Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Идея коллективизма в области воспитания
Идея коллективизма получила четкое оформление в нашей стране в годы советской власти. На Западе коллектив воспринимается как феномен советского общества. И это неслучайно. По К. Марксу, развитие личности как индивида возможно только в условиях общества, где нет эксплуатации. Он считал, что истинной коллективностью обладает только пролетариат. Соответственно, в педагогических трудах понятие «коллектив» активно стало употребляться в советское время, хотя идея необходимости создания детского сообщества существовала не одно столетие. Так, например, Я. А. Коменский писал: «Более целесообразно образовывать юношей, собирая их вместе, так как больше получается пользы и удовольствия, когда работа одних служит примером и побуждением для других». В учебных заведениях прогрессивной направленности, таких как Царскосельский лицей, культивировался дух товарищества, который понимался как взаимопомощь, взаимовыручка. В конце XIX — начале XX в. в теории и практике воспитания осмысливается идея детской самоорганизации. «Дети не могут жить нормально вне свободного общества детей. Нужно дать им возможность создать свое общество», — отмечал С. Т. Шацкий. В практической деятельности детской трудовой колонии «Бодрая жизнь» и других детских воспитательных учреждений вызревает идея связи детского учреждения с окружающей средой на основе общественно значимой деятельности. В первые годы советской власти коллективизм становится официальной политикой в области школьного воспитания. Руководствуясь идеями истинной коллективности революционных пролетариев, Н. К. Крупская и А. В. Луначарский считали неотъемлемым признаком коллективности идейную коммунистическую направленность. С самого начала своей работы в трудовой колонии им. М. Горького А. С. Макаренко использует понятия «колонийская община» и «детская община». Однако в 1924— 1925 гг. педагог отказывается от этих понятий, рассматривая коллектив и личность как диалектическое единство. Впоследствии А. С. Макаренко четко различает коллектив и группу, подчеркивая общественно значимую деятельность коллектива. В современной педагогике принято использовать макаренковское определение понятия «коллектив». Важнейшим признаком коллектива, отличающим его от группы, считается общественно полезная деятельность. «Коллектив возможен только при условии, если он объединяется на задачах деятельности, явно полезной для всего советского общества». Позднее в гуманистических работах В. А. Сухомлинского получает развитие представление о коллективе как «богатстве индивидуальностей». В. А. Сухомлинский был глубоко убежден, что целью коммунистического воспитания может быть только человек, а коллектив лишь средство в достижении этой цели. Поэтому главной заботой в коллективистском воспитании должна быть «забота о духовном обогащении и росте каждого члена коллектива, о богатстве отношений». Таким образом, педагог должен создавать возможности для продуктивного развития как коллектива в целом, так и каждой личности в отдельности. Неотъемлемым условием коллективистского воспитания является общественно важная деятельность. Date: 2015-09-22; view: 1120; Нарушение авторских прав |