Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Апологетика и патристика. Философия Августина Блаженного





При подготовке по данному вопросу курсанту необходимо усвоить данный учебный материал:

Патристика (греч., лат. patres – отцы) – философско- теологические и социально-политические доктрины ранних христианских авторов II–VIIIвв. (т. наз. «Отцов Церкви»).

Для Отцов Церкви характерны следующие признаки:

- древность (как правило, не позднее IV–Vвв.);

- соответствие учения Библии и церковному учению (ни одна часть их учения не должна быть осуждена как неправильная, т.е. еретическая);

- причисление к лику святых.

Существует два источника патристики:

- античная философия (заимствуется метод рационального мышления и достижения различных философских течений: платонизм и неоплатонизм, стоицизм, учение Аристотеля о материи и форме и др.);

- христианская доктрина (в единстве обозначенных выше принципов религиозно-философского мировоззрения).

В целом считается, что представители патристики обеспечили синтез греко-римской философии с христианством, в результате чего христианство обогатилось теми элементами античной философии, которые не противоречили духу и букве христианства.

В эволюции патристики выделяют три этапа:

1) ранняя патристика, или апологетика (II–IIIвв.);

2) зрелая патристика (III–Vвв.);

3) поздняя патристика (V–VIIIвв.)

Ранняя патристика, или апологетика (II–IIIвв.) (греч. apologia – защитная речь в суде)

Представители: Юстин Мученик (ок. 100–ок. 165); Татиан (ок. 120–ок. 175); Афинагор (ум. ок. 177); Тертуллиан Карфагенский (ок. 160–после 220); Климент Александрийский (Тит Флавий) (ок. 150–ок. 220); Ориген Александрийский (ок.185–ок. 254).

Главный центр этого периода – Александрия Египетская, где существовала знаменитая катехетическая (толковательная) школа. Другие восточные центры – Кесария, Антиохия, Газа. Сохраняли свое значение и Афины. На Западе выделялся Рим, но и африканские колонии (прежде всего, Карфаген) породили выдающихся мыслителей.

Основной жанр в период апологетики – апология (так, по аналогии с защитной речью в суде, назывались произведения в защиту христианского вероучения, культа и образа жизни).

Защита христианства велась по трем основным направлениям. Во-первых, от иудеев, поскольку христианство исторически возникло как секта в рамках иудаизма, и у первых христиан было много общего с иудеями (праздник Пасхи в один день, ходили вместе в Иерусалимский храм до его разрушения в 70 н.э. и т.п.)

Во-вторых, от конкурирующих религиозных течений, прежде всего, от гностицизма и манихейства.

Гностицизм (греч. gnosis – знание) – религиозно-мистическое течение II–IIIвв., которое характеризуется: 1) резким противопоставлением несовершенной, греховной материи и совершенной человеческой души, 2) наличием зла в мире, творцом которого не может быть находящийся в занебесной области Бог. Зло сотворено божеством «нижнего», земного мира – Демиургом (не путайте с благим Демиургом Платона!) Спасение души связывалось с особым, высшим мистическим знанием подлинного Бога – гнозисом, которое доступно избранным

Манихейство – от имени основателя – персидского пророка Мани (ок. 216–ок. 277) – формирует дуалистическую доктрину: добро и зло – это самостоятельные, равноправные начала бытия. Земной, материальный мир несовершенен, т.к. тьма частично поглотила свет. Человеческая душа как светлая часть – пленница материального тела, пораженного злом и тьмой. В настоящее время идет борьба за освобождение света.

В целом эти два течения сформировали манихейско-гностичесую традицию, признающую существование зла в мире не как недостатка добра (христианство), а как равноправного добру начала бытия.

В-третьих, апологеты защищали христианство от преследований со стороны римских императоров. Они доказывали, что христиане – особые, но не опасные для общества и империи люди.

Основная проблема ранней патристики – соотношение христианского вероучения и культа с античным культурно-философским наследием.

В результате поиска сформировались два направления:

- христианский интеллектуализм – предполагает возможность гармоничного синтеза христианства и античной философии (представители: Юстин Мученик, Афинагор, Климент Александрийский, Ориген);

- христианский антиинтеллектуализм – резко противопоставляет христианство эллинской учености, подчеркивает их несовместимость (представители: Татиан, Тертуллиан Карфагенский).

Но исторически более прогрессивным был христианский интеллектуализм, установки которого принесли свои плоды в период зрелой патристики.

Зрелая патристика (III–Vвв.), для которой характерно уточнение и каноническая формулировка основных христианских догматов.

Догмат религиозный (греч. dogma, родит. падеж dogmatos – мнение, учение, постановление) – положение вероучения, рассматриваемое как абсолютно истинное и неизменное. Утверждается высшими инстанциями церкви.

Географически зрелая патристика подразделяется на:

- восточную патристику (греческую), связанную с восточной частью Римской империи;

- западную патристику (латинскую), которая развивалась в рамках западной части Римской империи (до официального разделения империи на Западную и Восточную в 395 году н.э.)

Представители. Восточная патристика: Афанасий Александрийский (ок. 295–373) и Иоанн Златоуст (344/354–407). Наивысшего развития восточная патристика достигает в деятельности каппадокийского кружка[15]: Василий Великий (Кесарийский) (ок. 330–379); Григорий Нисский (ок. 335–ок. 394), его брат; Григорий Богослов (Назианзин) (ок. 330–ок. 390). Эти представители восточной патристики признаются Отцами Церкви в православии.

Отцов Церкви католичества (Западной церкви) четыре: Амвросий Медиоланский (ок. 340–397); Иероним Стридонский (342–419/420); Августин Блаженный (354–430); Григорий I Великий (ок. 540–604), он же Папа Римский с 590. Но в философском плане все западные отцы уступают Августину Блаженному (354–430).

Основная проблема зрелой патристики – борьба с ересями и формирование церковной догматики. При этом, по церковным представлениям, считается, что догматы уже заложены в Библии, а позднее они лишь уточнялись и облекались в четкие формулировки.

Ересь (греч. hairesis – выбор, избранный образ мыслей) – в религии и религиозной философии – учение, отклоняющееся от официальной доктрины церкви (иная трактовка или отрицание догматов, элементов культа и особенностей церковной организации, а также церковных авторитетов).

Наиболее известные ереси в христианстве: арианство (IVв.) (считает Бога-Сына (Иисуса Христа) высшим сотворенным существом, т.е. отрицает его единосущие Богу-Отцу) и монофизитство (IVв.) (отрицание богочеловеческой природы Иисуса Христа; признание Иисуса Христа только Богом).

Догматы утверждались на Вселенских соборах (так в христианстве называются съезды епископов всех христианских провинций для обсуждения и решения наиболее важных догматических, культовых вопросов и проблем церковной организации). Время Вселенских соборов – IV-VIIIвв. Всего их было семь. Первые четыре собора, наиболее важные по своим догматическим спорам, прошли в IV-Vвв., т.е. относятся к периоду зрелой патристики.

Поздняя патристика (V–VIIIвв.) во многом теряет творческий потенциал зрелой патристики. Это связано с двумя причинами: во-первых, падает уровень философской и общей образованности людей и, во-вторых, проблема развития и уточнения догматики отходит на второй план.

Основная проблема поздней патристики – систематизация христианского вероучения. Поэтому данный период (особенно более поздний его период) считают предсхоластикой.

Представители поздней патристики: Леонтий (ок. 475–543) на Востоке и Северин Боэций (480–524) на Западе.

Ключевая фигура данного периода – Иоанн Дамаскин (ок. 675–ок. 753) – византийский богослов и поэт, в трудах которого завершается систематизация христианской теологии. Его фундаментальный труд «Источник знания» состоит из трех разделов: философского («Диалектика»), обличительно-критического («О ересях») и догматического («Точное изложение православной веры»). Ему же принадлежит идея о вспомогательной, служебной роли философии по отношению к богословию.

Философия Августина Блаженного (354–430)

Произведения: «Исповедь» (400), «О граде Божьем» (413–426).

Онтология характеризуется как христианский неоплатонизм: подлинное бытие должно быть неизменным и вечным, но это не Единое, а Бог. Идея эманации, естественно, отвергается.

Креационизм. Мир сотворен Богом «из ничего» (по латыни – «ex nihilo») без внешней необходимости (т.е., по доброй воле). Бог сотворил не только материю и формы всех вещей, но и другие свойства, в частности, время и движение. Бог сотворил мир одновременно, т.е. материю и ее формы разом. Сам же Бог нематериален, неподвижен, находится вне времени (вечен и неизменен) и пространства. Т.о., для Бога проблема его существования «до» творения неверная, т.к. время появилось только после творения мира.

Для объяснения появления нового Августин предлагает теорию «разумных семян»: в мир изначально заложены «семена» («зерна») всех возможностей, которые реализуются в свое время. Для Бога как всемогущего субъекта заложить все будущие возможности в мир было бы несложно.

Проблема добра и зла. Теодицея. Мир хотя и ничтожен в сравнении с Богом, но является добрым как его творение. В этом тезисе для Августина возникает принципиальная для религиозного мыслителя проблема – проблема объяснения, оправдания существования зла в мире (проблема теодицеи).

Теодицея (фр. theodicee, от греч. theos – бог и dike – справедливость), досл.: «оправдание бога» – название религиозно философских доктрин, согласовывающих всемогущество и благость бога с наличием в мире физического и нравственного зла, «оправдывающих» совершенство творения.

Основные тезисы теодицеи Августина следующие.

1. Зла нет в природе, оно связано с активностью свободных существ (ангелов и человека), с их свободной волей.

2. Онтологический статус зла в мире людей ниже, чем место добра: зло – это следствие отсутствия добра; абсолютного зла в мире нет, есть только абсолютное добро.

3. Зло – необходимый элемент гармонии мироздания, поскольку Бог стремился создать большее добро (пусть даже вместе со злом), нежели меньшее добро, но совсем без зла.

Гносеология носит теоцентрический характер: Бог не только самый важный объект познания, но и его причина. Бог просветляет человеческий разум для понимания реальности. Сам же постичь истину человек не может. Познание мира, его конкретных объектов и явлений для Августина не имеет ценности. Необходимо стремиться к познанию абсолютного бытия.

В вопросе о соотношении знания и веры Августин отстаивает первичность веры перед любым знанием: «верую, дабы понимать».

Антропология Бог сотворил человека по своему образу и подобию.

Цель человека – обретение счастья при помощи философии. Но подлинным источником счастья выступает только Бог. Познание необходимо для счастья, но речь идет о познании лишь: Бога и собственной души.

Для доказательства возможности познания философ предлагает обратиться к человеческой душе: можно сомневаться в существовании внешних объектов, но нельзя сомневаться в собственном существовании. Мысль отдельного человека – наиболее истинный факт (принцип Августина).

Представления о душе. Душа – самостоятельная субстанция, бессмертная и не связанная биологическими функциями. Она ближе к Богу и потому совершеннее тела. Душа руководит телом. Более того, сущность человека связана с наличием души, а тело не является принадлежностью сущности человека. Способ связи души и тела Августин считает загадкой.

У души есть две способности: разум и воля. Августин отстаивает первичность воли, поскольку именно она, а не разум, обеспечивает активность человека. Разум же носит пассивно-созерцательный характер.

Добро и зло. Источником зла является человек, а источник добра – Бог, по милости которого и возможна доброта людей. Милость «дается даром», а не по заслугам. Иначе ее нельзя считать милостью.

Добродетель. Любовь как сущность человека. Августин порывает с интеллектуальным пониманием добродетели в духе Сократа (добродетель есть знание). Сущность человека – любовь. Поэтому добродетелен человек, который любит, особенно любящий достойное любви. Конкретные вещи любить нельзя, ими можно лишь пользоваться. А настоящая любовь предполагает подлинное наслаждение, отсутствующее при использовании вещей.

Date: 2015-09-18; view: 2226; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию