Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Онтология (метафизика)





Критика объективного идеализма Платона. Аристотель выдвинул два принципиальных возражения против Платона: 1) эйдос (идея) ничего не дает для понимания вещи, происходит простое «удвоение» реальности и, 2) надстраивание идей можно довести до абсурда (помимо идеи вещи, необходима идея связи идеи и вещи, а для нее – еще одна и так до бесконечности). Всеобщее, по Аристотелю, выражается в категориях.

Учение о категориях. Центральная категория – сущность, т.к. она отвечает на вопрос: «Что такое вещь?» Остальные категории (качество, количество, отношение, место, время, движение) конкретизируют сущность вещи. Для Аристотеля сущность – это понятие, а не оторванная от вещи реальность.

Бытие. Учение о материи и форме. Субстанция (самостоятельное бытие) – это конкретные вещи. Любые характеристики неотделимы от вещей, являются их «принадлежностями» (лат. – акциденции).

Аристотель выделяет в субстанции два элемента: 1) общие характеристики вещи, объединяющие ее с аналогичными вещами («форма»); 2) единичные характеристики (или «материя»). Классический пример – медный шар. Здесь медь – это материя, а шарообразность – его форма. Но не следует форму понимать буквально. Форма в точном смысле слова – это сущность вещи, фиксируемая в понятии.

Форма первична по отношению к материи. В данном тезисе Аристотель – представитель объективного идеализма (первично идеальное начало, которое находится вне человеческого сознания).

Физика изучает подвижные материальные предметы[14].

Учение о первопричине (теология). Аристотель утверждает, что цепь событий не может быть бесконечной, в мире существует первопричина.

Первопричина (или «перводвигатель», «форма форм», «последняя форма») – чистая энергия (форма), не связанная с материей. Перводвигатель неподвижен, но выступает причиной любых изменений в мире. В этом смысле он – Бог, который замкнут на себя (мыслит сам себя и не мыслит природу). Однако этот Бог – абстрактно-рациональный, философский. Поэтому учение о первопричине Аристотеля фактически есть теология.

Теология (греч. theos – бог и logos – слово; понятие, учение) или богословие – философско-религиозное учение о Боге, его сущности и бытии.

Первопричина движет мир к совершенству. Т.о., Аристотель выступает против детерминизма Демокрита и как сторонник целесообразности в природе, т.е. телеологии.

Телеология (греч. telos, род.п. teleos – цель, результат, завершение, logos – слово; понятие, учение) – философское учение о целесообразности в природе, приписывающее ей целеполагание.

Космология (картина мира). Для Аристотелямир вечный, пространственно ограниченный и единственный. В отличие от Демокрита, мир разнокачественный. В нем есть две сферы: земная сфера (подлунный мир) и небесная сфера (надлунный мир). Т.о., Аристотель – сторонник геоцентризма (Земля находится в центре мироздания) и сферичности мироздания. Небесная сфера построена из особого вещества (эфира), вечна и неизменна. Она движется перводвигателем напрямую, без посредников, поэтому движение здесь носит равномерный характер и идет по идеальным сферическим орбитам. За сферическим орбитами Солнца и планет находится сфера неподвижных звезд. За пределами мира находится нематериальный перводвигатель.

Земная сфера удалена от перводвигателя, поэтому движение в нем отклоняется от идеальных сферических орбит. Данная сфера построена из четырех стихий и для нее характерно движение к «естественным местам»: огонь и воздух стремятся вверх, а вода и земля – вниз. Этот мир изменчив и непостоянен, он – область постоянного становления.

Учение о душе (психология). По Аристотелю, душа – это форма (энергия) органического тела, образующая с ним неразрывное целое: душа не существует без тела, которое, в свою очередь, оживляется душой.

Аристотель отмечает иерархию функций души и на этом основании выделяет три ее вида: 1) растительная душа устроена наиболее просто: не имеет способности к восприятию, обеспечивает питание, рост и размножение; 2) животная душа наделена чувствами и желаниями, уже есть психика; 3) разумная (мыслящая) душа обладает высшей способностью – разумом.

Для растений характерен только первый вид души, для животных – первый и второй, а для людей – все три. У Бога есть только разумная душа.

Разум как способность души постигает и бытие, и благо. В последнем случае разум руководит волей и становится практическим разумом. Этим он отличается от теоретического (познающего) разума.







Date: 2015-09-18; view: 536; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию