Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эллинистическо-римская философия
При подготовке по данному вопросу обратите внимание на следующие содержательные моменты: Школа Эпикура (эпикуреизм) Эпикур (342–270 до н.э.) – основоположник школы. Физика – последовательный материализм, опирающийся на две идеи Демокрита: 1) существовании атомов и пустоты, и 2) наличие в мире лишь причинно-следственных связей, отсутствие в природе целей (в духе телеологии Аристотеля). Наиболее оригинально учение Эпикура о движении. Атомы движутся только вертикально (вверх или вниз), но могут случайно отклоняться от вертикального движения – клинамен (греч. klinamen – отклонение). Учение о клинамене, по Эпикуру, онтологически обосновывает свободу человека. Т.е., человек свободен так же, как и атомы в физическом мире. Этика. Счастье состоит в удовольствии от жизни, т.е. трактуется в духе гедонизма (греч. hedone – наслаждение). Но принципиален тот факт, что наслаждение Эпикур определяет как отсутствие страданий, как радость от процесса жизни при умеренности в потребностях. Освобождение от страданий. Центральная проблема этики Эпикура – поиск путей освобождения человека от страданий, которые он разделяет на непосредственные и опосредованные. К первой группе философ относит физические страдания. Для их преодоления необходимо правильное представление об удовольствии. Все удовольствия Эпикуром подразделяются на три группы: естественные и необходимые (еда, питье, сон); естественные, но не необходимые (половая потребность); неестественные и не необходимые (стремление к славе, к богатству). Только первая группа потребностей достойна удовлетворения. Опосредованные страдания связаны с внутренним миром человека. Это страхи, среди которых Эпикур выделяет четыре основных (Таблица 4). Таблица 4 Четыре страха в этике Эпикура и пути их преодоления
Этический идеал. В результате освобождения от всех страданий человек достигается «безмятежность души», или атараксия (греч. ataraxia – невозмутимость). Социальная философия. Эпикур – индивидуалист. «Проживи незаметно», – призывает философ. Достижение индивидуальной свободы реализуется на двух уровнях. Низшим уровнем является социально-договорной, когда общество гарантирует человеку его свободу, а высшим – дружеское общение, в котором человек наиболее полно может реализовать самого себя. Стоицизм. Основоположник школы – Зенон из Китиона (Зенон-стоик) (333–261 до н.э.). Хрисипп из Сол (ок.280–ок. 208 до н.э.) систематизировал учение. Во времена Римской империи этическое учение стоицизма приобретает большую популярность: Сенека (ок. 4 до н.э.–65), Эпиктет (ок. 50–после 120), Марк Аврелий (121–180). Физика. Материя подразделяется на пассивную и активную (пневма). Пневма – активное материальное начало, соединение огня и воздуха (воздухоогонь). Она пронизывает любое материальное тело и мир в целом. Для нее характерна разумность (Логос), а также особый тип движения – тоническое («напряжение»), обеспечивающее единство космоса. Тонус пневмы минимален в неживой природе, а максимален – для разумных существ. Этика оказала огромное влияние на христианское учение. Понимание счастья. Счастье есть единство добродетельной жизни и жизни в согласии с природой, которая является разумной, гармоничной и божественной. Человеку остается лишь следовать этой гармонии, или судьбе, которая «непротивящегося ведет, а противящегося – тащит». Этический идеал стоицизма – апатия (греч. арatheia – бесстрастие, бесчувственность), т.е. независимость от внешних обстоятельств, самодостаточность, не исключающая общения и сотрудничества с другими. Это невозмутимость сильного духом человека, следующего своему долгу перед людьми и обществом. Социальная философия. Автономность, самодостаточность мудреца не мешают его участию в жизни общества. В стоицизме формируются идеи космополитизма (греч. kosmopolites – гражданин мира), когда люди – граждане мира, а общечеловеческие интересы и ценности важнее национальных. Скептицизм. Основоположник школы – Пиррон из Элиды (ок. 365–275 до н.э.). У него был ученик Тимон из Флиунта (320–230 до н.э.) В целом Пиррон свел свою философию к ответам на три вопроса. Таблица 5 Основные проблемы и их решения в философии Пиррона
Идеалом для него (как и для Эпикура) является атараксия (греч. ataraxia – невозмутимость) – душевный покой, «безмятежность души». Неоплатонизм. Основоположник школы – Аммоний Саккас (175–242), который ничего не писал. Первые фундаментальные труды школы выполнил философ Плотин (204/205–270), а его ученик Порфирий (232–ок. 305) систематизировал труды учителя. В дальнейшем возникли школы учения. Онтология. Плотин утверждает, что Единое находится за пределами мира, т.е. носит трансцендентный (лат. transcendens, род.п. transcendentis – выходящий за пределы, перешагивающий) характер. Хотя сам Плотин этот термин не употребляет, он появляется в истории философии позже. Единое, его свойства. Единое – это полнота бытия, которая находится «по ту сторону» мироздания и не содержит многого, противоречий, ни в чем не нуждается. Т.о., Плотин – представитель идеалистического монизма (греч. monos – один): существует одно первоначало мира идеального характера. Принцип эманации. Иерархия мироздания. Единое как источник блага и света обладает всей полнотой бытия. И необходимо излучает, распространяет эту полноту вовне. В итоге Единое необходимо формирует мироздание по принципу эманации. Эманация (позднелат. emanatio – истечение, от лат. emano – вытекаю, распространяюсь) – в неоплатонизме – безличное, необходимое и постоянное распространение полноты бытия и блага Единого за его пределы, реализуемая через посредство промежуточных онтологических уровней. Распространение полноты бытия Единого, т.е. света и блага, формирует иерархическую структуру мироздания с особенностями каждого уровня: - Единое – непознаваемое надбытие, Свет и Благо; - мировой Ум (греч. Нус) – бытие, множественность (множество идей), вневременность; мировой Ум мыслит сам себя и создает все идеи; - мировая Душа – бытие, множественность; существование во времени; она источник движения в мире и обеспечивает связь между чувственным и сверхчувственным мирами; - природа (Космос) – мировая душа дробится соответственно вещам; - материя – небытие, несущее, в котором свет Единого угасает; несамостоятельное онтологическое начало и источник зла в мире. При эманации свет и благо Единого не уменьшаются (как не иссякает светящее Солнце или неиссякаемый водный источник). Гносеология связана с мистическим, нерациональным постижением Абсолюта (Единого) через экстаз. Этика. Преодолеть зло в себе человек может через развитие добродетелей, а также через аскетизм.
Основные понятия темы и понятия для повторения
Вопросы для повторения и закрепления 1. На основе каких знаний и представлений формировалась философия в Древней Греции? 2. Какие периоды выделяют в развитии античной философии? 3. Перечислите основные варианты решения проблемы первоначала в натурфилософский период. 4. В чем состояла логика развития представлений о бытии в элейской школе? 5. Охарактеризуйте основные различия объективного идеализма Платона и Аристотеля. 6. Перечислите уровни бытия в неоплатонизме.
Творческие вопросы и задания 1. При поверхностном взгляде на развитие натурфилософского периода античной философии можно утверждать, что философы спорят о первоначале по принципу «всякий кулик свое болото хвалит». В чем Вы видите углубление философских размышлений о первоначале? Найдите в тексте пособия соответствующие фрагменты. 2. Аристотель и Демокрит – авторы физических представлений, которые продолжительное время определяли развитие естествознания. Кто из философов наиболее близок к современным представлениям? Докажите Вашу точку зрения. 3. Можно усмотреть определенные параллели между правителями-философами в идеальном государстве Платона и благородным человеком в конфуцианстве. В чем Вы видите разницу между ними? Носит ли она принципиальный характер? Кто более реалистичен в своих построениях? Ответ аргументируйте 4. Сопоставьте иерархию мироздания неоплатоников с учением даосов о Дао и дэ. Возможно ли провести какие-то параллели? Ответ аргументируйте. 5. Есть ли общие черты в образе античного мудреца (скептицизм, стоицизм, эпикуреизм)? Возможно ли заимствовать эти представления в качестве образцов для современности? Почему?
Date: 2015-09-18; view: 659; Нарушение авторских прав |