Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философия итальянского гуманизма. Политическая философия Н. Макиавелли
В результате изучения вопроса следует усвоить следующее: Гуманизм эпохи Возрождения. Гуманизм – уникальное явление духовной жизни в эпоху Возрождения. Гуманизм (лат. humanus – человеческий) – исторически изменчивое мировоззренческое и идеологическое течение, рассматривающее человека, его счастье, благополучие и раскрытие своего творческого потенциала как главную цель индивидуальной и общественной жизни. Значение данного термина в эпоху Возрождения отличалось от современного («гуманизм» как синоним человечности и человеколюбия). В XIV–XVвв. научное знание традиционно разделялось на: - «науки божественные» (studia divina); - «науки человеческие (гуманитарные)» (studia humana): грамматика, риторика, история и этика, а также литература и поэзия. Соответственно, гуманистами называли знатоков человеческих (гуманитарных) наук. А гуманизм того времени – это интерес образованных людей к гуманитарным наукам (наукам о человеке). Хотя, естественно, современный гуманизм возникает как результат изучения и осмысления проблемы человека в эпоху Возрождения. Во второй половине XIVв. возрастает популярность классической (древнегреческой и римско-латинской) литературы. Античные авторы рассматривались как учителя человечества. Особенно высоко ценилось творчество Вергилия и Цицерона. Данте Алигьери (1265–1321) как предшественник гуманизма Формально гуманизм в Италии зарождается во второй половине XIVв. Однако гуманистическая направленность характерна для творчества Данте Алигьери, который считается предшественником эпохи. Для его творчества характерен синтез науки и теологии, философии и поэзии, а также переосмысление средневековых мировоззренческих идей в необычном ключе. Основные произведения: «Пир», «О монархии» и его знаменитейшая «Божественная комедия». Учение о двух видах блаженства. В душе человека уже при творении заложено два начала (природное и божественное), поэтому человек принадлежит двум мирам, «двум природам». Но его вывод из данного тезиса отличается от официального христианского учения. Сочетание смертного и бессмертного начал предрасполагает человека к двум целям и двум соответствующим им видам блаженства: - земное, которое заключается в «проявлении собственной добродетели», жизни «сообразно добродетелям моральным и интеллектуальным» и достигается через путь «философских наставлений»; - внеземное (высшее), блаженство вечной жизни, достижимое лишь посмертно и «при содействии божественной воли»[17]. Двум видам блаженства соответствует и два образа жизни: - гражданское сообщество под руководством светского правителя и на основе предписаний философии; - церковь с Папой Римским во главе, с опорой на божественное откровение[18]. Учение о благородстве человека. Человек свободен в своих поступках, что определяет его моральную ответственность. Именно свободный выбор человека позволяет исполнить земное предназначение. В трактате «Пир» обосновывается концепция личного благородства, не связанного ни со знатностью, ни с богатством. Оно заключается в деяниях человека и возможности через них не только превзойти благородство ангелов, но и уподобиться Богу. Франческо Петрарка (1304–1374) традиционно считается первым гуманистом. Размышляя над «испорченностью» и «безбожием» своего времени, он выделяет две причины этих негативных явлений: - увлечение «натурализмом» (изучением природы), заимствованное из арабской философии; - увлечение рациональным мышлением (диалектика и логика). Для преодоления духовного кризиса эпохи необходимо, во-первых, постижение человека и его души (вместо изучения природы) и, во-вторых, изучение гуманитарных наук и использование их методов (вместо рационального мышления). Также философ призывает вернуться к Платону как к главному философскому авторитету. Человек создан по «образу Божьему». Высшее предназначение человека – быть творцом (как и Бог). В диалоге «Моя тайна» стремление к изучению внутреннего мира личности противопоставляется аскетизму средневековья. Вместо традиционной для средневековья исповеди читателю предлагается самоанализ, относительно свободный от религиозного влияния. И один из персонажей диалога – Августин – благосклонно относится к подобным поискам. Он призывает «не изнурять, а лишь обуздывать свое естество»[19]. Т.о., меняется мировоззрение человека, осознание им своего места в мире. Формируется понимание внутренней жизни, близкое к современности. Джаноццо Манетти (1396–1459) известен как автор трактат «О достоинстве и превосходстве человека» (начало 1450-х годов), ставшего программным для всего итальянского гуманизма. Он против теологического понимания человека, которое всячески подчеркивает роль первородного греха, укоренившегося в природе людей. В этом плане показателен труд итальянца Лотарио Конти, ставшего в 1198 году папой Иннокентием III, который назывался: «О презрении миру, или о ничтожестве человеческого состояния» (1195). Дж. Манетти привлекают больше возможности человека и его достижения в материальной и духовной сферах. Человек — «смертный бог», превосходящий другие живые существа не только разумом, но и богатством эмоций. Он противник самоограничений (аскетизма), признает право человека стремиться к чувственным удовольствиям. Однако главное достоинство человека, приближающее его к Богу – безграничность творческих возможностей, в результате чего формируется все богатства человеческой культуры. Лоренцо Валла (1407–1457) идет дальше в реабилитации человеческой природы. В трактате «Об истинном и ложном благе» (1432) он рассуждает о благе с позиций стоика, эпикурейца и христианина. Он противопоставляет взгляды стоика (высшее благо – добродетель) и эпикурейца (высшее благо – наслаждение). Христианин указывает обоим, что земное наслаждение порочно, добродетельно лишь наслаждение в раю. Сам Л. Валла – сторонник умеренного понимания эпикурейского наслаждения: возможны земные наслаждения, не противоречащие добродетели. Божественная природа не может быть источником зла. Телесное и духовное начало не противоречат друг другу, а образуют органическое единство. Земное блаженство – предварительная ступень небесного. При этом блаженство понимается не как грубые чувственные удовольствия, а достойное существование, предполагающее опору на честь и добродетель. Политическая философия Н. Макиавелли Основные произведения: «Государь» (в других переводах «Князь»), «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции». Автономия политики. Со времен античной классики (Платон, Аристотель) политика рассматривалась как практическое приложение этики. В Средние века к этой установке добавилось представление о грехе. В итоге политика рассматривалась с позиций этических и религиозных категорий и представлений. Н. Макиавелли впервые в истории стал рассматривать политику как самостоятельную реальность, как автономный от религии, теологии, философии и этических учений объект исследования. Поведение правителя и подданных нацелено не на «спасение души», а на земные интересы. Философия истории. Историей управляет не Бог, а Фортуна (Необходимость). Т.о., христианский провиденциализм (лат. providentio – предвижу) отрицается. Историческая динамика подчиняется универсальному циклу: государства возвышаются, достигают пика могущества и гражданской добродетели, после чего приходят в упадок и гибнут. Эти события отчасти связаны с изменением нравов людей. Но Н. Макиавелли нельзя считать фаталистом. Фатализм (лат. fatalis – предопределённый судьбой, роковой) – мировоззрение, утверждающее, что в жизни человека в целом и в отдельных событиях нет случайности, все изначально предопределено (Богом, судьбой или роком, природными закономерностями). Он не верит в предопределенность жизни человека и истории, т.к. признает существование доблести (использует для ее обозначения латинское слово «вирта»). Вирту можно рассматривать как способность к деятельности и активности, целеустремленность и стремление к успеху. Развитие событий в истории и индивидуальной жизни есть взаимодействие судьбы и доблести- вирты. Для человека (в т.ч. и для политика) важно не только понять суть событий и приспособиться к ним, но и умение им противостоять, т.е. противопоставить вирту судьбе- фортуне. Но в истории есть одна неизменная величина – природа самого человека. Политический реализм Н. Макиавелли опирается на знание человеческой природы и учет ее в практической политике. Человека нельзя признать ни хорошим, ни плохим, хотя плохого в нем все же больше. Поэтому умелый политик должен в большей степени учитывать слабости и недостатки людей, чем их достоинства и положительные качества. Люди часто проявляют такие качества, как трусость, жадность и коварство. Они скорее забудут смерть отца, нежели потерю собственного имущества. Поэтому борьба за обладание собственностью неизбежна и носит наиболее острый характер. Однако она может дать и положительный результат (например, возникновение республики в Риме). Политический реализм Н. Макиавелли проявляется и в утверждении, что не мораль, не добродетель лежит в основе государства, а сила, не знающая моральных ограничений. Он сдержанно- критически отзывается о возможностях христианства содействовать укреплению государства, поскольку этические идеалы христианства нереализуемы. Более того, он пишет: «этот образ жизни, как кажется, обессилил мир и предал его в жертву мерзавцам. Когда люди, чтобы попасть в рай, предпочитают скорее переносить побои, чем мстить, мерзавцам открывается обширное и безопасное поприще»[20]. Как и все гуманисты, он ценит человека за его личные дела и заслуги, и выступает против дворянства как паразитирующего класса. Политический идеал для Н. Макиавелли – Римская республика, которая изветсна своей мощью, организованностью и стабильностью. Одно из преимуществ республики – ответственность каждого гражданина за судьбу государства. Однако Н. Макиавелли и здесь проявляет себя как реалист. Он утверждает, что в условиях нестабильности и борьбы партий наследственная монархия будет эффективнее. Н. Макиавелли стоял у истоков построения европейского национального государства Нового времени. В частности, он обосновывает создание централизованного аппарата принуждения, включающего и армию. Последняя в эффективном государстве не может быть наемной и должна комплектоваться за счет всеобщей воинской повинности граждан. Идеальный правитель как личность сочетает качества двух животных: лисицы – хитрость, позволяющая избежать расставленных противниками ловушек, и льва – сила и мужество, которые позволяют противостоять и побеждать противника в открытой схватке. Он утверждает, что для сохранения стабильности и порядка, а также обеспечения процветания государства, общего блага любые меры оправданы. Поскольку многие люди недобродетельны, политик должен уметь быть добродетельным, но и вступать на путь зла, если это необходимо. Правда, стремление к добродетели может ограничиваться лишь стремлением к образу добродетельного правителя. Идеальный государь обожаем народом и одновременно внушает страх. Но поскольку симпатии подданных трудно заслужить, и они непостоянны, то будет лучше и проще держать народ в страхе. Судьба учения. Н. Макиавелли и его учение часто ассоциируется с аморализмом и беспринципностью в политике («макиавеллизм»). Хотя предложенный им анализ технологии политической власти востребован и в настоящее время.
Date: 2015-09-18; view: 2076; Нарушение авторских прав |