Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитательная практика в эпоху Античности





Период Античности породил новую воспитательную практи­ку: передача системы знаний и ценностей стала осуществляться в специальных социальных институтах — школах (от лат. schola — досуг, отдых от труда). Их появление оказалось возможным в ре­зультате разделения труда. Воспитание и обучение подрастающего поколения рассматривались как специфическая деятельность, ко­торая требует специальной организации, общественной и госу­дарственной поддержки. С этого времени воспитание и обучение приобрели организованный характер.

Первые школы возникли в Египте, Ассирии и Вавилоне. Обуче­ние происходило в специальном здании — «доме глиняных табли­чек». Знание в представлениях того времени давало человеку почти магическую силу и потому высоко ценилось. Право на обучение получала привилегированная часть населения: знать, жречество, чиновничество. Человек через обучение усваивал соответству­ющие своему социальному статусу знания и систему ценностей.

В античной Греции первоначально получила развитие практи­ка передачи знаний странствующими учителями. Они называли себя софистами, мудрецами, учителями мудрости. Эти мыслители учили искусству красноречия, праву, давали общие мировоззрен­ческие знания. В их учениях звучали этические и социальные идеи. Для своих бесед софисты использовали как частные дома своих почитателей, так и помещения гимнасий. Позднее появились шко­лы, которые носили имя их создателей: Академия Платона, Ли-кей Аристотеля, Сад Эпикура.

Содержание научного и мировоззренческого знания существен­ным образом зависело от миропонимания учителя, который нес это знание своим ученикам. Имея свободу в выборе содержания, форм и методов воспитания и обучения, учитель тем не менее находился под контролем со стороны общества и мог за свою деятельность понести серьезное наказание. Истории известен факт, когда за «растление» молодежи знаниями, неугодными обществу, философ Сократ был приговорен к смертной казни.

Характер воспитания задавался потребностями развития госу­дарства. Так, спартанское воспитание было подготовкой воинов — эксплуататоров порабощенного населения из числа детей земель­ной аристократии. Соответственно, и методы воспитания были довольно жесткие. Уже в семь лет спартанского мальчика отправ­ляли жить в казарму. Большая часть времени учеников была занята военно-гимнастическими упражнениями, игрой в мяч и войну. Более того, юноши в соответствии с целевой установкой спар­танского воспитания устраивали своего рода «практические заня­тия», кровавые ночные облавы на рабов. Самих мальчиков воспи­тывали нечувствительными к боли и всякого рода лишениям. Де­тей кормили впроголодь, жестоко секли, причем закричать от боли значило покрыть себя позором. Каждому выдавалась одна туника в год, постель устраивалась из тростника, укрываться во время сна не разрешалось.

Идеал воспитания в древнегреческих Афинах выражался слож­ным понятием «калокагатия», под которым подразумевалось со­четание в человеке красивого, хорошо сложенного, сильного тела и высокой нравственности. Внешняя и внутренняя красота допол­нялась умственным образованием и активным участием в обще­ственной жизни. Учеников обучали ораторскому искусству, дава­ли необходимые знания о явлениях природы, общественной жиз­ни, человеке. Понятно, что такое воспитание было доступно только верхушке рабовладельческой аристократии.

В этот период сформировался, а в Средневековье получил наи­большее развитие особый художественный жанр — литература премудрости, представленная в виде «мудрого речения»: притчи, сентенции, афоризмы, поучения. Как правило, все назидания ве­лись от имени отца. Отец выступал как первейший воспитатель,

его основная обязанность заключалась в том, чтобы растить и на­правлять дитя. В роли отца выступали учителя, которые, как счи­талось, могли дать детям новое рождение посредством обучения или духовного наставления. Учитель рассматривался как «второй отец», иногда более значительный по своей роли, чем настоящий. Наставления физических и духовных отцов составляли фундамент и основу функционирования педагогической традиции. Слово счи­талось одним из самых сильных и действенных воспитательных средств.

Все «мудрые речения» выдержаны в доверительном семейно-домашнем тоне и обращены непосредственно к читателю. Вот не­сколько примеров.

Притча из известной «Книги Притчей Соломоновых», которая создавалась с X по V в. до н.э., дает нравственные наставления.

«Подойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь муд­рым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он за­готовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? Когда ты встанешь от сна своего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и при­дет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник».

В эпоху поздней Античности в школьном преподавании широ­ко использовалось морально-дидактическое сочинение, припи­санное Марку Порцию Катону Старшему, «Дистихи Катона» (II в. до н.э.), в котором воплощались традиции античного морального воспитания, давались конкретные житейские советы.

«Вверь учению ум: никогда не поздно учиться. Жизнь без наук нельзя не назвать подобием смерти».

«Не подпускай к себе лень, порожденную праздною жизнью; Неге преданный дух расслабляет безделием тело».

«Все, что тебе посылает судьба в чужих завещаньях,

Помни, храни и умножь, чтоб дурной не покрыть себя славой».

Был сделан главный шаг к осмыслению педагогического зна­ния. Педагогические знания закреплялись в философских учениях. Наиболее известны своей педагогической направленностью уче­ния Сократа, Платона, Аристотеля, Философско-этические тру­ды, где закладывались основы науки о воспитании, были прони­заны мыслями о долге, нравственности, обязанностях человека и гражданина.







Date: 2015-09-22; view: 875; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию