Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности развития и принципы средневекового религиозно-философского мировоззрения
В результате изучения вопроса курсант должен знать следующее: Хронология и география периода Хронологические рамки средневековой философии. Средневековая философия, по определению, относится к периоду Средних веков (двенадцать столетий между античностью и Новым временем), т.е. с V по XVIIвв. Автор термина «Средние века» – итальянский гуманист Флавио Бьондо (1453). Однако в истории ряда стран Западной Европы существует историко- культурная эпоха Возрождения, которая «сокращает» Средневековье (в зависимости от конкретной страны) до XIV–XVIвв. Таким образом, время средневековой философии – с V по XIVвв. Однако относительно хронологии средневековой философии существует парадокс: философская проблематика эпохи начинает формироваться в поздней античности (c I–IIвв. н.э.) Это связано с влиянием христианства на философскую проблематику эпохи. География Средневековья. Средневековье как исторический период традиционно выделяется не только для христианского, но и для восточного миров (Индия и Китай). Также в Средние века появляется и четвертая философская традиция – арабоязыческая и тесно с ней связанная еврейская философия. В данной лекции мы будем говорить преимущественно о европейском Средневековье. Периодизация средневековой философии. Традиционно средневековая философия подразделяется на два этапа. Первый этап – патристика (греч. и лат. patres – отцы) (II–VIIIвв.) – время становления средневековой философии и борьбы с интеллектуальной оппозицией в христианстве; Второй этап – схоластика (греч. scholastikos от schola – учёная беседа, школа) (с IXв.) – окончательная победа религии, завершение и систематизация религиозного учения. Также в средневековой философии выделяется период апологетики (греч. apologia – защитная речь в суде). Его статус спорен: одни его считают самостоятельным этапом перед патристикой (II–IIIвв.), а другие – как раннюю патристику. В данном пособии мы будем рассматривать его как раннюю патристику, сохраняя устоявшееся название. Источники средневековой философии Выделяют два основных источника средневековой философии: 1. Библия как священная книга христианства; 2. античная философия, не противоречащая христианству: онтология неоплатонизма (иерархичность бытия, взаимосвязь Единого и мира) и этика стоицизма (апатия, учение о страстях души и путях их преодоления). Формирование теологии. На основе взаимодействия религиозных догматов и представлений античной философии в Средние века формируется теология (греч. theos – бог и logos – слово; понятие, учение) или богословие – философско-религиозное учение о Боге, его сущности и бытии. Средневековая философия характеризуется предельным сближением философии и теологии по формуле: «Философия – служанка богословия». Хотя до XIв. философия серьезнейшим образом обогатила теологию. Большую роль в становлении средневековой философии сыграло объединение античного учения о Логосе как законе Космоса с христианским вероучением. В этой связи необходимо знать о взглядах Филона Александрийского (ок. 25 до н.э.–50) – иудейского философа и теолога. Учение Филона Александрийского. Он предложил в своей философии две принципиальные новации: 1) впервые соединил представления о едином боге (монотеизм) с греческой философией и 2) предложил метод образного (аллегорического) толкования Ветхого Завета с позиций греческой философии. Поэтому его можно считать первым средневековым философом. Онтология. Бог (он пишет об иудейском Яхве) – это «истинное бытие», трансцендентное начало, сущность которого невозможно постичь разумом. Он выше и платоновского Блага, и неоплатонического Единого (последнее он трактует как «бестелесный образ Бога»). При этом Бог сохраняет связь с миром как его творец (этот аспект божественной силы выражается словом «Бог») и управитель (выражается словом «Господь»). Бог порождает Сына и Логос-Слово как наиболее совершенное творение. Последний является носителем творческого могущества Бога и выступает как посредник между трансцендентным Богом и миром. Именно через Логос-Слово возникает мир, через него Бог постоянно присутствует в мире. Антропология. Человек есть триединство тела, души (интеллекта) и Духа, дарованного богом. Человек (точнее говоря, его бессмертная разумная душа) сотворен «по образу Божию». Цель жизни человека трактуется в духе Платона и неоплатоников: «уподобление Богу», т.е. богопознание. В силу принципиальной невозможности уподобления богу человек должен стать мудрым. В качестве идеала он рассматривает иудейского пророка Моисея. Взгляды Филона Александрийского были отвергнуты в иудаизме, но оказали серьезное влияние на возникновение христианской философии и метода толкования библейских текстов. Принципы средневекового религиозно-философского мировоззрения 1. Теоцентризм (греч. theos – бог и лат. centrum – центр круга) – основополагающий принцип средневекового религиозно-философского мировоззрения, в соответствии с которым Бог есть совершенное бытие, источник истины, подлинного блага и красоты. В целом теоцентризм есть единство следующих аспектов: - онтологический – Бог как первоисточник и вершина бытия, творец и вседержитель мироздания; - гносеологический – Бог есть Логос и высшая истина, а также помощник человека в познавательной деятельности; - антропологический – стремление к Богу при содействии Святого Духа есть высшая цель и смысл человеческой жизни; - этический – поклонение Богу и следование его заветам как основа нравственности отдельного человека и общества в целом; - социально-исторический – Бог направляет историю к закономерному финалу – Страшному суду и царству Божию; - эстетический – Бог как подлинная красота и ее первоисточник в конкретных вещах. 2. Креационизм (лат. creatio – сотворение) – религиозно-философское учение о сотворении мира Богом из ничего без внешней необходимости. Классическое учение креационизма сформулировано в философии Августина Блаженного (354–430). С точки зрения креационизма, Бог мог бы и не творить мир. Но такова была его воля. 3. Провиденциализм (лат. providentio – предвижу) – учение о направленности конкретных исторических событий и истории в целом волей божества, а не на основе внутренних закономерностей. Провиденциализм опирается на два представления: о непостижимости Божьего промысла (по принципу «неисповедимы пути Господни») и идею о втором пришествии Иисуса Христа. 4. Эсхатологизм (греч. eschatos – последний, конечный и logos – слово; понятие, учение) – принцип, который опирается на эсхатологию – учение о финальной стадии развития мира и итоговой судьбе человека, связанное со вторым пришествием Иисуса Христа (Аллаха). В христианстве идеи эсхатологизма восходят к иудейскому монотеизму (греч. monos – один и theos – Бог) – веру евреев в бога Яхве, который христианство вобрало в себя из Ветхого завета. Последний же есть не что иное, как священная книга иудаизма – Танах. Эллинистическая культура не знала образа финалистической (направленной к определенной цели) истории. 5. Сотериологизм (греч. soterion – спасение, избавление и logos – слово; понятие, учение) – принцип мировоззрения, опирающийся на сотериологию – учение о спасении мира и условиях спасения человека. Данный принцип предполагает, что спасение души – главная цель человеческой жизни, значимость которой не могут поколебать никакие блага и богатства земной жизни. 6. Символизм (греч. symbolon – знак, опознавательная примета) – понимание Библии и мира как системы знаков, отражающих высшую реальность (Бога). На этом принципе основана идея образного (непрямого) толкования Библии и осмысления действительности. К примеру, муравьи и пчелы созданы Богом в назидание человеку как примеры трудолюбия. Общая характеристика средневековой философии Основные проблемы средневековой философии. На всем протяжении средневековой философии ее интересует ряд фундаментальных проблем. в онтологии: - взаимодействия Бога и мира; - доказательства бытия Бога; в гносеологии: - соотношение разума и веры; - соотношение единичного и общего; в антропологии и этике: - природа человека как творения Бога; - сущность и жизнь человека как творения Бога; в социальной философии: - смысл и направленность истории и общественной жизни. Особенности метода средневековой философии. Несмотря на различие исторических этапов и своеобразие философских систем, средневековая философия в целом характеризуется следующими чертами. 1. Ретроспективность (лат. retro – назад, обращённый к прошлому, specto – смотрю) – средневековая философия постоянно «оглядывается» на собственное прошлое в соответствии с тезисом: «чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее». 2. Традиционализм – философия следует сложившейся традиции, канону. В средневековой философии ценилась не оригинальность, не новаторство, а совпадение выводов философа с мнением авторитетов, прежде всего древних. Авторство произведений в этот период осмысливалось иначе, чем сейчас: собственные произведения для придания им большей значимости приписывались известным авторам древности или современности. 3. Дидактизм (франц. didactique от греч. didaktikos – поучительный) (учительство, назидательность). Стиль произведений средневековья носил поучительно-назидательный характер. Даже теоретические трактаты рассматривались как своеобразная форма религиозной проповеди.
Date: 2015-09-18; view: 1508; Нарушение авторских прав |