Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Воспитательная практика в эпоху Античности
Период Античности породил новую воспитательную практику: передача системы знаний и ценностей стала осуществляться в специальных социальных институтах — школах (от лат. schola — досуг, отдых от труда). Их появление оказалось возможным в результате разделения труда. Воспитание и обучение подрастающего поколения рассматривались как специфическая деятельность, которая требует специальной организации, общественной и государственной поддержки. С этого времени воспитание и обучение приобрели организованный характер. Первые школы возникли в Египте, Ассирии и Вавилоне. Обучение происходило в специальном здании — «доме глиняных табличек». Знание в представлениях того времени давало человеку почти магическую силу и потому высоко ценилось. Право на обучение получала привилегированная часть населения: знать, жречество, чиновничество. Человек через обучение усваивал соответствующие своему социальному статусу знания и систему ценностей. В античной Греции первоначально получила развитие практика передачи знаний странствующими учителями. Они называли себя софистами, мудрецами, учителями мудрости. Эти мыслители учили искусству красноречия, праву, давали общие мировоззренческие знания. В их учениях звучали этические и социальные идеи. Для своих бесед софисты использовали как частные дома своих почитателей, так и помещения гимнасий. Позднее появились школы, которые носили имя их создателей: Академия Платона, Ли-кей Аристотеля, Сад Эпикура. Содержание научного и мировоззренческого знания существенным образом зависело от миропонимания учителя, который нес это знание своим ученикам. Имея свободу в выборе содержания, форм и методов воспитания и обучения, учитель тем не менее находился под контролем со стороны общества и мог за свою деятельность понести серьезное наказание. Истории известен факт, когда за «растление» молодежи знаниями, неугодными обществу, философ Сократ был приговорен к смертной казни. Характер воспитания задавался потребностями развития государства. Так, спартанское воспитание было подготовкой воинов — эксплуататоров порабощенного населения из числа детей земельной аристократии. Соответственно, и методы воспитания были довольно жесткие. Уже в семь лет спартанского мальчика отправляли жить в казарму. Большая часть времени учеников была занята военно-гимнастическими упражнениями, игрой в мяч и войну. Более того, юноши в соответствии с целевой установкой спартанского воспитания устраивали своего рода «практические занятия», кровавые ночные облавы на рабов. Самих мальчиков воспитывали нечувствительными к боли и всякого рода лишениям. Детей кормили впроголодь, жестоко секли, причем закричать от боли значило покрыть себя позором. Каждому выдавалась одна туника в год, постель устраивалась из тростника, укрываться во время сна не разрешалось. Идеал воспитания в древнегреческих Афинах выражался сложным понятием «калокагатия», под которым подразумевалось сочетание в человеке красивого, хорошо сложенного, сильного тела и высокой нравственности. Внешняя и внутренняя красота дополнялась умственным образованием и активным участием в общественной жизни. Учеников обучали ораторскому искусству, давали необходимые знания о явлениях природы, общественной жизни, человеке. Понятно, что такое воспитание было доступно только верхушке рабовладельческой аристократии. В этот период сформировался, а в Средневековье получил наибольшее развитие особый художественный жанр — литература премудрости, представленная в виде «мудрого речения»: притчи, сентенции, афоризмы, поучения. Как правило, все назидания велись от имени отца. Отец выступал как первейший воспитатель, его основная обязанность заключалась в том, чтобы растить и направлять дитя. В роли отца выступали учителя, которые, как считалось, могли дать детям новое рождение посредством обучения или духовного наставления. Учитель рассматривался как «второй отец», иногда более значительный по своей роли, чем настоящий. Наставления физических и духовных отцов составляли фундамент и основу функционирования педагогической традиции. Слово считалось одним из самых сильных и действенных воспитательных средств. Все «мудрые речения» выдержаны в доверительном семейно-домашнем тоне и обращены непосредственно к читателю. Вот несколько примеров. Притча из известной «Книги Притчей Соломоновых», которая создавалась с X по V в. до н.э., дает нравственные наставления. «Подойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? Когда ты встанешь от сна своего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник». В эпоху поздней Античности в школьном преподавании широко использовалось морально-дидактическое сочинение, приписанное Марку Порцию Катону Старшему, «Дистихи Катона» (II в. до н.э.), в котором воплощались традиции античного морального воспитания, давались конкретные житейские советы. «Вверь учению ум: никогда не поздно учиться. Жизнь без наук нельзя не назвать подобием смерти». «Не подпускай к себе лень, порожденную праздною жизнью; Неге преданный дух расслабляет безделием тело». «Все, что тебе посылает судьба в чужих завещаньях, Помни, храни и умножь, чтоб дурной не покрыть себя славой». Был сделан главный шаг к осмыслению педагогического знания. Педагогические знания закреплялись в философских учениях. Наиболее известны своей педагогической направленностью учения Сократа, Платона, Аристотеля, Философско-этические труды, где закладывались основы науки о воспитании, были пронизаны мыслями о долге, нравственности, обязанностях человека и гражданина. Date: 2015-09-22; view: 875; Нарушение авторских прав |