Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия итальянского гуманизма. Политическая философия Н. Макиавелли





В результате изучения вопроса следует усвоить следующее:

Гуманизм эпохи Возрождения. Гуманизм – уникальное явление духовной жизни в эпоху Возрождения.

Гуманизм (лат. humanus – человеческий) – исторически изменчивое мировоззренческое и идеологическое течение, рассматривающее человека, его счастье, благополучие и раскрытие своего творческого потенциала как главную цель индивидуальной и общественной жизни.

Значение данного термина в эпоху Возрождения отличалось от современного («гуманизм» как синоним человечности и человеколюбия).

В XIV–XVвв. научное знание традиционно разделялось на:

- «науки божественные» (studia divina);

- «науки человеческие (гуманитарные)» (studia humana): грамматика, риторика, история и этика, а также литература и поэзия.

Соответственно, гуманистами называли знатоков человеческих (гуманитарных) наук. А гуманизм того времени – это интерес образованных людей к гуманитарным наукам (наукам о человеке). Хотя, естественно, современный гуманизм возникает как результат изучения и осмысления проблемы человека в эпоху Возрождения.

Во второй половине XIVв. возрастает популярность классической (древнегреческой и римско-латинской) литературы. Античные авторы рассматривались как учителя человечества. Особенно высоко ценилось творчество Вергилия и Цицерона.

Данте Алигьери (1265–1321) как предшественник гуманизма

Формально гуманизм в Италии зарождается во второй половине XIVв. Однако гуманистическая направленность характерна для творчества Данте Алигьери, который считается предшественником эпохи.

Для его творчества характерен синтез науки и теологии, философии и поэзии, а также переосмысление средневековых мировоззренческих идей в необычном ключе.

Основные произведения: «Пир», «О монархии» и его знаменитейшая «Божественная комедия».

Учение о двух видах блаженства. В душе человека уже при творении заложено два начала (природное и божественное), поэтому человек принадлежит двум мирам, «двум природам». Но его вывод из данного тезиса отличается от официального христианского учения. Сочетание смертного и бессмертного начал предрасполагает человека к двум целям и двум соответствующим им видам блаженства:

- земное, которое заключается в «проявлении собственной добродетели», жизни «сообразно добродетелям моральным и интеллектуальным» и достигается через путь «философских наставлений»;

- внеземное (высшее), блаженство вечной жизни, достижимое лишь посмертно и «при содействии божественной воли»[17].

Двум видам блаженства соответствует и два образа жизни:

- гражданское сообщество под руководством светского правителя и на основе предписаний философии;

- церковь с Папой Римским во главе, с опорой на божественное откровение[18].

Учение о благородстве человека. Человек свободен в своих поступках, что определяет его моральную ответственность. Именно свободный выбор человека позволяет исполнить земное предназначение. В трактате «Пир» обосновывается концепция личного благородства, не связанного ни со знатностью, ни с богатством. Оно заключается в деяниях человека и возможности через них не только превзойти благородство ангелов, но и уподобиться Богу.

Франческо Петрарка (1304–1374) традиционно считается первым гуманистом. Размышляя над «испорченностью» и «безбожием» своего времени, он выделяет две причины этих негативных явлений:

- увлечение «натурализмом» (изучением природы), заимствованное из арабской философии;

- увлечение рациональным мышлением (диалектика и логика).

Для преодоления духовного кризиса эпохи необходимо, во-первых, постижение человека и его души (вместо изучения природы) и, во-вторых, изучение гуманитарных наук и использование их методов (вместо рационального мышления). Также философ призывает вернуться к Платону как к главному философскому авторитету.

Человек создан по «образу Божьему». Высшее предназначение человека – быть творцом (как и Бог).

В диалоге «Моя тайна» стремление к изучению внутреннего мира личности противопоставляется аскетизму средневековья. Вместо традиционной для средневековья исповеди читателю предлагается самоанализ, относительно свободный от религиозного влияния. И один из персонажей диалога – Августин – благосклонно относится к подобным поискам. Он призывает «не изнурять, а лишь обуздывать свое естество»[19]. Т.о., меняется мировоззрение человека, осознание им своего места в мире. Формируется понимание внутренней жизни, близкое к современности.

Джаноццо Манетти (1396–1459) известен как автор трактат «О достоинстве и превосходстве человека» (начало 1450-х годов), ставшего программным для всего итальянского гуманизма.


Он против теологического понимания человека, которое всячески подчеркивает роль первородного греха, укоренившегося в природе людей. В этом плане показателен труд итальянца Лотарио Конти, ставшего в 1198 году папой Иннокентием III, который назывался: «О презрении миру, или о ничтожестве человеческого состояния» (1195).

Дж. Манетти привлекают больше возможности человека и его достижения в материальной и духовной сферах. Человек — «смертный бог», превосходящий другие живые существа не только разумом, но и богатством эмоций. Он противник самоограничений (аскетизма), признает право человека стремиться к чувственным удовольствиям. Однако главное достоинство человека, приближающее его к Богу – безграничность творческих возможностей, в результате чего формируется все богатства человеческой культуры.

Лоренцо Валла (1407–1457) идет дальше в реабилитации человеческой природы. В трактате «Об истинном и ложном благе» (1432) он рассуждает о благе с позиций стоика, эпикурейца и христианина. Он противопоставляет взгляды стоика (высшее благо – добродетель) и эпикурейца (высшее благо – наслаждение). Христианин указывает обоим, что земное наслаждение порочно, добродетельно лишь наслаждение в раю.

Сам Л. Валла – сторонник умеренного понимания эпикурейского наслаждения: возможны земные наслаждения, не противоречащие добродетели. Божественная природа не может быть источником зла. Телесное и духовное начало не противоречат друг другу, а образуют органическое единство. Земное блаженство – предварительная ступень небесного. При этом блаженство понимается не как грубые чувственные удовольствия, а достойное существование, предполагающее опору на честь и добродетель.

Политическая философия Н. Макиавелли

Основные произведения: «Государь» (в других переводах «Князь»), «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции».

Автономия политики. Со времен античной классики (Платон, Аристотель) политика рассматривалась как практическое приложение этики. В Средние века к этой установке добавилось представление о грехе. В итоге политика рассматривалась с позиций этических и религиозных категорий и представлений.

Н. Макиавелли впервые в истории стал рассматривать политику как самостоятельную реальность, как автономный от религии, теологии, философии и этических учений объект исследования. Поведение правителя и подданных нацелено не на «спасение души», а на земные интересы.

Философия истории. Историей управляет не Бог, а Фортуна (Необходимость). Т.о., христианский провиденциализм (лат. providentio – предвижу) отрицается. Историческая динамика подчиняется универсальному циклу: государства возвышаются, достигают пика могущества и гражданской добродетели, после чего приходят в упадок и гибнут. Эти события отчасти связаны с изменением нравов людей.

Но Н. Макиавелли нельзя считать фаталистом.

Фатализм (лат. fatalis – предопределённый судьбой, роковой) – мировоззрение, утверждающее, что в жизни человека в целом и в отдельных событиях нет случайности, все изначально предопределено (Богом, судьбой или роком, природными закономерностями).


Он не верит в предопределенность жизни человека и истории, т.к. признает существование доблести (использует для ее обозначения латинское слово «вирта»). Вирту можно рассматривать как способность к деятельности и активности, целеустремленность и стремление к успеху.

Развитие событий в истории и индивидуальной жизни есть взаимодействие судьбы и доблести- вирты. Для человека (в т.ч. и для политика) важно не только понять суть событий и приспособиться к ним, но и умение им противостоять, т.е. противопоставить вирту судьбе- фортуне. Но в истории есть одна неизменная величина – природа самого человека.

Политический реализм Н. Макиавелли опирается на знание человеческой природы и учет ее в практической политике. Человека нельзя признать ни хорошим, ни плохим, хотя плохого в нем все же больше. Поэтому умелый политик должен в большей степени учитывать слабости и недостатки людей, чем их достоинства и положительные качества.

Люди часто проявляют такие качества, как трусость, жадность и коварство. Они скорее забудут смерть отца, нежели потерю собственного имущества. Поэтому борьба за обладание собственностью неизбежна и носит наиболее острый характер. Однако она может дать и положительный результат (например, возникновение республики в Риме).

Политический реализм Н. Макиавелли проявляется и в утверждении, что не мораль, не добродетель лежит в основе государства, а сила, не знающая моральных ограничений.

Он сдержанно- критически отзывается о возможностях христианства содействовать укреплению государства, поскольку этические идеалы христианства нереализуемы. Более того, он пишет: «этот образ жизни, как кажется, обессилил мир и предал его в жертву мерзавцам. Когда люди, чтобы попасть в рай, предпочитают скорее переносить побои, чем мстить, мерзавцам открывается обширное и безопасное поприще»[20].

Как и все гуманисты, он ценит человека за его личные дела и заслуги, и выступает против дворянства как паразитирующего класса.

Политический идеал для Н. Макиавелли – Римская республика, которая изветсна своей мощью, организованностью и стабильностью. Одно из преимуществ республики – ответственность каждого гражданина за судьбу государства. Однако Н. Макиавелли и здесь проявляет себя как реалист. Он утверждает, что в условиях нестабильности и борьбы партий наследственная монархия будет эффективнее.

Н. Макиавелли стоял у истоков построения европейского национального государства Нового времени. В частности, он обосновывает создание централизованного аппарата принуждения, включающего и армию. Последняя в эффективном государстве не может быть наемной и должна комплектоваться за счет всеобщей воинской повинности граждан.

Идеальный правитель как личность сочетает качества двух животных: лисицы – хитрость, позволяющая избежать расставленных противниками ловушек, и льва – сила и мужество, которые позволяют противостоять и побеждать противника в открытой схватке.

Он утверждает, что для сохранения стабильности и порядка, а также обеспечения процветания государства, общего блага любые меры оправданы. Поскольку многие люди недобродетельны, политик должен уметь быть добродетельным, но и вступать на путь зла, если это необходимо. Правда, стремление к добродетели может ограничиваться лишь стремлением к образу добродетельного правителя.

Идеальный государь обожаем народом и одновременно внушает страх. Но поскольку симпатии подданных трудно заслужить, и они непостоянны, то будет лучше и проще держать народ в страхе.

Судьба учения. Н. Макиавелли и его учение часто ассоциируется с аморализмом и беспринципностью в политике («макиавеллизм»). Хотя предложенный им анализ технологии политической власти востребован и в настоящее время.

 







Date: 2015-09-18; view: 2076; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию