — главный из всех существующих ресурсов (природных, экономических, финансовых, управленче­ских). На развитие человеческого в человеке и должна быть наце­лена система воспитания.

Современная школа открыта для всех моделей воспитания. Идеи, в основе которых лежит отношение к личности как к уникально­сти, создание условий для самореализации, самоопределения лич­ности, поиск духовных основ воспитания — все это позволяет обогащать содержание, формы и методы воспитательной практи­ки XXI в.







Date: 2015-09-22; view: 1832; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию