Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Характеристика эпохи Возрождения. Основная проблематика философской мысли эпохи
При подготовке по данному вопросу следует осмыслить и понять данное содержание: Хронология и география периода Эпоха Возрождения, или Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento) – эпоха перехода от Средневековья к эпохе Нового времени. Как культурное явление характерно для ряда стран Западной и Центральной Европы. Началом эпохи считается середина XIV века (начало Возрождения в Италии), окончание – 40-е годы XVII века (время первой английской революции, которая считается началом эпохи Нового времени). В этой связи принято различать: - Итальянское Возрождение (середина XIV–начало XVIвв.); - Северное Возрождение (XVI–начало XVIIвв.), связанное с Реформацией (прежде всего, протестантские страны – Германия, Голландия, Англия). Возрождение характерно и для католических стран (Франция, Испания). Сам термин «Возрождение» появился не сразу. Итальянский художник, историк искусств Джорджио Вазари (1511–1574) в работе «Жизнеописания» (1550) первым писал о «возрождении» искусства Италии. Для характеристики эпохи в целом термин употребляется французскими просветителями XVIII века (по фр. – renaissance). С XIX века термин окончательно утверждается в науке для обозначения данной эпохи. Особенности духовной культуры эпохи Возрождения 1. Секуляризация (франц. sécularisation, от позднелат. saecularis –мирской, светский) – освобождение общественной жизни и сознания людей от безраздельного господства церковной идеологии и религии. 2. Высокий авторитет наследия античности, которое считалось образцом для создания современного эпохе Возрождения искусства. В те времена считалось, что после эпохи средневекового невежества и варварства искусство вновь возрождается, как бы возвращается к временам античности. Однако не все авторы соглашаются с таким пониманием сути эпохи Возрождения. Например, в книге голландского исследователя И. Хейзинги «Осень Средневековья» (1919) период XIV–XVвв. рассматривается не как новая эпоха, а как логичное завершение Средневековья, его последняя жизненная фаза. И другие великие авторы (например, философы Гегель, Б. Рассел) не признают самостоятельность и оригинальность этой эпохи. Среди тех, кто подчеркивал значение эпохи, был Ф. Энгельс. Он охарактеризовал Возрождение как «величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством»[16]. Полярные оценки связаны с переходным характером эпохи. И если вспомнить, что именно из Возрождения «вырастает» эпоха Нового времени, то культурное значение этой эпохи трудно переоценить. 3. Интерес к природе и к окружающему миру. Культура эпохи перестает быть чисто книжной. Теперь для разрешения каких-то спорных вопросов обращаются не только к Платону, Аристотелю или к трудам Отцов Церкви, а к самой реальности. Хотя влияние Средневековья продолжает сказываться долго. В частности, в этот период велика популярность магии и паранаучных (лат. para – около) направлений (прежде всего, алхимии и астрологии). Однако изучение действительности (пусть и в связи с магией, алхимией и астрологией) приносило конкретнонаучные плоды. Любопытно обоснование интереса к окружающему миру и самостоятельности науки в период позднего Возрождения. Томмазо Кампанелла (1568–1639) утверждал, что существуют две книги, в которых изложена истина о мире: Священное писание и Природа. Книга Природы постигается через разум и ощущения посредством философии и науки. Писание «не лучше» книги Природы, оно наставляет в вере наиболее простым и понятным языком, как отец рассказывает что-то своим детям. Между этими книгами нет и не может быть противоречия. Для перехода к экспериментально-математической науке Нового времени Г. Галилею (1564–1642) было достаточно сказать, что книга Природы написана математическим языком. В общественных науках также наблюдается прогресс. Эпоха Возрождения стимулирует поиск новых форм общественной организации. Впервые после Платона появляются проекты идеального государства: «Утопия» Томаса Мора (1478–1535) и «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы (1568–1639). Можно спорить об их ценности и влиянии на последующее развитие общества, но результат научного интереса налицо. Жан Боден (1529/1530–1596) заложил основы понимания природы государственного суверенитета, а Никколо Макиавелли (1469–1527) – автор концепции политического реализма, исходящего из природы людей и политической целесообразности. Научное познание мира вдохновлялось не только постижением его законов, но и к практическому могуществу, власти над природными силами. В этом контексте интерес к магии не случаен, а закономерен. Хотя реальное могущество человечество получит только в Новое время. Философия эпохи Возрождения: характерные черты и периодизация Date: 2015-09-18; view: 540; Нарушение авторских прав |