Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности развития и принципы средневекового религиозно-философского мировоззрения





В результате изучения вопроса курсант должен знать следующее:

Хронология и география периода

Хронологические рамки средневековой философии. Средневековая философия, по определению, относится к периоду Средних веков (двенадцать столетий между античностью и Новым временем), т.е. с V по XVIIвв. Автор термина «Средние века» – итальянский гуманист Флавио Бьондо (1453). Однако в истории ряда стран Западной Европы существует историко- культурная эпоха Возрождения, которая «сокращает» Средневековье (в зависимости от конкретной страны) до XIV–XVIвв. Таким образом, время средневековой философии – с V по XIVвв.

Однако относительно хронологии средневековой философии существует парадокс: философская проблематика эпохи начинает формироваться в поздней античности (c I–IIвв. н.э.) Это связано с влиянием христианства на философскую проблематику эпохи.

География Средневековья. Средневековье как исторический период традиционно выделяется не только для христианского, но и для восточного миров (Индия и Китай). Также в Средние века появляется и четвертая философская традиция – арабоязыческая и тесно с ней связанная еврейская философия. В данной лекции мы будем говорить преимущественно о европейском Средневековье.

Периодизация средневековой философии. Традиционно средневековая философия подразделяется на два этапа.

Первый этап – патристика (греч. и лат. patres – отцы) (II–VIIIвв.) – время становления средневековой философии и борьбы с интеллектуальной оппозицией в христианстве;

Второй этап – схоластика (греч. scholastikos от schola – учёная беседа, школа) (с IXв.) – окончательная победа религии, завершение и систематизация религиозного учения.

Также в средневековой философии выделяется период апологетики (греч. apologia – защитная речь в суде). Его статус спорен: одни его считают самостоятельным этапом перед патристикой (II–IIIвв.), а другие – как раннюю патристику. В данном пособии мы будем рассматривать его как раннюю патристику, сохраняя устоявшееся название.

Источники средневековой философии



Выделяют два основных источника средневековой философии:

1. Библия как священная книга христианства;

2. античная философия, не противоречащая христианству: онтология неоплатонизма (иерархичность бытия, взаимосвязь Единого и мира) и этика стоицизма (апатия, учение о страстях души и путях их преодоления).

Формирование теологии. На основе взаимодействия религиозных догматов и представлений античной философии в Средние века формируется теология (греч. theos – бог и logos – слово; понятие, учение) или богословие – философско-религиозное учение о Боге, его сущности и бытии.

Средневековая философия характеризуется предельным сближением философии и теологии по формуле: «Философия – служанка богословия». Хотя до XIв. философия серьезнейшим образом обогатила теологию.

Большую роль в становлении средневековой философии сыграло объединение античного учения о Логосе как законе Космоса с христианским вероучением. В этой связи необходимо знать о взглядах Филона Александрийского (ок. 25 до н.э.–50) – иудейского философа и теолога.

Учение Филона Александрийского.Он предложил в своей философии две принципиальные новации: 1) впервые соединил представления о едином боге (монотеизм) с греческой философией и 2) предложил метод образного (аллегорического) толкования Ветхого Завета с позиций греческой философии. Поэтому его можно считать первым средневековым философом.

Онтология. Бог (он пишет об иудейском Яхве) – это «истинное бытие», трансцендентное начало, сущность которого невозможно постичь разумом. Он выше и платоновского Блага, и неоплатонического Единого (последнее он трактует как «бестелесный образ Бога»). При этом Бог сохраняет связь с миром как его творец (этот аспект божественной силы выражается словом «Бог») и управитель (выражается словом «Господь»).

Бог порождает Сына и Логос-Слово как наиболее совершенное творение. Последний является носителем творческого могущества Бога и выступает как посредник между трансцендентным Богом и миром. Именно через Логос-Слово возникает мир, через него Бог постоянно присутствует в мире.

Антропология. Человек есть триединство тела, души (интеллекта) и Духа, дарованного богом. Человек (точнее говоря, его бессмертная разумная душа) сотворен «по образу Божию». Цель жизни человека трактуется в духе Платона и неоплатоников: «уподобление Богу», т.е. богопознание. В силу принципиальной невозможности уподобления богу человек должен стать мудрым. В качестве идеала он рассматривает иудейского пророка Моисея.

Взгляды Филона Александрийского были отвергнуты в иудаизме, но оказали серьезное влияние на возникновение христианской философии и метода толкования библейских текстов.

Принципы средневекового религиозно-философского мировоззрения

1. Теоцентризм (греч. theos – бог и лат. centrum – центр круга) – основополагающий принцип средневекового религиозно-философского мировоззрения, в соответствии с которым Бог есть совершенное бытие, источник истины, подлинного блага и красоты.



В целом теоцентризм есть единство следующих аспектов:

- онтологический – Бог как первоисточник и вершина бытия, творец и вседержитель мироздания;

- гносеологический – Бог есть Логос и высшая истина, а также помощник человека в познавательной деятельности;

- антропологический – стремление к Богу при содействии Святого Духа есть высшая цель и смысл человеческой жизни;

- этический – поклонение Богу и следование его заветам как основа нравственности отдельного человека и общества в целом;

- социально-исторический – Бог направляет историю к закономерному финалу – Страшному суду и царству Божию;

- эстетический – Бог как подлинная красота и ее первоисточник в конкретных вещах.

2. Креационизм (лат. creatio – сотворение) – религиозно-философское учение о сотворении мира Богом из ничего без внешней необходимости. Классическое учение креационизма сформулировано в философии Августина Блаженного (354–430). С точки зрения креационизма, Бог мог бы и не творить мир. Но такова была его воля.

3. Провиденциализм (лат. providentio – предвижу) – учение о направленности конкретных исторических событий и истории в целом волей божества, а не на основе внутренних закономерностей.

Провиденциализм опирается на два представления: о непостижимости Божьего промысла (по принципу «неисповедимы пути Господни») и идею о втором пришествии Иисуса Христа.

4. Эсхатологизм (греч. eschatos – последний, конечный и logos – слово; понятие, учение) – принцип, который опирается на эсхатологию – учение о финальной стадии развития мира и итоговой судьбе человека, связанное со вторым пришествием Иисуса Христа (Аллаха).

В христианстве идеи эсхатологизма восходят к иудейскому монотеизму (греч. monos – один и theos – Бог) – веру евреев в бога Яхве, который христианство вобрало в себя из Ветхого завета. Последний же есть не что иное, как священная книга иудаизма – Танах. Эллинистическая культура не знала образа финалистической (направленной к определенной цели) истории.

5. Сотериологизм (греч. soterion – спасение, избавление и logos – слово; понятие, учение) – принцип мировоззрения, опирающийся на сотериологию – учение о спасении мира и условиях спасения человека.

Данный принцип предполагает, что спасение души – главная цель человеческой жизни, значимость которой не могут поколебать никакие блага и богатства земной жизни.

6. Символизм(греч. symbolon – знак, опознавательная примета) – понимание Библии и мира как системы знаков, отражающих высшую реальность (Бога). На этом принципе основана идея образного (непрямого) толкования Библии и осмысления действительности. К примеру, муравьи и пчелы созданы Богом в назидание человеку как примеры трудолюбия.

Общая характеристика средневековой философии

Основные проблемы средневековой философии. На всем протяжении средневековой философии ее интересует ряд фундаментальных проблем.

в онтологии:

- взаимодействия Бога и мира;

- доказательства бытия Бога;

в гносеологии:

- соотношение разума и веры;

- соотношение единичного и общего;

в антропологии и этике:

- природа человека как творения Бога;

- сущность и жизнь человека как творения Бога;

в социальной философии:

- смысл и направленность истории и общественной жизни.

Особенности метода средневековой философии. Несмотря на различие исторических этапов и своеобразие философских систем, средневековая философия в целом характеризуется следующими чертами.

1. Ретроспективность (лат. retro – назад, обращённый к прошлому, specto – смотрю) – средневековая философия постоянно «оглядывается» на собственное прошлое в соответствии с тезисом: «чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее».

2. Традиционализм – философия следует сложившейся традиции, канону. В средневековой философии ценилась не оригинальность, не новаторство, а совпадение выводов философа с мнением авторитетов, прежде всего древних.

Авторство произведений в этот период осмысливалось иначе, чем сейчас: собственные произведения для придания им большей значимости приписывались известным авторам древности или современности.

3. Дидактизм (франц. didactique от греч. didaktikos – поучительный) (учительство, назидательность).

Стиль произведений средневековья носил поучительно-назидательный характер. Даже теоретические трактаты рассматривались как своеобразная форма религиозной проповеди.

 








Date: 2015-09-18; view: 240; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию