Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Специфика философии Нового времени. Проблема научного метода. Эмпиризм и рационализм
При подготовке по данному вопросу курсанту необходимо усвоить данный учебный материал: Хронология и география периода Временные рамки Нового времени по-разному трактуются историками. В национальной историографии началом эпохи считается английская буржуазная революция (с 1640 года), а окончание долгое время связывалось с 1917 годом (социалистическая революция в Российской империи). В настоящее время завершением эпохи считается Первая мировая война (1914–1918). Однако в историко-философском контексте философией Нового времени называют XVII век, когда были заложены основы мировоззрения эпохи. К философии Нового времени относится небольшой по времени (1640–1688), но интенсивный в идейно-теоретическом и философском плане период между двумя английскими революциями: первой («кровавая») и второй («славная»). Хотя провести четкую границу между эпохами непросто, т.к. многие мыслители позднего Возрождения высказывали идеи, близкие по духу к эпохе Нового времени (вспомним хотя бы учение о человеке М. Монтеня). Да один из авторитетных представителей философии Нового времени – Ф. Бэкон (1561–1626) жил и творил до первой английской революции. Иногда для удобства в качестве начала эпохи берется 1600 год, а мыслителей относят к той или иной эпохе не по хронологическому критерию, а по стилю мышления и выводам их философии. По этим же соображениям временем окончания философии Нового времени иногда считают 1700 год. География эпохи Нового времени связана с теми странами, где победила буржуазная революция, т.е. с Англией и Голландией. И хотя Р. Декарт (1596–1650) по происхождению француз, его наиболее крупные работы и всемирная слава связаны с Голландией. В дальнейшем идеи философов эпохи распространялись и в другие страны. Наиболее крупные философы Европы в XVIIв.: Ф. Бэкон (1561–1626), Т. Гоббс (1588–1679) (Англия); Р. Декарт (1596–1650) (Франция); Б. Спиноза (1632–1677) (Голландия); Г. Лейбниц (1646–1716) (Германия). Особенности общественной жизни и духовной культуры Главная экономическая особенность эпохи Нового времени – зарождение и прогрессивное развитие мануфактурного производства. Принципиальное отличие мануфактуры от средневекового ремесленного производства – кооперация работников в рамках одного предприятия, где каждый выполнял свою функцию в общем разделении труда. В итоге производительность труда резко возрастала. И хотя мануфактурное производство известно с эпохи Возрождения, именно в Новое время оно становится ведущей формой. Товарное производство, ориентированное на продажу и конкуренцию с другими мануфактурами, требовало постоянного совершенствования и мастерства работников, и оборудования. Так развитие мануфактур стимулировало развитие сначала прикладного, а затем и теоретического знания. Поэтому центральная особенность духовной культуры – формирование нового образа науки. Это не теоретико-математические рассуждения античных греков и не случайные открытия и изобретения Средневековья. Это систематическая и выходящая за рамки практических запросов деятельность, которая опирается на экспериментальную проверку своих выводов и нацелена на открытие законов природы. Как помним, возникновению новой науки способствовали и чисто духовные факторы, связанные с эпохой Возрождения: учение о двух книгах (Писание и Природа), в которых Бог открыл людям истину (Т. Кампанелла, Г. Галилей) и новый образ мира, в котором Земля лишалась своего привилегированного, центрального положения (Н. Коперник, Дж. Бруно). Запросы практики способствовали объективной необходимости науки и согласованных действий ученых. В этой связи впервые в истории культуры формируются новые особенности науки: - автономия от других сфер культуры (прежде всего, философии и религии); - в разных странах формируются новые формы кооперации ученых – Академии наук (Лондонское Королевское общество, Французская Академия наук – с 60-х годов XVII века). Характерные черты философии Нового времени В онтологии обоснование основ и принципов бытия носит метафизический (внеприродный) характер. Проблема предельных оснований бытия осмысливается в рамках категории «субстанция». Субстанция (лат. substantia – сущность, нечто лежащее в основе) – философское понятие, обозначающее предельное основание мироздания, к которому сводятся все конкретные объекты и явления. Причем субстанции в XVII веке рассматривались как нечто реальное, т.е. существующее онтологически. В этот период проработаны все варианты количества субстанций: одна (Ф. Бэкон, Б. Спиноза), две (Р. Декарт), множество (Г.В. Лейбниц). Проблема бытия Бога и его взаимодействия с миром как центральная проблема онтологии в философии Средневековья и эпохи Возрождения отходит на второй план. Соотношение Бога и мира в этот период характеризуется с позиций деизма. Деизм (лат. deus – Бог) – религиозно-философское учение, согласно которому неличностный Бог находится вне мира (как трансцендентный Абсолют), осуществляет акт творения (т.е. сообщает миру первоначальный импульс), не вмешиваясь в его дальнейшее развитие по заложенным разумным законам. Т.о., Бог в деизме – великий часовой мастер, создавший механизм природы и «вдохнувший» в него жизнь через Божественный «первотолчок». Как видим, деизм не отрицает Бога, но его роль в мироздании не так велика, как в провиденциализме Августина, где Бог постоянно поддерживает мир своей благодатью. Это Бог естествоиспытателей, а не богословов. Кроме того, учет достижений естествознания (а многие философы Нового времени и сами были крупными или даже великими естествоиспытателями своего времени), предрасполагал онтологию к материализму. Большое влияние на онтологию Нового времени оказала классическая механика И. Ньютона и его последователей. Мироздание в этот период осмысливалась как гигантский механизм, в котором все предопределено (детерминировано). В гносеологии развернулся центральный спор эпохи – спор о средствах и способах познания, обеспечения его достоверности. Ведущими стали два подхода: - эмпиризм (греч. empeiria – опыт) – познание опирается на опыт, прежде всего чувственный (к которому относится и эксперимент): «нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)»; Представители: Ф. Бэкон, Т. Гоббс. - рационализм (франц. rationalisme, от лат. rationalis – разумный, разумно обоснованный) – в основе познания лежит разум. Представители: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц. Главные аргументы рационализма: - опыт сам по себе, без переработки разума, не может быть в основе познания; - разум способен самостоятельно постигать истину, которая может и не постигаться в опыте (эксперименте). В свою очередь, эмпиризм рассматривает познавательную деятельность либо как описание непосредственного чувственного опыта, либо полагает, что знание принципиально сводимо к нему. В антропологии изменилось место человека в мироздании. Теперь человек это не центр мироздания (возрожденческий неоплатонизм), равный Богу по своим творческим возможностям (гуманизм Возрождения). Человек рассматривается как часть природного мира, поэтому смысл жизни человека – в следовании законам природы. С другой стороны, эпоха Нового времени трансформирует возрожденческий тезис о могуществе человека в представление о могуществе человека как повелителя и преобразователя природы. Данная доктрина, естественно, улучшила жизнь людей, но она же привела к возникновению современного экологического кризиса. В социальной философии начинают формироваться концепции: - «естественного права» – вечное и неизменное право, основанное на природе человека; - «общественного договора» – гражданское общество (в противоположность естественно-природному состоянию человека) трактовалось как результат сознательного соглашения относительно закона (и права в целом) и государства (властные отношения в целом). Наиболее известно социально политическое учение Томаса Гоббса (1588–1679), который в произведении «Левиафан» (1651) предложил вариант взаимодействия общества и государства в духе абсолютизма. В этике характерны светские тенденции, но существование Бога и значение религии не отрицается. В частности, деизм признавал существование загробного воздаяния и необходимость добродетели в повседневной жизни. Значительное место в этических учениях занимают представления о страстях.
Date: 2015-09-18; view: 594; Нарушение авторских прав |