Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика философии Нового времени. Проблема научного метода. Эмпиризм и рационализм





При подготовке по данному вопросу курсанту необходимо усвоить данный учебный материал:

Хронология и география периода

Временные рамки Нового времени по-разному трактуются историками. В национальной историографии началом эпохи считается английская буржуазная революция (с 1640 года), а окончание долгое время связывалось с 1917 годом (социалистическая революция в Российской империи). В настоящее время завершением эпохи считается Первая мировая война (1914–1918).

Однако в историко-философском контексте философией Нового времени называют XVII век, когда были заложены основы мировоззрения эпохи.

К философии Нового времени относится небольшой по времени (1640–1688), но интенсивный в идейно-теоретическом и философском плане период между двумя английскими революциями: первой («кровавая») и второй («славная»). Хотя провести четкую границу между эпохами непросто, т.к. многие мыслители позднего Возрождения высказывали идеи, близкие по духу к эпохе Нового времени (вспомним хотя бы учение о человеке М. Монтеня). Да один из авторитетных представителей философии Нового времени – Ф. Бэкон (1561–1626) жил и творил до первой английской революции.

Иногда для удобства в качестве начала эпохи берется 1600 год, а мыслителей относят к той или иной эпохе не по хронологическому критерию, а по стилю мышления и выводам их философии. По этим же соображениям временем окончания философии Нового времени иногда считают 1700 год.

География эпохи Нового времени связана с теми странами, где победила буржуазная революция, т.е. с Англией и Голландией. И хотя Р. Декарт (1596–1650) по происхождению француз, его наиболее крупные работы и всемирная слава связаны с Голландией. В дальнейшем идеи философов эпохи распространялись и в другие страны.

Наиболее крупные философы Европы в XVIIв.: Ф. Бэкон (1561–1626), Т. Гоббс (1588–1679) (Англия); Р. Декарт (1596–1650) (Франция); Б. Спиноза (1632–1677) (Голландия); Г. Лейбниц (1646–1716) (Германия).

Особенности общественной жизни и духовной культуры

Главная экономическая особенность эпохи Нового времени – зарождение и прогрессивное развитие мануфактурного производства. Принципиальное отличие мануфактуры от средневекового ремесленного производства – кооперация работников в рамках одного предприятия, где каждый выполнял свою функцию в общем разделении труда. В итоге производительность труда резко возрастала. И хотя мануфактурное производство известно с эпохи Возрождения, именно в Новое время оно становится ведущей формой.

Товарное производство, ориентированное на продажу и конкуренцию с другими мануфактурами, требовало постоянного совершенствования и мастерства работников, и оборудования. Так развитие мануфактур стимулировало развитие сначала прикладного, а затем и теоретического знания.

Поэтому центральная особенность духовной культуры – формирование нового образа науки. Это не теоретико-математические рассуждения античных греков и не случайные открытия и изобретения Средневековья. Это систематическая и выходящая за рамки практических запросов деятельность, которая опирается на экспериментальную проверку своих выводов и нацелена на открытие законов природы.

Как помним, возникновению новой науки способствовали и чисто духовные факторы, связанные с эпохой Возрождения: учение о двух книгах (Писание и Природа), в которых Бог открыл людям истину (Т. Кампанелла, Г. Галилей) и новый образ мира, в котором Земля лишалась своего привилегированного, центрального положения (Н. Коперник, Дж. Бруно).

Запросы практики способствовали объективной необходимости науки и согласованных действий ученых. В этой связи впервые в истории культуры формируются новые особенности науки:

- автономия от других сфер культуры (прежде всего, философии и религии);

- в разных странах формируются новые формы кооперации ученых – Академии наук (Лондонское Королевское общество, Французская Академия наук – с 60-х годов XVII века).

Характерные черты философии Нового времени

В онтологии обоснование основ и принципов бытия носит метафизический (внеприродный) характер. Проблема предельных оснований бытия осмысливается в рамках категории «субстанция».

Субстанция (лат. substantia – сущность, нечто лежащее в основе) – философское понятие, обозначающее предельное основание мироздания, к которому сводятся все конкретные объекты и явления.

Причем субстанции в XVII веке рассматривались как нечто реальное, т.е. существующее онтологически. В этот период проработаны все варианты количества субстанций: одна (Ф. Бэкон, Б. Спиноза), две (Р. Декарт), множество (Г.В. Лейбниц).

Проблема бытия Бога и его взаимодействия с миром как центральная проблема онтологии в философии Средневековья и эпохи Возрождения отходит на второй план. Соотношение Бога и мира в этот период характеризуется с позиций деизма.

Деизм (лат. deus – Бог) – религиозно-философское учение, согласно которому неличностный Бог находится вне мира (как трансцендентный Абсолют), осуществляет акт творения (т.е. сообщает миру первоначальный импульс), не вмешиваясь в его дальнейшее развитие по заложенным разумным законам.

Т.о., Бог в деизме – великий часовой мастер, создавший механизм природы и «вдохнувший» в него жизнь через Божественный «первотолчок». Как видим, деизм не отрицает Бога, но его роль в мироздании не так велика, как в провиденциализме Августина, где Бог постоянно поддерживает мир своей благодатью. Это Бог естествоиспытателей, а не богословов.

Кроме того, учет достижений естествознания (а многие философы Нового времени и сами были крупными или даже великими естествоиспытателями своего времени), предрасполагал онтологию к материализму.

Большое влияние на онтологию Нового времени оказала классическая механика И. Ньютона и его последователей. Мироздание в этот период осмысливалась как гигантский механизм, в котором все предопределено (детерминировано).

В гносеологии развернулся центральный спор эпохи – спор о средствах и способах познания, обеспечения его достоверности. Ведущими стали два подхода:

- эмпиризм (греч. empeiria – опыт) – познание опирается на опыт, прежде всего чувственный (к которому относится и эксперимент): «нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)»;

Представители: Ф. Бэкон, Т. Гоббс.

- рационализм (франц. rationalisme, от лат. rationalis – разумный, разумно обоснованный) – в основе познания лежит разум.

Представители: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц.

Главные аргументы рационализма:

- опыт сам по себе, без переработки разума, не может быть в основе познания;

- разум способен самостоятельно постигать истину, которая может и не постигаться в опыте (эксперименте).

В свою очередь, эмпиризм рассматривает познавательную деятельность либо как описание непосредственного чувственного опыта, либо полагает, что знание принципиально сводимо к нему.

В антропологии изменилось место человека в мироздании. Теперь человек это не центр мироздания (возрожденческий неоплатонизм), равный Богу по своим творческим возможностям (гуманизм Возрождения).

Человек рассматривается как часть природного мира, поэтому смысл жизни человека – в следовании законам природы. С другой стороны, эпоха Нового времени трансформирует возрожденческий тезис о могуществе человека в представление о могуществе человека как повелителя и преобразователя природы. Данная доктрина, естественно, улучшила жизнь людей, но она же привела к возникновению современного экологического кризиса.

В социальной философии начинают формироваться концепции:

- «естественного права» – вечное и неизменное право, основанное на природе человека;

- «общественного договора» – гражданское общество (в противоположность естественно-природному состоянию человека) трактовалось как результат сознательного соглашения относительно закона (и права в целом) и государства (властные отношения в целом).

Наиболее известно социально политическое учение Томаса Гоббса (1588–1679), который в произведении «Левиафан» (1651) предложил вариант взаимодействия общества и государства в духе абсолютизма.

В этике характерны светские тенденции, но существование Бога и значение религии не отрицается. В частности, деизм признавал существование загробного воздаяния и необходимость добродетели в повседневной жизни. Значительное место в этических учениях занимают представления о страстях.

 

Date: 2015-09-18; view: 553; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию