Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Буддизм об истине и счастье





Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В результате изучения вопроса курсант должен знать следующее:

Основоположник буддизма – индийский царевич Сиддхартха Гаутама (624–544 до н.э.). Будда (в переводе – просветленный) – почетное имя, которое он получил от современников.

Первоначальный буддизм – это учение об освобождении. Будда избегал мировоззренческих, философских вопросов, т.к. считал их второстепенными. Однако в дальнейшем буддизм был разработан как полноценное философское учение, с выделением основных его разделов.

Онтология буддизма связана с учением о дхармах. Автор учения – индийский философ Васубандху (ок. IVв. н.э.). Дхармы – непознаваемые первоэлементы духовного (нематериального) характера. Они вечные (не рождаются и не исчезают), бесконечные по количеству и обладают определенным неизменным набором признаков. Непрерывный поток, круговращение дхарм создает мир. В этом потоке дхармы могут находиться в двух состояниях: должного бытия (состояние абсолютного покоя), когда невозможны их сочетания, и недолжного бытия («волнующиеся»), благодаря которым существуют мир и человек.

Учение Васубандху о дхармах есть конкретизация фундаментальной онтологической идеи буддизма – идеи изменчивости мироздания (анитья – санскр., аничча – пали).

Гносеология носит критический характер. Метафизическое познание считается невозможным. Познаваема лишь сфера возможного опыта, философия же исследует достоверность нашего познания.

Учение об освобождении. Центральная идея Бенаресской проповеди Будды – наличие особого, срединного пути спасения, свободного от крайностей и аскетизма (греч. ascesis – тренировка атлетов) (как в джайнизме), и наслаждения (как в учении локаяты).

В этой же проповеди Будда формулирует четыре благородные истины, которые признаются всеми направлениями и школами буддизма.

Первая Благородная истина: в жизни существует страдание (дуккха).

Страдание – это ощущение острой неудовлетворенности от мира, в котором человек не может достичь душевного равновесия (либо не добивается желаемого, либо оно не приносит ему должного удовлетворения).

Это связано с изменчивостью, непостоянством мира, что ведет и к непостоянству человеческой жизни.

Вторая Благородная истина: причина страдания – желание (самудая).

Человек страдает, потому что желает того, что непостоянно и переменчиво. Здесь можно вспомнить буддийское учение о «трех ядах»: жадность, или страстное желание; ненависть, или отвращение; невежество (заблуждение). Эти яды наиболее сильно «отравляют» жизнь человека, принося ему наибольшее количество страданий.

Третья Благородная истина: страдание исчезает, когда искореняются желания (ниродха).

В этом поучении речь идет об осуществлении контроля над страстным желанием или стремлением. В итоге при погашении жажды или страстного желания достигается состояние нирваны.

В процессуальном плане это связано с ослаблением, а затем и прекращением действия «трех ядов» на человека. В результате человек сначала достигает состояния просветления, а затем переходит в нирвану.

В целом содержание понятия «нирвана» аналогично понятию «мокша» в индуизме: выход из круговорота сансары и из-под действия закона кармы.

Четвертая Благородная истина: существует путь к прекращению страдания (магга) – благородный восьмеричный путь (Таблица 2).

Хотя буддизм – религия спасения (как христианство), буддисты не верят в существование души. Смысл такого убеждения очевиден: вера в индивидуальную душу – дополнительная привязанность человека к миру, а, значит, способ реализации кармического механизма. Реально для буддистов существует лишь поток сознания.

Таблица 2

Благородный восьмеричный путь в буддизме

Ступени Содержание
I. МУДРОСТЬ (праджня)
1. Правильное воззрение знание и вера в четыре благородные истины
2. Правильное намерение (решимость) готовность преобразовать свою жизнь, чтобы следовать буддийскому учению
II. НРАВСТВЕННОСТЬ (шила)
3. Правильная речь правдивость, благожелательность, миролюбивость, избегание многословности и ненормативной лексики
4. Правильное поведение соблюдение пяти дхарм (этических принципов): - непричинение вреда живым существам (ахимса); - ничего не брать у других, если это не отдают добровольно; - соблюдать супружескую верность (для мирян) или соблюдать целомудрие (для монахов); - воздерживаться от лживых речей; - не употреблять опьяняющие напитки и наркотики, чтобы сохранять контроль над собой
5. Правильный образ жизни жить мирно и честно, своим трудом и получать только заслуженное
III. ДУХОВНАЯ ДИСЦИПЛИНА (самадхи)
6. Правильное усилие самоконтроль мыслей, чтобы удержаться и продвинуться по пути спасения
7. Правильное внимание ориентация на состояния сознания, возникающие здесь и сейчас (умение находиться в текущем моменте, а не переноситься в прошлое или будущее)
8. Правильное сосредоточение развитие сосредоточенности (концентрации) сознания в процессе медитации

 


 

Основные понятия темы и понятия для повторения



 

индийская философия
интроспективность Веды Упанишады брахман атман сансара карма дхарма мокша спиритуализм субстанция атрибут аскетизм основные школы вайшешика ньяя санкхья йога веданта миманса джайнизм локаята буддизм
китайская философия
«благородный муж» (цзюнь цзы) жэнь ли сяо «исправление имен» (чжэн мин) Дао атрибут становление недеяние (у вэй) основные школы конфуцианство даосизм моизм школа имен школа законников (легизм) школа натурфилософии  
       

 

Вопросы для повторения и закрепления

1. Каковы пространственно-временные рамки Древнего Востока?

2. Почему ведутся споры о срвнительной ценности философии Востока и западной философии?

3. Назовите и определите основные понятия древнеиндийской философии.

4. На что опирается предфилософский комплекс Древнего Китая?

5. Можно ли конфуцианство и даосизм рассматривать как взаимодополнительные направления китайской философии?

6. Что понимается под страданием в буддизме?

 

Творческие вопросы и задания

1. Не секрет, что буддизм критически переосмыслил индуизм. Что нового буддизм вносит в учение о спасении (сотериологию)?

2. Поразмышляйте, возможно ли применение идей конфуцианства в российской юридической практике? Ответ аргументируйте.

3. В чем вы видите смысл критики конфуцианства даосизмом? Можно ли из этой критики сделать выводы для современности?

4. Сопоставьте понятия Дао в конфуцианстве и дхарма в индуизме и аргументируйте свой вывод об их сходстве или различии.


 







Date: 2015-09-18; view: 613; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2022 year. (0.019 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию