Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Натурфилософия и скептицизм эпохи Возрождения
В результате изучения вопроса курсант должен знать следующее: Натурфилософия эпохи Возрождения Интерес к природе, как помним, первоначально проявился в магии, алхимии и астрологии. Но к XVIв. внимание исследователей смещается к изучению законов самой природы. Представления о двух книгах, в которых бог проявил свое могущество (Писание и Природа), не только сделало изучение природы богоугодным делом, но и способствовало независимости науки от теологии. Теперь не нужно было каждое новое открытие согласовывать с текстом Писания. Натурфилософия эпохи Возрождения сыграла роль моста от теоцентризма Средневековья к экспериментальной науке современности. Натурфилософские представления опирались на идеи пантеизма и гилозоизма. Гилозоизм (греч. hyle – вещество, zoe – жизнь) – представление об одушевленности мироздания в целом и отдельных его объектов, т.е. неживых объектов нет; любой объект природы наделен чувственной способностью. Пантеизм изменяется: теперь основой единства все чаще выступает не бог, как у Н. Кузанского, а природа (натуралистический пантеизм). Бернардино Телезио (1509–1588) Основное сочинение: «О природе вещей в соответствии с ее собственными началами» (1565; 9 книг в 1586). Критика предшественников. Главной целью ученого он провозглашает изучение реально существующего, т.е. неизменных законов природы. Роль дедукции и дедуктивного метода в познании отрицается. Познание должно опираться на опыт, основанный на ощущениях. Основной недостаток предшественников видит в том, что они «измышляли мир по своему произволу», не проверяя свои выводы фактами. Онтология Б. Телезио переосмысливает аристотелевскую картину мира (учение о материи и форме, перводвигатель, деление мира на надлунный и подлунный), дополняя ее материализмом и представлениями о внутренней активности материи греческой натурфилософии. Учение о субстанции. Собственными началами вещей он считает материю («телесная масса»), а также тепло и холод как бестелесные активные силы. Все вместе эти три начала и формируют субстанцию. Свойства материи. Для материи характерны следующие особенности:вечность и неизменность, однородность и бескачественность. Количество материи в мире – постоянная величина. Она заполняет все пространство, пустоты в природе нет. Материя пассивна (как у Аристотеля). Свойства тепла и холода. Эти две силы, как помним, могут существовать только во взаимодействии с материей. Они изначальные и одушевленные, способны к ощущениям. Они стремятся к самосохранению, и потому борются за материю как «два жениха за женщину». Природный мир рассматриваетсяпо схеме Аристотеля, с разделением на надлунный и подлунный. Два начала мира воплощаются в двух «великих телах» космоса: тепло – в небе (прежде всего, в солнце), а холод – в земле. Поэтому надлунный и подлунный миры находятся в постоянной борьбе: солнце стремится «сжечь» землю, а земля — «заморозить» солнце. Преобладание тепла или холода порождает качественное своеобразие вещей. Тепло создает расширение, поэтому с ним связаны маленькая плотность вещества, свет и прозрачность, а также движение. Холод формирует сгущение, и потому определяет высокую плотность тел, создает темноту и непрозрачность, а также неподвижность и покой. Избыток тепла на Небе сообщает телам бесконечное круговое движение. Земля с преобладанием холода испытывает «омерзение к движению», поэтому здесь тела движутся прямолинейно, «как бы для отдыха». Учение о Боге. Бог признается творцом мира, но дальнейшее божественное вмешательство в мир не требуется, т.к. каждая вещь наделена всем необходимым для ее существования. Антропология. Активное жизненное начало человека (и любого живого существа) – его дух, связанный с теплом как активной силой мироздания. Поэтому этот дух материален и представляет собой тонкое и подвижное вещество, обеспечивающее чувствительность. Дух пребывает в мозге человека, откуда по нервам распространяется по всему телу. Тело существенным образом влияет на дух, определяя индивидуальные различия восприятия и познания. Дух умирает со смертью тела. Фактически в учении Б. Телезио о духе возрождается античное представление о душе как биологическом факторе, управляющем телом. Но кроме духа у человека есть бестелесная и бессмертная «высшая» душа, дарованная Богом. Гносеология Б. Телезио носит характер сенсуализма (франц. sensualisme, от лат. sensus – чувство, ощущение). Вещи вне тела воздействуют на наш дух. В зависимости от баланса тепла или холода в конкретной вещи, возникает расширение или сжатие духа, которое передается по нервам и формирует конкретное впечатление. Этика философа традиционно трактуется как этика самосохранения. Тело человека пронизаносилами тепла и холода, для которых характерно стремление к самосохранению, которое присутствует и у каждого человека. Наслаждение связано с реализацией стремления к самосохранению, а страдание – это все то, что ведет к гибели. В этой части этика Б. Телезио носит индивидуалистический характер. Однако индивидуализм стремления к самосохранению не противоречит образованию общества и формированию взаимопомощи среди людей. Космологическое учение Дж. Бруно Джордано Бруно (1548–1600) развивал идеи Н. Кузанского. Наиболее значима для развития философского знания его онтология. Натуралистический пантеизм. В духе своего времени, он исходит из единства бога и мира (природа, Вселенная). Но в отличие от Н. Кузанского, в основе этого единства лежит природа. Такого рода пантеизм принято называть натуралистическим. В итоге у Дж. Бруно каждый объект природы причастен к божеству, наделен божественным совершенством. Учение о Вселенной. Бесконечность мира. Дж. Бруно стоял у истоков новой космологии. Принципиально новая идея – представление о бесконечности Вселенной: «Она никоим образом не может быть охвачена и поэтому неисчислима и беспредельна, а тем самым бесконечна и безгранична…»[27]. Также Вселенная вечна (не сотворена и не может исчезнуть) и неподвижна («…ничего не имеет вне себя, куда могла бы переместиться, ввиду того, что она является всем»[28]). Хотя внутри нее постоянно происходят какие-то изменения. Движение в природе носит естественный характер. Никакого внешнего перводвигателя в духе Аристотеля нет. Ацентризм. Представления о бесконечности Вселенной позволили обосновать отсутствие какого-либо центра мироздания. Им не может быть ни Земля, ни Солнце. Т.о., Дж. Бруно отрицает и геоцентризм, и гелиоцентризм. Монтень Мишель де Эйкем (1533–1592) – французский мыслитель, политик и юрист. Основное сочинение: «Опыты» (в трех книгах: 1580 – первое издание, 1588 – окончательная редакция). Новый метод: скептицизм. Монтень смотрит на процесс познания иначе, чем схоластика: «хорошо заполненной голове» (Ф.Рабле), опирающейся на авторитет, предпочитает «правильно выработанный разум». Он призывает любое знание проверять разумом, не полагаясь на веру или авторитет. Религия недоказуема ни рациональными, ни сверхрациональными (мистическими) аргументами. Разум человека – единственный источник познания, а вопрос «Что именно я знаю?» – основополагающий. Скептицизм М. Монтеня направлен против общепринятого, но не проверенного знания. По его мнению, об истине нельзя судить на основании свидетельства или полагаться на авторитет. По словам философа, «уверенность в несомненности есть вернейший показатель неразумия и крайней недостоверности»[29]. С точки зрения Монтеня, «... если хочешь излечиться от невежества, надо в нем признаться... В начале всяческой философии лежит удивление, ее развитием является исследование, ее концом – незнание»[30]. Незнание предполагает не отсутствие знания, а знание самокритичное, отказ от «самоудовлетворенности и самоуверенности». Доказывая необходимость скептицизма как метода познания, он утверждает, что органы чувств человека являются несовершенными, а познавательные способности – ограниченными. Кроме того, все живое (и человек тоже) непрерывно изменяется. В частности, вся жизнь человека составлена из «движения и деятельности». Только один Бог действительно всеведущ. Однако скептицизм М. Монтеня сомневается не в возможности познания, а в возможности полного и завершенного знания. Истина достижима, но она не готовый результат, а процесс, идущий иногда сложными путями. Date: 2015-09-18; view: 995; Нарушение авторских прав |