Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государство как субъект целеполагания





Государство определяет социальный заказ.

Социальный заказ — это обращенные со стороны государства требования к результа­там деятельности школы как социального института. Социальный заказ фиксируется в государственных документах, таких как про­грамма, доктрина, закон.

Следует отметить, что на протяжении всего жизненного пути человек находится в сложных отношениях с социумом. Среда, в ко­торой он родился и живет, многое определяет в его жизни; способ­ности, характер, мировоззрение личности формируются в социуме.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992) цель образования (в данном случае образование понимается широко и включает в себя как обучение, так и воспитание) определяется как обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

От общества, где личная жизнь была подчинена контролю со­циума, где человек приучался мыслить категориями коллектив­ного сознания, нам предстоит перейти к обществу, где личность будет* иметь самостоятельную ценность и целостность, к обще­ству, где человек сможет определять свои цели жизни не на осно­ве каких-либо идеологических догм, а на основе познания себя самого и общества и научится действовать, совершенствуя себя и общество.

Самореализация как одна из сущностных потребностей лично­сти должна проявляться в целесообразных для общества формах и сопровождаться духовным ростом личности.

Для того чтобы получить представление, насколько могут раз­личаться цели воспитания в государстве в зависимости от суще­ствующей экономической и политической системы, сравним оп­ределение цели в Законе РФ «Об образовании» с постановкой цели воспитания в Программе КПСС, принятой на ее XX съезде. Программа КПСС ориентировала на всестороннее и гармоничное развитие человеческой личности, воспитание нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, мораль­ную чистоту и физическое совершенство. При этом она включала в себя моральный кодекс строителя коммунизма, где были опре­делены конкретные качества, которыми должен обладать строи­тель коммунизма.

На поверхности лежат явные различия. В Программе КПСС мо­дель личности изначально задана и обусловлена идеологией пра­вящей партии. В Законе «Об образовании» акцент делается не на конкретные качества, а на создание определенной воспитатель­ной ситуации, результатом которой должно быть создание благо­приятных условий для самоопределения, самоорганизации. Закон ориентирует на позитивное развитие личности в соответствии с требованиями общества и государства. Можно с уверенностью ут­верждать, что такой подход более демократичен по сравнению с тем, когда качества личности жестко заданы, такой подход делает воспитательную систему в большей степени открытой для обще­ства и для человека.

В чем, собственно, состоит проблема определения цели на уров­не государства? Цель, сформулированная в государственных до­кументах, дает только общий ориентир для работы педагога. Она реально незамеряема. Для того чтобы она стала работать, ее нуж­но перевести на язык конкретных педагогических задач. Уровень формулировки этих задач зависит от уровня осмысления педаго­гами теории и практики воспитания.

Ненаучный подход к определению цели приводит к тому, что цель формализуется, становится догмой и выполняет декоратив­ную функцию. На практике наблюдается параллельное существо­вание декларируемой в государственных документах теоретиче­ской цели и практической цели воспитания, в этом случае изме­нение формулировки цели в государственных документах мало ска­зывается на реальном воспитании.

Проблема, вероятно, лежит в самом механизме определения цели. Определению цели воспитания должен предшествовать на­учный анализ насущных потребностей развития государства и об­щества, изучение современного состояния воспитательной прак­тики, что не должно подменяться политико-идеологическими установками.







Date: 2015-09-22; view: 639; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию