Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раннегреческая натурфилософия. Проблема первоначала
В результате изучения учебного материала следует понять и усвоить следующее: Древнегреческая философия возникает в городах Ионии (территория на западном побережье Малой Азии). Поэтому ее называют ионийской философией. В Ионии, в городе Милет, возникает и первая философская школа. В основе мировоззрения первых философов лежат представления о первоначале (по-гречески – архэ), которое отождествляется с конкретной стихией. Здесь очевидны параллели с мифологией, но уже присутствует элемент абстрактного мышления: это не конкретная стихия, а первоначало, хотя и похожее по свойствам на конкретную стихию. Милетская школа. Основателем школы является один из «семи мудрецов» – Фалес (ок. 625–ок. 547 до н.э.). До нас его сочинения не дошли, но его взгляды известны из косвенных источников. Он утверждал, что все есть вода, из воды происходит и в воду превращается. При этом под водой он понимал некое жидкое первоначало, а физическая вода – одно из ее состояний. Представления о единственном первоначале мира в философии называется монизм (греч. monos – один). Мир одушевлен, в нем присутствует множество божеств. Доказательствами одушевленности мира он считал свойства магнита и электростатические свойства янтаря. Наиболее кратко взгляды Фалеса выразил Диоген Лаэртский: «Началом всего он полагал воду, а мир считал одушевленным и полным божеств»[9]. Представления об одушевленности мира в философии называют гилозоизм (греч. hyle – вещество, zoe – жизнь). Взгляды Фалеса развивали его ученики Анаксимандр и Анаксимен. Анаксимандр (ок. 610–после 547 до н.э.) – автор первого прозаического философского произведения «О природе». Он не согласился с Фалесом, что первоначало можно отождествлять с конкретной стихией. В качестве первоначала он рассматривает апейрон (греч. aреiron – бесконечное) – вечное и неуничтожимое первоначало, качественно отличное от любой из четырех стихий (огонь, воздух, вода, земля). Космогония. Круговращение апейрона приводит к выделению противоположностей: сухое – влажное, горячее – холодное. Их сочетания формируют конкретные стихии: огонь (сочетание сухого и горячего), земля (сочетание сухого и холодного), воздух (сочетание влажного и горячего), вода (сочетание влажного и холодного). Далее стихии группируются по степени их тяжести и формируют сферы. В центре – земля, а далее идут сферы воды, воздуха и огоня. Планеты и другие небесные тела образовались в результате разрыва наружней огненной оболочки. После испарения части воды появляется суша. Жизнь зарождается под воздействием огня в иле на границе моря и суши. Сухопутные животные происходят от морских, вышедших на землю и сбросивших чешую. Человек зародился в большой рыбе и вышел на сушу взрослым. Земля шарообразна или цилиндрична и не имеет опоры. Таким образом, апейрон и генетическое, и субстанциональное начало космоса. Иначе говоря, из него не только все состоит (как из воды у Фалеса), но и все из него возникает. Анаксимен (ок. 588–ок. 525 до н.э.) изложил свои взгляды в произведении «О природе». Он попытался синтезировать взгляды Фалеса и его ученика Анаксимандра. Первоначалом мира является конкретная стихия (как у Фалеса), но она наиболее бескачественная (как у Анаксимандра). Это воздух, который невидим, не имеет цвета и запаха. Космогония рассматривается как результат разрежения и сгущения воздуха. При разрежении формируется огонь, а при сгущении – ветер, облака, вода, а затем – земля и камни. Душа и боги также из воздуха, т.е. вполне материальны. При этом воздух не только материальная основа космоса, но и одушевляющая его сила. Гераклит из Эфеса (ок. 544–ок. 483 до н.э.) Date: 2015-09-18; view: 1730; Нарушение авторских прав |