Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие воспитательной практики в России





Воспитание древних славян проходило в суровых условиях, связанных с особенностями климата и необходимостью вести по­стоянные войны, защищаясь от набегов кочевников. Поэтому они ценили прежде всего «крепость в теле, силу в руках и легкость в движениях».

Первым воспитателем ребенка была мать. В славянских племе­нах мать пестовала ребенка до 4—5 лет. Затем девочек оставляли в женском доме, мальчиков передавали в дом мужчин. С возникно­вением единобрачной семьи мужские и женские дома трансфор­мировались в дома молодежи, куда родители продолжали отдавать на воспитание детей.

До нас частично дошел педагогический опыт древних славян, который закрепился в преданиях, легендах, пословицах, пого­ворках, потешках, пестушках.

Разворачивая и поглаживая спеленатого ребенка, мать приго­варивала:

Потягунюшки, порастунюшки,

Поперек толстунюшки,

А в ножки ходунюшки,

А в ручки хватунюшки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

В воспитательной практике широко использовались загадки, скороговорки, которые развивали мыслительные процессы, речь.

Нравственные нормы и правила поведения отражались в До­мострое — руководстве морального характера, где определялись права и обязанности главы семьи и домочадцев, давались наставления от отца сыну: «Любя же сына своего, учащай ему раны, да последи о нем возвеселишися. Казни сына своего измлада, и по­радуешься о нем в мужестве...».

С принятием христианства на Руси (988) связано начало орга­низованного обучения. Именно тогда стали создаваться первые школы, сначала для мальчиков, а затем и для девочек. Школы создавались при монастырях, где учителями были в основном ду­ховные лица. В них учились понимать слово Божье, чтобы сделать­ся чище, совершеннее и тем самым приблизиться к Богу. Период духовного и идеологического влияния церкви на обучение моло­дого поколения, названный П.Ф. Каптеревым «церковным», про­должался довольно долго — до эпохи Петра Т.

Петровское время привнесло в систему воспитания государ­ственность, профессиональность и сословность. Государству нужны были профессионалы. В этот период стали активно создаваться высшие учебные заведения, которые были доступны представи­телям всех сословий. Дело в том, что дворяне, которые имели несомненные преимущества при поступлении в учебные заведе­ния, довольно прохладно относились к возможности получить об­разование и благодаря этому пойти учиться мог любой желающий и способный.

Важным историческим событием в образовании России было создание Академии наук, которая объединяла в себе Академиче­ский университет и гимназию (1725). Именно там работал М. В. Ло­моносов и было положено начало развитию российской академи­ческой науки.

Несмотря на определенные успехи в развитии высших учебных заведений, массовая общеобразовательная школа еще не получи­ла широкого развития.

Мощным сдерживающим фактором создания системы народ­ного образования было крепостное право, только после его отме­ны (1861) появились народные и земские школы. В общественном педагогическом движении второй половины XIX в. активно об­суждался вопрос о пути развития образовательной и воспитатель­ной практики в России.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский утверждал, что вос­питание должно опираться на национальные особенности, на­родные традиции, именно этот путь верный, продуктивный. Од­нако следует использовать то полезное, что накоплено в воспи­тательной практике других стран, и по возможности переносить новые средства и методы на национальную почву. Большинство теоретических разработок получили свое продолжение в годы советской власти, когда школа развивалась как единая трудовая и политехническая. Продуктивным периодом развития совет­ского образования считается первое десятилетие после револю­ции 1917 г. Тогда возникло множество интересных начинаний, таких как первая опытная станция Наркомпроса, созданная С. Т. Шацким; трудовая колония им. А.М.Горького, работавшая под руководством А.С.Макаренко; школа индивидуального со­циального воспитания им. Ф. М.Достоевского, известная как рес­публика ШКИД. В этих и других учебных заведениях стремились вырастить общественную личность с активной жизненной пози­цией.

Система воспитания в Советском Союзе базировалась на марк­систско-ленинской теории. Стержнем было формирование основ коммунистического мировоззрения. К внедрению в воспитатель­ную и образовательную практику допускались только те формы и методы, которые вписывались в единую идеологическую систе­му, что, естественно, было тормозящим фактором для развития педагогического творчества.

Изменение политического строя России в конце XX в. приве­ло к тому, что в настоящее время в образовании абсолютной реальностью стали новые идеи, концепции, системы. В законе РФ «Об образовании» (1992) закреплены демократические сво­боды для школы, учителя и ученика. В современной воспита­тельной практике активно используются идеи гуманистическо­го воспитания Ш.А.Амонашвили, коллективного творчества И.П.Иванова, культурологические воспитательные идеи и тех­нологии Н.Е. Щурковой и др., также продуктивно используется зарубежный опыт.

Date: 2015-09-22; view: 561; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию