Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Генезис, характерные черты и периодизация античной философии
При подготовке по данному вопросу курсанту необходимо усвоить данный учебный материал: Античная философия (лат. antiquitas – древность) – традиционное название философии рабовладельческих обществ средиземноморского региона, существовавших в период с VI в. до н.э. по VI в. н.э. Окончание периода связывают либо с 529 н.э. (византийский император Юстиниан закрывает последнюю языческую школу античности – платоновскую Академию), либо с 524 н.э. (был казнен последний носитель античной культуры, «последний римлянин» Северин Боэций (480–524)). Предфилософский комплекс Древней Греции относительно свободен от влияния религиозных представлений. Духовный компонент. Все разновидности предфилософского комплекса Древней Греции носили религиозно-мифологически-поэтический характер, т.е. представляли собой свободную поэтическую переработку мифологических и религиозных представлений. Практический компонент. Греки научились многим знаниям и технологиям. Они обладали искусством счета и исчисления площади земельных участков, астрономическими познаниями (заимствовали на Древнем Востоке – Египет, Месопотамия). От финикийцев греки переняли алфавит и искусство мореплавания. Также греки умели лечить болезни. Главное отличие этого знания от современного – его рецептурный характер, т.е. деятельность без понимания причинно-следственных связей. Этические взгляды развивались в творчестве «семи мудрецов» (конец VII – начало VIвв. до н.э.) В это время начался «железный век», зародилось доминирование города как центра духовной и политической жизни, а также происходит кризис патриархального аристократического правления. В переходный период возросла роль правил повседневного поведения, которые и формулировали на основе собственных размышлений мудрецы. Они облекали их в краткие афористические изречения – гномы [8] (греч. gnome – мысль, мнение) (их можно сопоставлять с пословицами и поговорками) и даже в нравоучительную гномическую поэзию. Центральная идея гном – идея меры: «Ничего сверх меры!» (Солон), «Мера – наилучшее» (Клеобул). Характерные черты античной философии 1. Становление философии есть переход от мифологических представлений о мире к их рациональному постижению («от Мифа к Логосу»). 2. Первоначально тесная связь с учениями о природе (натурфилософия). В отличие от Древнего Востока, древние греки сразу начали философские размышления с проблем устройства мироздания. И эта тенденция сохранялась до окончания развития античной философии. 3. Космоцентризм (греч. kosmos – строй, порядок, мир, Вселенная) – учение о Космосе, включающем в себя природу, людей и богов. В античном мировоззрении Космос – это не только синоним мироздания, но и наиболее прекрасная и целесообразно организованная вещь. А человек (микрокосмос) – органическая часть этого мира. 4. Диалектический характер, связанный с осмыслением изменений в структуре космоса. Хотя диалектика этого периода носит скорее стихийный характер, поскольку не выделяются законы диалектики. 5. Достаточно поздний переход к практической полезности (социально- политическая и этическая проблематика). Периодизация античной философии. В развитии античной философии выделяется пять взаимопроникающих периодов: 1. космологический (натурфилософский, досократический) (VI–Vвв. до н.э.), ориентированный на рассмотрение первоначала мироздания; 2. антропологический (II пол. V–IVвв. до н.э.), анализирующий проблемы человека и общества (Сократ, софисты и сократические школы); 3. классический (V–IVвв. до н.э.), в рамках которого античная философия достигает своего максимума и возникают наиболее масштабные философские системы (Демокрит, Платон и Аристотель); 4. эллинистический период (кон. IV–Iвв. до н.э.), связанный с повышенным интересом к этической проблематике и проблеме личного самосовершенствования (к нему относятся философские школы: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм и неоплатонизм); 5. римский период (Iв. до н.э.–VIв. н.э.), который продолжил развитие отдельных идей и традиций греческой философии эллинистического периода (Цицерон, Лукреций Кар, римский стоицизм, эпикуреизм, скептицизм, а также философия позднеримского мыслителя С. Боэция). Последние два периода из-за близости проблематики нередко объединяют в один – эллинистическо-римский.
Date: 2015-09-18; view: 1148; Нарушение авторских прав |