Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие воспитательной практики в РоссииВоспитание древних славян проходило в суровых условиях, связанных с особенностями климата и необходимостью вести постоянные войны, защищаясь от набегов кочевников. Поэтому они ценили прежде всего «крепость в теле, силу в руках и легкость в движениях». Первым воспитателем ребенка была мать. В славянских племенах мать пестовала ребенка до 4—5 лет. Затем девочек оставляли в женском доме, мальчиков передавали в дом мужчин. С возникновением единобрачной семьи мужские и женские дома трансформировались в дома молодежи, куда родители продолжали отдавать на воспитание детей. До нас частично дошел педагогический опыт древних славян, который закрепился в преданиях, легендах, пословицах, поговорках, потешках, пестушках. Разворачивая и поглаживая спеленатого ребенка, мать приговаривала: Потягунюшки, порастунюшки, Поперек толстунюшки, А в ножки ходунюшки, А в ручки хватунюшки, А в роток говорок, А в головку разумок. В воспитательной практике широко использовались загадки, скороговорки, которые развивали мыслительные процессы, речь. Нравственные нормы и правила поведения отражались в Домострое — руководстве морального характера, где определялись права и обязанности главы семьи и домочадцев, давались наставления от отца сыну: «Любя же сына своего, учащай ему раны, да последи о нем возвеселишися. Казни сына своего измлада, и порадуешься о нем в мужестве...». С принятием христианства на Руси (988) связано начало организованного обучения. Именно тогда стали создаваться первые школы, сначала для мальчиков, а затем и для девочек. Школы создавались при монастырях, где учителями были в основном духовные лица. В них учились понимать слово Божье, чтобы сделаться чище, совершеннее и тем самым приблизиться к Богу. Период духовного и идеологического влияния церкви на обучение молодого поколения, названный П.Ф. Каптеревым «церковным», продолжался довольно долго — до эпохи Петра Т. Петровское время привнесло в систему воспитания государственность, профессиональность и сословность. Государству нужны были профессионалы. В этот период стали активно создаваться высшие учебные заведения, которые были доступны представителям всех сословий. Дело в том, что дворяне, которые имели несомненные преимущества при поступлении в учебные заведения, довольно прохладно относились к возможности получить образование и благодаря этому пойти учиться мог любой желающий и способный. Важным историческим событием в образовании России было создание Академии наук, которая объединяла в себе Академический университет и гимназию (1725). Именно там работал М. В. Ломоносов и было положено начало развитию российской академической науки. Несмотря на определенные успехи в развитии высших учебных заведений, массовая общеобразовательная школа еще не получила широкого развития. Мощным сдерживающим фактором создания системы народного образования было крепостное право, только после его отмены (1861) появились народные и земские школы. В общественном педагогическом движении второй половины XIX в. активно обсуждался вопрос о пути развития образовательной и воспитательной практики в России. Великий русский педагог К.Д.Ушинский утверждал, что воспитание должно опираться на национальные особенности, народные традиции, именно этот путь верный, продуктивный. Однако следует использовать то полезное, что накоплено в воспитательной практике других стран, и по возможности переносить новые средства и методы на национальную почву. Большинство теоретических разработок получили свое продолжение в годы советской власти, когда школа развивалась как единая трудовая и политехническая. Продуктивным периодом развития советского образования считается первое десятилетие после революции 1917 г. Тогда возникло множество интересных начинаний, таких как первая опытная станция Наркомпроса, созданная С. Т. Шацким; трудовая колония им. А.М.Горького, работавшая под руководством А.С.Макаренко; школа индивидуального социального воспитания им. Ф. М.Достоевского, известная как республика ШКИД. В этих и других учебных заведениях стремились вырастить общественную личность с активной жизненной позицией. Система воспитания в Советском Союзе базировалась на марксистско-ленинской теории. Стержнем было формирование основ коммунистического мировоззрения. К внедрению в воспитательную и образовательную практику допускались только те формы и методы, которые вписывались в единую идеологическую систему, что, естественно, было тормозящим фактором для развития педагогического творчества. Изменение политического строя России в конце XX в. привело к тому, что в настоящее время в образовании абсолютной реальностью стали новые идеи, концепции, системы. В законе РФ «Об образовании» (1992) закреплены демократические свободы для школы, учителя и ученика. В современной воспитательной практике активно используются идеи гуманистического воспитания Ш.А.Амонашвили, коллективного творчества И.П.Иванова, культурологические воспитательные идеи и технологии Н.Е. Щурковой и др., также продуктивно используется зарубежный опыт.
|