Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Практическая философия
Этика. Цели деятельности человека формируют иерархию. Низшие цели служат основой для высших, а наивысшее достижимое для человека благо – эвдемония (в приблизительном переводе – счастье). Эвдемония (греч. eudaimonia – счастье, блаженство) – в философии Аристотеля – соответствие человека его предназначению, реализуемое через развитие его родовых особенностей и уникальных возможностей (потенций). Добродетели устанавливаются на основе опыта. Их нельзя вывести теоретически. Количество добродетелей соответствует видам деятельности человека. Сущность добродетели – «стремление сохранить середину». В соответствии с познавательной и практической активностью разума Аристотель различает два типа добродетелей: 1) дианоэтические (добродетели познания) – мудрость (познание принципов бытия) и рассудительность (умение в практической жизни определять, что является благом, а что – злом); 2) этические (добродетели практической жизни). Конкретные добродетели он рассматривает как «золотую середину» между крайностями. Например: щедрость как добродетель распоряжения внешними благами (крайности – расточительность и скаредность); мужество (крайности – трусость и дерзость). (Для дианоэтических добродетелей есть лишь противоположность – глупость). «Золотая» середина предполагает, что на практике добродетель будет приближаться к какой-то крайности (щедрость ближе к расточительности, чем к скаредности, а мужество – к дерзости, нежели к трусости). Аристотель также рассматривает добродетели в связи с предшествующим опытом человека. Политика является продолжением этики, ведь главная добродетель человека и государства совпадают (справедливость). Политическая сущность человека. Человек предрасположен к совместной жизни и постоянно общается с другими людьми. Более того, человек – политическое животное, наделенное разумом. На этой основе формируются все социальные общности: семья, селение и полис (государство). Учение о государстве. Государство есть форма совместной жизни граждан (людей, участвующих в управлении и в суде, а также несущих воинскую повинность). Цель политики – достижение общего блага. Для этого необходимо сделать граждан добродетельными людьми, что невозможно без правильной организации общества. Поэтому государства делятся на правильные (где правители заботятся о благе общества) и неправильные (где правители заботятся только о собственном благе). К основным правильным формам относятся: монархия (правление одного), аристократия (правление достойного меньшинства) и полития (правит большинство). А к неправильным относятся: тирания, олигархия и демократия соответственно. Существуют и переходные формы. Основной пункт критики демократического правления в том, что здесь власть пренебрегает общим благом в интересах нищих. И часто она становится охлократией – властью необразованной толпы. Наиболее удачной формой правления Аристотель считает политию. Здесь преобладает «срединный элемент» (не путайте с современным «средним классом»): люди среднего достатка и близкие к добродетелям «золотой середины». В таком обществе даже бедные, но достойные, могут получить доступ к власти. Также Аристотель знаменит как сторонник рабства, частной собственности (но в интересах общего блага) и мирной жизни ради творчества.
Date: 2015-09-18; view: 511; Нарушение авторских прав |