Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Онтология. Понимание Бога претерпевает принципиальные изменения
Понимание Бога претерпевает принципиальные изменения. В отличие от схоластов, признававших возможность положительного знания о Боге (катафатическое богословие), Н. Кузанский трактует Бога с позиций отрицательного (апофатического) богословия, полагающего, что Бог невыразим в словах. Любое определение Бога оказывается беднее Божественной потенциальности (Бог, который «все может»). Для осмысления божества используются неоплатонические и математические представления. Но если у неоплатоников Единое противопоставляется материи, то у Кузанского Единое есть все. Поэтому Бог – единое начало и скрытая сущность всего, «абсолютный максимум». А поскольку максимум содержит в себе все вещи, то его можно считать и минимумом. Бог – круг, окружность которого находится везде, а центр – нигде. Главным моментом в осмыслении божества выступает представление о совпадении противоположностей (прежде всего, абсолютного максимума и абсолютного минимума). Поэтому Бог понимается одновременно и как абсолютная возможность (posse-est), «форма форм», и абсолютная действительность (est). Соотношение Бога и мира в духе креационизма отвергается. Бог не является трансцендентным творцом мира, сотворившим его по доброй воле. Также отрицается и неоплатонический принцип эманации, предполагающий нисхождение, угасание света Единого. Н. Кузанский соотношение Бога и мира осмысливает с позиций пантеизма. Единство Бога и мира. Бог в понимании Н. Кузанского есть все, но он «есть все в свернутом виде»[21]. Переход Бога к миру есть «развертывание» (экспликация) того, что в нем было заложено изначально в свернутом виде. Как линия – развертывание точки, а движение – развертывание покоя, так и мир есть развертывание собственной сущности бога. Однако, сближая бога и мир, Н. Кузанский их не отождествляет. Мир и его конкретные объекты – это проявления божественной сущности, но они не равны Богу. Поскольку основа единства мира – Бог, то взгляды философа характеризуют как мистический пантеизм. Бог как абсолютный максимум является носителем максимально возможного совершенства. Мир же есть «ограниченный максимум». Хотя ограниченность – это не показатель ущербности мира, а критерий его отличия от Бога (ведь Бог у Н. Кузанского оказывается все же выше мира, хотя и максимально близок к нему). Возможность сосуществования в Боге абсолютного и ограниченного максимума объясняется совпадением в нем всех противоположностей. Поскольку Бог и мир сближаются, «развертывание» Бога в мир не отменяет их единства. Н. Кузанский характеризует это единство как «свертывание» (complicatio) мира, возвращение его к Божественному абсолюту. Отрицание личностного характера Бога связано с идеей «развертывания» Бога в мир. «Поскольку творение есть бытие бога, никто не подвергает сомнению, что оно – вечность»[22]. А это означает, что «развертывание» в мир происходит благодаря заключенной в Боге необходимости, а не по его воле. Учение о мире связано с учением о Боге. Ведь именно Бог – основа единства мира. Здесь Н. Кузанскому очень помогают его математические аналогии по поводу сущности божества. Безграничность мира. Мир нельзя считать бесконечным (иначе он будет равен Богу), но он безграничен (иначе мир имел бы начало и конец). Соответственно представлениям о безграничности мира, отрицается картина мира Аристотеля: «Машина мира имеет свой центр... повсюду, а свою окружность – нигде, потому что Бог есть и окружность, и центр»[23]. В итоге Земля лишается привилегированного положения в мире. Она меньше Солнца, но больше Луны. В этой части своего учения Н. Кузанский предвосхитил гелиоцентризм (греч. helios – солнце и лат. centrum – центр) Н. Коперника. Единство мира обеспечивается интегральным божественным смыслом – «интеллигенцией». Красота и гармония мира. Мир – проявление божественного могущества, а не угасание света Единого в материальном мире (неоплатонизм). Даже тленность объектов мира (наличие тенденции к разрушению) не отрицает их благородства и совершенства. Мир красив и гармоничен. Антропология есть продолжение учения о совершенстве мира, а также о единстве бога и мира. Иерархическое положение человека в мире очень высокое: «лишь немного ниже ангелов». Человеческая природа есть полнота отдельных совершенств (общечеловеческих и совершенств отдельных людей). «…в человечестве все возведено в высшую степень»[24], продолжает философ. Полнота совершенства трактуется Н. Кузанским как божественность. Человек, в котором могла бы проявиться вся полнота человеческого совершенства, был бы подобен всей Вселенной. Он «был бы человеком также, как и богом, и богом также, как человеком…» Такое сочетание возможно лишь в богочеловеке Иисусе Христе. Критерий богоподобия – интеллект («человек есть его ум»). Т.е., средневековое представление о решающей роли души для сущности человека отрицается. Гносеология. Н. Кузанский – гносеологический оптимист: ум человека способен постичь «развертывание» Бога в природу и заложенный в ней разумный смысл (интеллигенцию). Прирожденная человеку способность суждения раскрывается, «развертывается» при взаимодействии с природой. Познавательные способности. Ум человека (дух) обладает тремя познавательными способностями: 1. Ощущение (чувство) ограничено в познавательных возможностях. На него не только отрицательно влияют страсти, но и «чувство не способно воспринимать вещи сверхвременные и духовные». Переход от отдельных ощущений к рассудку осуществляется благодаря воображению. 2. Рассудок сдерживает страсти и систематизирует данные органов чувств. Он начинает абстрагирование от конкретных свойств вещей и дает им названия («имена»). 3. Разум (интеллектуальная интуиция) «постигает лишь всеобщее, нетленное и непрерывное». Только разум способен понять единство противоположностей, заложенное в мире. Но, в отличие от схоластики и средневековой мистики, утверждается, что бога постичь нельзя. Разум в этом случае лишь приближается к истине, «как многоугольник к кругу». Объект познания – бог, который осмысливается в духе пантеизма. «Свернутый» бог постигается верой, а «развернутый» в единстве конкретных вещей – разумом. Причем вера не может подменить разум в познании бога. Флорентийская школа неоплатоников Н. Кузанский не был единственным неоплатоником эпохи Возрождения. Благодаря патронажу некоронованного короля Флоренции Козимо Медичи возникает флорентийская школа неоплатоников. Ее основателем и признанным лидером стал Марсилио Фичино (1433–1499), которыйперевел на латынь все сочинения Платона и неоплатоников. Соотношение бога и мира понимается в духе мистического пантеизма: «не бог распространяется в мире, а мир… простирается в боге»[25]. Иерархия мира носит пятиступенчатый характер: бог, «ангел», «душа», «качество» и «материя» («телесная масса»). Центральную роль в его философии играют представления о душе, которая есть жизнь и источник движения. Также она есть мир (космос) и источник самодвижения мира и отдельных вещей. Для флорентийской школы характерен повышенный интерес к проблеме человека (гуманизм с неоплатонической окраской). Человек управляет миром. Он «есть как бы некий бог», а «мощь человека почти подобна божественной природе»[26]. Т.о., если в онтологии М. Фичино почти тождественен Н. Кузанскому, то его антропология сближается с возвеличиванием человека в гуманизме.
Date: 2015-09-18; view: 559; Нарушение авторских прав |