Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идея коллективизма в области воспитания





Идея коллективизма получила четкое оформление в нашей стра­не в годы советской власти. На Западе коллектив воспринимается как феномен советского общества. И это неслучайно. По К. Мар­ксу, развитие личности как индивида возможно только в услови­ях общества, где нет эксплуатации. Он считал, что истинной кол­лективностью обладает только пролетариат.

Соответственно, в педагогических трудах понятие «коллектив» активно стало употребляться в советское время, хотя идея необ­ходимости создания детского сообщества существовала не одно столетие. Так, например, Я. А. Коменский писал: «Более целесо­образно образовывать юношей, собирая их вместе, так как боль­ше получается пользы и удовольствия, когда работа одних служит примером и побуждением для других». В учебных заведениях про­грессивной направленности, таких как Царскосельский лицей, культивировался дух товарищества, который понимался как взаи­мопомощь, взаимовыручка.

В конце XIX — начале XX в. в теории и практике воспитания осмысливается идея детской самоорганизации. «Дети не могут жить нормально вне свободного общества детей. Нужно дать им воз­можность создать свое общество», — отмечал С. Т. Шацкий. В прак­тической деятельности детской трудовой колонии «Бодрая жизнь» и других детских воспитательных учреждений вызревает идея свя­зи детского учреждения с окружающей средой на основе обще­ственно значимой деятельности.

В первые годы советской власти коллективизм становится офици­альной политикой в области школьного воспитания. Руководствуясь идеями истинной коллективности революционных пролетариев, Н. К. Крупская и А. В. Луначарский считали неотъемлемым призна­ком коллективности идейную коммунистическую направленность.

С самого начала своей работы в трудовой колонии им. М. Горь­кого А. С. Макаренко использует понятия «колонийская община» и «детская община». Однако в 1924— 1925 гг. педагог отказывается от этих понятий, рассматривая коллектив и личность как диалек­тическое единство. Впоследствии А. С. Макаренко четко различает коллектив и группу, подчеркивая общественно значимую деятель­ность коллектива. В современной педагогике принято использо­вать макаренковское определение понятия «коллектив». Важней­шим признаком коллектива, отличающим его от группы, счита­ется общественно полезная деятельность. «Коллектив возможен только при условии, если он объединяется на задачах деятельно­сти, явно полезной для всего советского общества».

Позднее в гуманистических работах В. А. Сухомлинского полу­чает развитие представление о коллективе как «богатстве индиви­дуальностей». В. А. Сухомлинский был глубоко убежден, что це­лью коммунистического воспитания может быть только человек, а коллектив лишь средство в достижении этой цели. Поэтому глав­ной заботой в коллективистском воспитании должна быть «забота о духовном обогащении и росте каждого члена коллектива, о бо­гатстве отношений».

Таким образом, педагог должен создавать возможности для продуктивного развития как коллектива в целом, так и каждой личности в отдельности. Неотъемлемым условием коллективист­ского воспитания является общественно важная деятельность.

Date: 2015-09-22; view: 1064; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию