Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Характерные черты философии эпохи
1. Антисхоластическая направленность философии, которая проявляется в нескольких аспектах. Во-первых, изменяется стиль философского мышления и оформления его результатов. Вместо догматического, «менторского» изложения религиозных истин в форме объемных сумм формируется литературно-риторический жанр. Возрождается забытый жанр диалога, нередко философские идеи излагаются в стихах, пишутся речи с философско-полемическим содержанием. Легкость и простота изложения делает творчество новых философов доступным не только для профессиональных богословов, но и для образованных светских читателей. Во-вторых, в качестве новых философов выступают независимые от схоластических университетов носители образованности: литераторы, знатоки древних языков, политические деятели итальянских городов-государств, интересующиеся философией дворяне. Немало представителей возрожденческой философской мысли существовало и среди деятелей церкви (не будем забывать, что эпоха Возрождения, особенно на ранних этапах, формально не противоречила церковной идеологии). В-третьих, в культурной среде того времени нарастает оппозиция схоластически переосмысленному Аристотелю. В качестве противовеса выступает не только интерес к философии Платона. В связи с вниманием к античному наследию появляются коллекционеры древних рукописей и переводов с них. Создаются точные литературные переводы самого Аристотеля с арабских рукописей. Современники порой поражались тому, насколько официальный, «схоластический» аристотелевский текст отличался от новых переводов. Естественно, что такие расхождения разрушали авторитет католической церкви. Ведь теперь Аристотель воспринимался не просто как «Философ» (так его называли в Средние века), а достойный представитель целой плеяды античных мыслителей, в т.ч. и незаслуженно забытых. Хотя схоластическая философия продолжает оказывать влияние на мыслителей эпохи. Но уже не в качестве единственной и обязательной традиции, а в качестве свободного выбора исследователя и обязательно в диалоге с иными воззрениями. 2. Пантеизм как главный мировоззренческий принцип. Пантеизм (греч. pan – всё и theos – бог) – отождествление бога и мира в философии и религии, отрицание (или смягчение) их сущностного различия. Данное представление разрушает фундаментальные для Средневековья принципы креационизма (лат. creatio – сотворение) и теоцентризма (греч. theos – бог и лат. centrum – центр круга), поскольку Бог не может считаться центром мира и его трансцендентальным творцом. В историко-философском плане пантеизм опирается на идеи неоплатонизма и, прежде всего, онтологию Плотина (204/205–270). В зависимости от понимания основы единства мира (бог или природа), пантеизм существует в двух версиях: - мистический (хронологически более ранний и близкий к религии), сближающий материальный мир с богом (Н. Кузанский (1401–1464); - натуралистический (хронологически более поздний и близкий к естествознанию), который «растворяет» бога в природе (Дж. Бруно (1548–1600). В итоге иерархическое, «вертикальное» представление о мироздании сменилось представлением о взаимопроникновении земного (природного) и Божественного начала. 3. Антропоцентризм, который не только продолжил разрушение онтологической вертикали средневековой философии, но и определил, мировоззренчески подготовил идеи гуманизма (лат. humanus – человеческий). Антропоцентризм (греч. anthropos – человек +и лат. centrum – центр круга) – мировоззренческий принцип, в соответствии с которым человек рассматривается как центр и высшая цель мироздания. Философия Возрождения возвышает человека, поднимая его место в мироздании до уровня Бога. Формально это противоречит иерархии сотворенных существ средневекового мировоззрения (Бог – ангелы – человек – природный мир), но отвечает духу христианского учения. Ведь Бог сотворил человека по своему образу и подобию, и представления о богоуподоблении всегда существовали в средневековом мировоззрении. С точки зрения антропоцентризма, человек как единство души и тела прекрасен и возвышен. И Бог предопределил его к безграничному совершенствованию своей природы. Иначе говоря, богоуподобление в этот период носит светский характер. Date: 2015-09-18; view: 665; Нарушение авторских прав |