Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальная философия. Августин впервые в истории европейской философии обосновывает финалистическую (направленную к конкретной цели) концепцию истории
Августин впервые в истории европейской философии обосновывает финалистическую (направленную к конкретной цели) концепцию истории. История в целом напоминает полет стрелы, выпущенной из лука: началом служит сотворение человека Богом, а концом будет Страшный суд. В работе «О граде Божьем» Августин рассматривает исторический процесс как взаимодействие двух «градов» – земного и небесного (Божьего). Град земной основан на любви к себе, доведенной до презрения к Богу (персонифицирован в образе библейского Каина). Такова земная жизнь большинства людей. Град небесный (Божий), напротив, предполагает любовь к Богу, доведенную до презрения к самому себе (персонифицирован в образе Авеля). Прообразом града Божьего выступает церковь. Историческая победа града Божьего неизбежна. Финал истории мыслится как достижение «вечного мира в Боге», в результате чего «церковь воинствующая» станет «церковью торжествующей».
3. Схоластика, ее основные проблемы. Проблема универсалий: номинализм и реализм В результате изучения учебного материала следует понять и усвоить следующее: Схоластика (греч. scholastikos от schola – учёная беседа, школа) – этап в развитии средневековой философии, ориентированный на обоснование, систематизацию и комментирование идей христианства с помощью рациональных и формально-логических методов. Общая характеристика схоластики Периодизация. Период схоластики начинается с IXв. (один из наиболее ярких представителей – Иоанн Скот Эриугена (ок. 810–ок. 877). В развитии схоластики выделяется ряд этапов: - ранняя схоластика (XI–XIIвв.); - зрелая схоластика (XII–XIIIвв.); - поздняя схоластика (XIII–XIVвв.) Изменения в культуре Средневековья. Развитие схоластики получает серьезный импульс в XI–XIIв. по двум причинам. Во-первых, церковная реформа. Во-вторых, общий подъем средневековой цивилизации, рост материального производства и объема знаний. Поэтому вместо устремленного к потустороннему Благу, мистически ориентированного Платона возрастает популярность более реалистичного и интересующегося конкретными вещами Аристотеля. Вершина развития схоластики связана как раз с усвоением, приспособлением к христианству философии Аристотеля. Схоластический метод формируется под влиянием логики Аристотеля. Его классическая структура такова: - постановка вопроса (проблемы); - поиск аргументов «за» и «против»; - решение вопроса; - обоснование решения через силлогизмы; - заключение, в котором опровергаются все возможные возражения. Схоластический метод носил дедуктивный характер. Дедукция (от лат. deductio – выведение) – переход от общего к частному; в логике – вид умозаключения, т.е. получение вывода по законам логики из исходных положений – посылок. Также для схоластического метода характерна основательность разработки проблемы. Продумывалось буквально любая мелочь. К примеру, может ли Бог как всемогущий уничтожить сам себя? Или задать самому себе неразрешимую задачу? Результаты размышлений оформлялись в жанре суммы – капитальное произведение, в котором синтезировались и комментировались многие аспекты и стороны проблемы. Основные проблемы схоластики Проблематика схоластики изменяется (в сравнении с патристикой). Поскольку христианство окончательно утвердилось как монопольная мировоззренческая система, то философия: 1) заняла подчиненное, вспомогательное положение по отношению к богословию (в соответствии с формулой итальянского схоласта Петра Дамиани (1007–1072) «философия есть служанка богословия»); 2) смогла сосредоточиться на основательном и детальном решении частных религиозно- философских вопросов. Проблема доказательства бытия Бога. Здесь наиболее известно онтологическое доказательство Ансельма Кентерберийского (1033–1109), которое можно свести к следующему тезису: если Бог – совокупность совершенств, то он должен существовать, т.к. несуществующее нельзя признать совершенным. Проблема универсалий. Одна из наиболее значимых проблем этого периода – проблема универсалий, или общих понятий. Универсалии (лат. universalis – общий) – средневековое название проблемы видов и общих родов (или общих понятий). Суть проблемы – вопрос о соотношении слова (понятия) и реальной вещи. Исторически оформилось два основных варианта решения: - реализм (позднелат. realis – действительный, вещественный) – универсалии существуют «до вещей», т.е. реально и независимо от сознания; - номинализм (лат. nominalis – относящийся к именам, от nomen – имя) – универсалии существуют «после вещей», т.е. не в реальности, а как общие имена, названия в уме и речи человека. В зависимости от категоричности выводов и реализм, и номинализм подразделяются на крайний и умеренный. Крайний реализм опирается на учение Платона об эйдосах (идеях) и утверждает, что общее (универсалии) может существовать отдельно от вещей и даже без них (Гильом из Шампо, Ансельм Кентерберийский). Гильом из Шампо (1070–1121) утверждал, что реально существуют лишь родовые, но не видовые понятия. Например, реален «человек» вообще, а конкретные люди такой реальностью не обладают. Причем эти всеобщие субстанции могли бы существовать и вообще без вещей («книжность» без конкретных книг, «красное» без красных вещей и т.п.) Представители умеренного реализма развивали учение Аристотеля о материи и форме: общее (т.е. форма) реально существует, но только в самих вещах и явлениях и никогда – за их пределами (Альберт Великий (1193/1207–1280), Фома Аквинский (1225–1274). До сотворения мира Богом универсалии существуют в его разуме как прообразы будущего творения. Номиналисты утверждали, что общих понятий нет даже в разуме Бога. Они возникают у него после сотворения мира (естественно, по его воле). Крайний номинализм представлен в творчестве Иоанна Росцелина (ок. 1050–1122), которого считают родоначальником спора об универсалиях. Критики приписывают Росцелину следующий тезис: универсалии есть лишь «дуновение голоса» (лат. flatus vocis). Его взгляды привели к расхождению с христианской догматикой (три лица святой троицы – это три разных бога, а не единый бог в трех лицах). Умеренные номиналисты считали общие понятия не как самостоятельные вещи, а лишь как имена, названия, возникающие в нашем уме в результате абстрактного мышления. Первый умеренный номиналист – Пьер Абеляр (1079–1142), который попытался примирить крайности реализма и номинализма в новой позиции – концептуализме (универсалии существуют в вещах). Это означало, что в уме человека есть только имена (лат. nomina) соответствующих объектов, но при этом в отдельных вещах реально существуют общие признаки для объединения их в одно понятие (лат. conceptus). Особую популярность номинализм (в его умеренном варианте) обретает только в поздней схоластике. Среди наиболее известных номиналистов этого времени: Роджер Бэкон (ок. 1214–1294), У. Оккам (ок. 1284–ок. 1350), Ж. Буридан (ок. 1295–ок. 1360), Раймунд Луллий (1233–1315). Проблемы познания. Соотношение знания и веры. Наиболее обсуждаемый вопрос в гносеологии – проблема соотношения знания и веры. В этот период по-прежнему актуальна формула Августина «Верую, дабы понимать» (Ансельм Кентерберийский (1033–1109)). Пьер Абеляр (1079–1142), напротив, отстаивал приоритет разума перед верой: «Понимаю, чтобы верить». Значительное влияние на средневековую философию оказала концепция «двойственной истины»: одна для религии, а другая – для философии. Ее автор – арабский мыслитель ибн Рушд (латинское имя – Аверроэс) (1126–1198), который утверждал, что истины философии опираются на разум, а религиозные – носят эмоционально-образный характер. Поэтому истины философии выше истин религии. Его учение проникло в Западную Европу, где считалось ересью. Оригинальные взгляды на познание развивает мистицизм. Мистика (греч. mistikos – таинственный): 1. в общем виде – нечто таинственное и загадочное, непонятное человеческому уму; 2. особая духовная практика, направленная на слияние или непосредственное общение с трансцендентным Абсолютом, а также философские и теологические учения, обосновывающие ее. Основоположник – Бернар из Клерво (ок. 1091–1153), главный гонитель П. Абеляра. Другие представители: Ришар Сен-Викторский (ум. в 1137), Бонавентура (Джованни Фиданца из Баньории) (1221–1274). Все они утверждали, что подлинная философия реализуется только через общение с Богом. Разум же в этом случае – плохой помощник. Поэтому мистицизм выступает как противник и рациональной теологии, и науки. Полное постижение Бога реализуется в состоянии мистического экстаза. Соответственно, в рамках мистицизма детально разрабатывается проблема интуиции. Интересные выводы для гносеологии формирует номинализм позднего средневековья. Роджер Бэкон (ок. 1214–1294) призывает к развитию «экспериментальной науки», которая не только позволяет проверять знание, но и применять теории к практической деятельности (полезные открытия и изобретения, а также моральная и духовная работа ради достижения вечного блаженства). Однако фактически речь шла пока только о призывах. Уильям Оккам (ок. 1284–ок. 1350) формулирует идею простоты объяснения и любой теоретической системы. Это принцип «экономии мышления», более известный как «бритва Оккама»: «сущности не следует умножать без необходимости». На этом основании он подверг критическому пересмотру системы своих предшественников. Философия Фомы Аквинского (1225–1274) Основные произведения: «Сумма против язычников» (1261–1264) и «Сумма теологии» (1265–1273). Фома Аквинский прославился как автор грандиозного синтеза христианской теологии с учением Аристотеля. Date: 2015-09-18; view: 605; Нарушение авторских прав |