Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности развития и принципы средневекового религиозно-философского мировоззрения





В результате изучения вопроса курсант должен знать следующее:

Хронология и география периода

Хронологические рамки средневековой философии. Средневековая философия, по определению, относится к периоду Средних веков (двенадцать столетий между античностью и Новым временем), т.е. с V по XVIIвв. Автор термина «Средние века» – итальянский гуманист Флавио Бьондо (1453). Однако в истории ряда стран Западной Европы существует историко- культурная эпоха Возрождения, которая «сокращает» Средневековье (в зависимости от конкретной страны) до XIV–XVIвв. Таким образом, время средневековой философии – с V по XIVвв.

Однако относительно хронологии средневековой философии существует парадокс: философская проблематика эпохи начинает формироваться в поздней античности (c I–IIвв. н.э.) Это связано с влиянием христианства на философскую проблематику эпохи.

География Средневековья. Средневековье как исторический период традиционно выделяется не только для христианского, но и для восточного миров (Индия и Китай). Также в Средние века появляется и четвертая философская традиция – арабоязыческая и тесно с ней связанная еврейская философия. В данной лекции мы будем говорить преимущественно о европейском Средневековье.

Периодизация средневековой философии. Традиционно средневековая философия подразделяется на два этапа.

Первый этап – патристика (греч. и лат. patres – отцы) (II–VIIIвв.) – время становления средневековой философии и борьбы с интеллектуальной оппозицией в христианстве;

Второй этап – схоластика (греч. scholastikos от schola – учёная беседа, школа) (с IXв.) – окончательная победа религии, завершение и систематизация религиозного учения.

Также в средневековой философии выделяется период апологетики (греч. apologia – защитная речь в суде). Его статус спорен: одни его считают самостоятельным этапом перед патристикой (II–IIIвв.), а другие – как раннюю патристику. В данном пособии мы будем рассматривать его как раннюю патристику, сохраняя устоявшееся название.

Источники средневековой философии

Выделяют два основных источника средневековой философии:

1. Библия как священная книга христианства;

2. античная философия, не противоречащая христианству: онтология неоплатонизма (иерархичность бытия, взаимосвязь Единого и мира) и этика стоицизма (апатия, учение о страстях души и путях их преодоления).

Формирование теологии. На основе взаимодействия религиозных догматов и представлений античной философии в Средние века формируется теология (греч. theos – бог и logos – слово; понятие, учение) или богословие – философско-религиозное учение о Боге, его сущности и бытии.

Средневековая философия характеризуется предельным сближением философии и теологии по формуле: «Философия – служанка богословия». Хотя до XIв. философия серьезнейшим образом обогатила теологию.

Большую роль в становлении средневековой философии сыграло объединение античного учения о Логосе как законе Космоса с христианским вероучением. В этой связи необходимо знать о взглядах Филона Александрийского (ок. 25 до н.э.–50) – иудейского философа и теолога.

Учение Филона Александрийского. Он предложил в своей философии две принципиальные новации: 1) впервые соединил представления о едином боге (монотеизм) с греческой философией и 2) предложил метод образного (аллегорического) толкования Ветхого Завета с позиций греческой философии. Поэтому его можно считать первым средневековым философом.

Онтология. Бог (он пишет об иудейском Яхве) – это «истинное бытие», трансцендентное начало, сущность которого невозможно постичь разумом. Он выше и платоновского Блага, и неоплатонического Единого (последнее он трактует как «бестелесный образ Бога»). При этом Бог сохраняет связь с миром как его творец (этот аспект божественной силы выражается словом «Бог») и управитель (выражается словом «Господь»).

Бог порождает Сына и Логос-Слово как наиболее совершенное творение. Последний является носителем творческого могущества Бога и выступает как посредник между трансцендентным Богом и миром. Именно через Логос-Слово возникает мир, через него Бог постоянно присутствует в мире.

Антропология. Человек есть триединство тела, души (интеллекта) и Духа, дарованного богом. Человек (точнее говоря, его бессмертная разумная душа) сотворен «по образу Божию». Цель жизни человека трактуется в духе Платона и неоплатоников: «уподобление Богу», т.е. богопознание. В силу принципиальной невозможности уподобления богу человек должен стать мудрым. В качестве идеала он рассматривает иудейского пророка Моисея.


Взгляды Филона Александрийского были отвергнуты в иудаизме, но оказали серьезное влияние на возникновение христианской философии и метода толкования библейских текстов.

Принципы средневекового религиозно-философского мировоззрения

1. Теоцентризм (греч. theos – бог и лат. centrum – центр круга) – основополагающий принцип средневекового религиозно-философского мировоззрения, в соответствии с которым Бог есть совершенное бытие, источник истины, подлинного блага и красоты.

В целом теоцентризм есть единство следующих аспектов:

- онтологический – Бог как первоисточник и вершина бытия, творец и вседержитель мироздания;

- гносеологический – Бог есть Логос и высшая истина, а также помощник человека в познавательной деятельности;

- антропологический – стремление к Богу при содействии Святого Духа есть высшая цель и смысл человеческой жизни;

- этический – поклонение Богу и следование его заветам как основа нравственности отдельного человека и общества в целом;

- социально-исторический – Бог направляет историю к закономерному финалу – Страшному суду и царству Божию;

- эстетический – Бог как подлинная красота и ее первоисточник в конкретных вещах.

2. Креационизм (лат. creatio – сотворение) – религиозно-философское учение о сотворении мира Богом из ничего без внешней необходимости. Классическое учение креационизма сформулировано в философии Августина Блаженного (354–430). С точки зрения креационизма, Бог мог бы и не творить мир. Но такова была его воля.

3. Провиденциализм (лат. providentio – предвижу) – учение о направленности конкретных исторических событий и истории в целом волей божества, а не на основе внутренних закономерностей.

Провиденциализм опирается на два представления: о непостижимости Божьего промысла (по принципу «неисповедимы пути Господни») и идею о втором пришествии Иисуса Христа.

4. Эсхатологизм (греч. eschatos – последний, конечный и logos – слово; понятие, учение) – принцип, который опирается на эсхатологию – учение о финальной стадии развития мира и итоговой судьбе человека, связанное со вторым пришествием Иисуса Христа (Аллаха).

В христианстве идеи эсхатологизма восходят к иудейскому монотеизму (греч. monos – один и theos – Бог) – веру евреев в бога Яхве, который христианство вобрало в себя из Ветхого завета. Последний же есть не что иное, как священная книга иудаизма – Танах. Эллинистическая культура не знала образа финалистической (направленной к определенной цели) истории.

5. Сотериологизм (греч. soterion – спасение, избавление и logos – слово; понятие, учение) – принцип мировоззрения, опирающийся на сотериологию – учение о спасении мира и условиях спасения человека.

Данный принцип предполагает, что спасение души – главная цель человеческой жизни, значимость которой не могут поколебать никакие блага и богатства земной жизни.

6. Символизм (греч. symbolon – знак, опознавательная примета) – понимание Библии и мира как системы знаков, отражающих высшую реальность (Бога). На этом принципе основана идея образного (непрямого) толкования Библии и осмысления действительности. К примеру, муравьи и пчелы созданы Богом в назидание человеку как примеры трудолюбия.


Общая характеристика средневековой философии

Основные проблемы средневековой философии. На всем протяжении средневековой философии ее интересует ряд фундаментальных проблем.

в онтологии:

- взаимодействия Бога и мира;

- доказательства бытия Бога;

в гносеологии:

- соотношение разума и веры;

- соотношение единичного и общего;

в антропологии и этике:

- природа человека как творения Бога;

- сущность и жизнь человека как творения Бога;

в социальной философии:

- смысл и направленность истории и общественной жизни.

Особенности метода средневековой философии. Несмотря на различие исторических этапов и своеобразие философских систем, средневековая философия в целом характеризуется следующими чертами.

1. Ретроспективность (лат. retro – назад, обращённый к прошлому, specto – смотрю) – средневековая философия постоянно «оглядывается» на собственное прошлое в соответствии с тезисом: «чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее».

2. Традиционализм – философия следует сложившейся традиции, канону. В средневековой философии ценилась не оригинальность, не новаторство, а совпадение выводов философа с мнением авторитетов, прежде всего древних.

Авторство произведений в этот период осмысливалось иначе, чем сейчас: собственные произведения для придания им большей значимости приписывались известным авторам древности или современности.

3. Дидактизм (франц. didactique от греч. didaktikos – поучительный) (учительство, назидательность).

Стиль произведений средневековья носил поучительно-назидательный характер. Даже теоретические трактаты рассматривались как своеобразная форма религиозной проповеди.

 







Date: 2015-09-18; view: 1508; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию