Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Государство как субъект целеполагания
Государство определяет социальный заказ. Социальный заказ — это обращенные со стороны государства требования к результатам деятельности школы как социального института. Социальный заказ фиксируется в государственных документах, таких как программа, доктрина, закон. Следует отметить, что на протяжении всего жизненного пути человек находится в сложных отношениях с социумом. Среда, в которой он родился и живет, многое определяет в его жизни; способности, характер, мировоззрение личности формируются в социуме. В Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992) цель образования (в данном случае образование понимается широко и включает в себя как обучение, так и воспитание) определяется как обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. От общества, где личная жизнь была подчинена контролю социума, где человек приучался мыслить категориями коллективного сознания, нам предстоит перейти к обществу, где личность будет* иметь самостоятельную ценность и целостность, к обществу, где человек сможет определять свои цели жизни не на основе каких-либо идеологических догм, а на основе познания себя самого и общества и научится действовать, совершенствуя себя и общество. Самореализация как одна из сущностных потребностей личности должна проявляться в целесообразных для общества формах и сопровождаться духовным ростом личности. Для того чтобы получить представление, насколько могут различаться цели воспитания в государстве в зависимости от существующей экономической и политической системы, сравним определение цели в Законе РФ «Об образовании» с постановкой цели воспитания в Программе КПСС, принятой на ее XX съезде. Программа КПСС ориентировала на всестороннее и гармоничное развитие человеческой личности, воспитание нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. При этом она включала в себя моральный кодекс строителя коммунизма, где были определены конкретные качества, которыми должен обладать строитель коммунизма. На поверхности лежат явные различия. В Программе КПСС модель личности изначально задана и обусловлена идеологией правящей партии. В Законе «Об образовании» акцент делается не на конкретные качества, а на создание определенной воспитательной ситуации, результатом которой должно быть создание благоприятных условий для самоопределения, самоорганизации. Закон ориентирует на позитивное развитие личности в соответствии с требованиями общества и государства. Можно с уверенностью утверждать, что такой подход более демократичен по сравнению с тем, когда качества личности жестко заданы, такой подход делает воспитательную систему в большей степени открытой для общества и для человека. В чем, собственно, состоит проблема определения цели на уровне государства? Цель, сформулированная в государственных документах, дает только общий ориентир для работы педагога. Она реально незамеряема. Для того чтобы она стала работать, ее нужно перевести на язык конкретных педагогических задач. Уровень формулировки этих задач зависит от уровня осмысления педагогами теории и практики воспитания. Ненаучный подход к определению цели приводит к тому, что цель формализуется, становится догмой и выполняет декоративную функцию. На практике наблюдается параллельное существование декларируемой в государственных документах теоретической цели и практической цели воспитания, в этом случае изменение формулировки цели в государственных документах мало сказывается на реальном воспитании. Проблема, вероятно, лежит в самом механизме определения цели. Определению цели воспитания должен предшествовать научный анализ насущных потребностей развития государства и общества, изучение современного состояния воспитательной практики, что не должно подменяться политико-идеологическими установками. Date: 2015-09-22; view: 639; Нарушение авторских прав |