Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гносеология. Знание и вера





Формы познания. В человеке существует две познавательные способности: чувственная и разумная. И хотя разум выше чувств, разум использует чувства как способы познания. Между чувственным и рациональным познанием находится сфера внутренних чувств (память, воображение, «общее чувство»), которые упорядочивают ощущения. В духе Аристотеля Фома Аквинский утверждает, что разум постигает только единичные вещи.

Постижение Бога идет тремя способами: разум, откровение и интуиция по вещам, постигнутым в откровении. Хотя третий способ (его можно назвать мистическим) Фома Аквинский практически не рассматривает.

Единство знания и веры при приоритете веры. Он принципиальный противник концепции «двойственной истины». Откровение и разум – самостоятельные способы познания, но они не могут противоречить друг другу. Некоторые истины действительно нельзя объяснить разумом, но ни одна истина ему не противоречит.

Философия и конкретные науки выполняют по отношению к теологии вспомогательные, служебные функции. С помощью философии теология делает свои истины более понятными для человеческого разума.

Антропология (учение о душе) опирается на представления Аристотеля: душа есть форма тела, а само тело относится к природе человека. Тем самым отвергается идущая от Августина традиция, утверждающая, что человек – это только его душа, а тело – всего лишь орудие души.

Этика

Критика предшественников. В этике Фома Аквинский отвергает две авторитетные для средневековой философии традиции: максималистическое учение стоицизма о добродетели, а также августиновский волюнтаризм (примат воли над разумом).

Понимание зла. Зла нет онтологически, т.е. в бытии, оно – ущербная форма добра. Согласно Фоме, немного зла подчеркивают ценность добра. Источник морального зла – свободная воля существ. Грешит душа, которая тем самым порочит тело.

Учение о добродетели. Добродетель им понимается в духе Аристотеля, т.е. как золотая середина между крайностями. К интеллектуальным добродетелям относятся (в духе стоицизма): мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Они дополняются добродетелями божественной благодати: вера, надежда, любовь.



Социальная философия. Общество и государство формируются на основе общительности людей (тезис Аристотеля). И они не связаны с греховной природой людей, как у Августина. Общественный порядок для Фомы Аквинского вплетен в план мироздания. В этой связи Фома различает три типа законов (три типа права):

- вечный закон (вечное право, lex aeterna) – рациональный план Бога, универсальный порядок, известный лишь Богу и блаженным святым;

- естественный закон (естественное право, lex naturalis) – участие, отражение человеком вечного закона («делай добро и избегай зла»);

- человеческий закон (человеческое право, lex humana) – применение естественного закона к жизни людей.

Помимо этого, существует еще и божественный закон (lex divina), откровение.

Человеческий закон не должен противоречить вечному и божественному законам. В противном случае люди могут не подчиняться ему.

Из форм правления наилучшей считает монархию, а самой худшей – тиранию.

Основные понятия темы и понятия для повторения

 

этапы средневековой философии, основные учения апологетика патристика схоластика реализм номинализм концептуализм принципы теоцентризм креационизм провиденциализм эсхатологизм сотериологизм символизм
ереси и конкурирующие учения гностицизм манихейство арианство монофизитство ересь догмат религиозный теодицея универсалии мистика дедукция

 

Вопросы для повторения и закрепления

1. В связи с чем не совпадают временные рамки исторического и философского Средневековья?

2. Почему эллинистический философ Филон Александрийский считается первым средневековым философом?

3. Охарактеризуйте основные принципы средневекового религиозно-философского мировоззрения.

4. Каких философов относят к патристике?

5. В чем сущность проблемы универсалий? Какие варианты ее решения Вам известны?

Творческие вопросы и задания

1. В чем Вы видите принципиальное мировоззренческое противостояние онтологических учений христианства и манихейско-гностической традиции? Ответ поясните конкретными примерами.

2. Сопоставьте известные Вам учения о взаимодействии онтологического первоначала и множества вещей: учение Платона о божественном Демиурге, учение неоплатоников о Едином и креационизм. Отметьте черты сходства и различия. Какое из учений Вам кажется более логичным? Докажите свою точку зрения.

3. В чем Вы видите несовершенство онтологического доказательства бытия Бога? Возможно ли подобную аргументацию рассматривать как логическую в настоящее время?

4. Реализовано ли учение Августина Блаженного о граде Божьем в историческом процессе? Актуально ли это учение в настоящее время и почему?

 








Date: 2015-09-18; view: 118; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию