Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристики субъектной позиции учащегося





Субъект (от лат. subjectus — находящийся у основания) — носи­тель предметно-практической деятельности и познания, «активный де­латель», источник осознанной, целенаправленной активности. Понимание субъекта в современных науках о человеке связывается с наделением его качествами быть активным, самостоятельным, способным в осуществлении специфически человеческих форм жизнедеятельности, прежде всего, предметно-практической деятельности; в связи с этим наиболее употребляемой является категория «субъект деятельности». Стать субъектом деятельности — значит освоить ее, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию. Вместе с тем субъект рассматривается и в более широком смысле — как творец собственной жизни, распорядитель душевных и телесных сил; способный превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать способы своей деятельности, контролировать ее ход и результаты, изменять ее приемы.

Обобщая различные определения и характеристикичеловека как субъекта деятельности,Н. К. Сергеев выделяет среди них такие, как:

§ способность не только присваивать мир предметов и идей, но и производить их, преобразовывать, созидать новые;

§ осознание и принятие задач, установок деятельности на всех этапах ее осуществления, способность и стремление лич­ности в необходимых случаях самостоятельноих определять;

§ владение умениями, ориентировочными основами деятельно­стей, реализуемых в соответствии с принятыми или са­мостоятельно выработанными установками и задачами;

§ осознание собственной значимости для других людей, ответственности за результаты деятельности, причастности к ответственности за явления природной и социальной действи­тельности; способность к нравственному выбору в ситуациях коллизий; стремление опре­делиться, обосновать выбор внутри своего Я;

§ способность к рефлексии, потребность в ней как условии осознанного регулирования своего поведения, деятельности в соответствии с желаниями и принятыми целями, с одной сто­роны, ограничениями, «осознанием пределов собственной не­свободы» — с другой;

§ «интегративная активность», предполагающая активную позицию человека во всех выше­указанных проявлениях, — от осознанного целеполагания до ди­а­лектического оперирования и конструктивной корректиров­ки способов деятельности;

§ стремление и способность инициативно, критически и инновационно рефлексировать и прогнозировать результаты деятельности и отношений;

§ направленность на реализацию «САМО...» — самовоспи­тания, самообразования, самооценки, самоанализа, самораз­вития, само­определения, самоидентификации, самодетермина­ции и пр.;

§ способность самостоятельно вносить коррективы в свою деятельность, обстоятельства, ей сопутствующие, с учетом по­ставленной цели; внутренняя независимость от «внешнего мира», внешних влияний, независимость не в смысле их игно­рирования, а в смысле устойчивости взглядов, убеждений, смыс­лов, мотивов, их коррекции, изменения;

§ обладание важнейшими индивидуальными процессуаль­ными характеристиками (разносторонность умений, самостоя­тельность, творческий потенциал и др.), уникальностью, не­повторимостью, которые являются основой для плодотворных межсубъектных отношений, стимулируют стремление к взаи­модействию, сотрудничеству, общению. «Взаимодействие во­обще оказывается крепким, если в «другом» предмет находит дополнение самого себя, то, чего ему, как таковому, не хвата­ет».

Мы полагаем, что становление и развитие субъектности не имеет четко очерченных возрастных границ, поскольку прямым образом зависит от социальных и психолого-педагогических условий филогенетического развития индивида. В обществах тоталитарного типа природно-генетические предпосылки субъектности не получают должного развития, поскольку блокируются социальными установками «быть как все», «от меня ничего не зависит — за меня все решат» и т.д. Такие установки трансформируются в системы межличностных отношений, семью, образование и воспитание, в которых растущий и взрослый человек становится объектом чьих-то сторонних воздействий и в силу этого не может воспринимать других людей как субъектов, способных проявлять и отстаивать свою человеческую сущность. Так порождается «цепная реакция» бессубъектности, так рождается общество инфантильных, несамостоятельных людей, законом жизни которых является высшее проявление конформности.

В посттоталитарном обществе очень тяжело переживается такое состояние общественного сознания, т.к. люди в большинстве своем оказываются несостоятельны в жизни без прямых указаний как и что надо делать; с такой проблемой вплотную столкнулась сегодня и наша российская действительность.

В ситуации социальной редукции человек сам явля­ется в известной мере субъектом собственного отчуждения, результат которого — утрата своей целостности индивидуально-личностного становления и развития. Так человек, «приговоренный к свободе», сам отказывается от выбора себя, сам участвует в организации ситуации непонимания себя, когда «личностные смыслы не могут найти адекватно воплощающих их объективных значений, и тогда они начинают жить как бы в чужих одеждах».

Итак, в психологии, философии, педагогике различают человека как субъекта жизнедеятельностии его же как субъекта внутреннего, психического мира. Человек как субъект жизнедеятельности — это субъект изменений и развития основных условий своего бытия: природы, общества, культуры, своих способов действия. В то же время человек как субъект представляет собой целостность душевной жизни, интеграцию психических процессов, состояний, свойств; содержанием субъектного способа бытия является социальная жизнь человека.

Внутренняя организация субъекта включает в себя психологические структуры, обеспечивающие возможность человеку быть субъектом собственной жизнедеятельности: побуждения, ориентации, планирование, организацию, направленность деятельности, механизмы ее регуляции и способы осуществления.

Таким образом, внешняя активность носит адаптивный характер, является отчужденной, пассивной, в то время как внутренняя активность инициативна, способствует развитию человека как субъекта и продуктивна в высшем (наиболее сложном) смысле этого слова.

«Субъ­ект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его дея­тельности можно определять и формировать его самого».

Субъект активно проявляется не столько в одностороннем воздействии на природу и вещи, сколько в двустороннем взаимодействии людей, которое развивает или извращает ее характер. Исследование субъектности в ее развитии представляет собой изучение человека в динамике его содержательных отношений. Следовательно, и сама позиция субъекта «означает в сущности, как считает В. Н. Мясищев, интеграцию доминирующих избирательных отношений человека в каком-либо существенном для него вопросе».

Date: 2015-09-22; view: 1044; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию