Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Буддизм об истине и счастье
В результате изучения вопроса курсант должен знать следующее: Основоположник буддизма – индийский царевич Сиддхартха Гаутама (624–544 до н.э.). Будда (в переводе – просветленный) – почетное имя, которое он получил от современников. Первоначальный буддизм – это учение об освобождении. Будда избегал мировоззренческих, философских вопросов, т.к. считал их второстепенными. Однако в дальнейшем буддизм был разработан как полноценное философское учение, с выделением основных его разделов. Онтология буддизма связана с учением о дхармах. Автор учения – индийский философ Васубандху (ок. IVв. н.э.). Дхармы – непознаваемые первоэлементы духовного (нематериального) характера. Они вечные (не рождаются и не исчезают), бесконечные по количеству и обладают определенным неизменным набором признаков. Непрерывный поток, круговращение дхарм создает мир. В этом потоке дхармы могут находиться в двух состояниях: должного бытия (состояние абсолютного покоя), когда невозможны их сочетания, и недолжного бытия («волнующиеся»), благодаря которым существуют мир и человек. Учение Васубандху о дхармах есть конкретизация фундаментальной онтологической идеи буддизма – идеи изменчивости мироздания (анитья – санскр., аничча – пали). Гносеология носит критический характер. Метафизическое познание считается невозможным. Познаваема лишь сфера возможного опыта, философия же исследует достоверность нашего познания. Учение об освобождении. Центральная идея Бенаресской проповеди Будды – наличие особого, срединного пути спасения, свободного от крайностей и аскетизма (греч. ascesis – тренировка атлетов) (как в джайнизме), и наслаждения (как в учении локаяты). В этой же проповеди Будда формулирует четыре благородные истины, которые признаются всеми направлениями и школами буддизма. Первая Благородная истина: в жизни существует страдание (дуккха). Страдание – это ощущение острой неудовлетворенности от мира, в котором человек не может достичь душевного равновесия (либо не добивается желаемого, либо оно не приносит ему должного удовлетворения). Это связано с изменчивостью, непостоянством мира, что ведет и к непостоянству человеческой жизни. Вторая Благородная истина: причина страдания – желание (самудая). Человек страдает, потому что желает того, что непостоянно и переменчиво. Здесь можно вспомнить буддийское учение о «трех ядах»: жадность, или страстное желание; ненависть, или отвращение; невежество (заблуждение). Эти яды наиболее сильно «отравляют» жизнь человека, принося ему наибольшее количество страданий. Третья Благородная истина: страдание исчезает, когда искореняются желания (ниродха). В этом поучении речь идет об осуществлении контроля над страстным желанием или стремлением. В итоге при погашении жажды или страстного желания достигается состояние нирваны. В процессуальном плане это связано с ослаблением, а затем и прекращением действия «трех ядов» на человека. В результате человек сначала достигает состояния просветления, а затем переходит в нирвану. В целом содержание понятия «нирвана» аналогично понятию «мокша» в индуизме: выход из круговорота сансары и из-под действия закона кармы. Четвертая Благородная истина: существует путь к прекращению страдания (магга) – благородный восьмеричный путь (Таблица 2). Хотя буддизм – религия спасения (как христианство), буддисты не верят в существование души. Смысл такого убеждения очевиден: вера в индивидуальную душу – дополнительная привязанность человека к миру, а, значит, способ реализации кармического механизма. Реально для буддистов существует лишь поток сознания. Таблица 2 Благородный восьмеричный путь в буддизме
Основные понятия темы и понятия для повторения
Вопросы для повторения и закрепления 1. Каковы пространственно-временные рамки Древнего Востока? 2. Почему ведутся споры о срвнительной ценности философии Востока и западной философии? 3. Назовите и определите основные понятия древнеиндийской философии. 4. На что опирается предфилософский комплекс Древнего Китая? 5. Можно ли конфуцианство и даосизм рассматривать как взаимодополнительные направления китайской философии? 6. Что понимается под страданием в буддизме?
Творческие вопросы и задания 1. Не секрет, что буддизм критически переосмыслил индуизм. Что нового буддизм вносит в учение о спасении (сотериологию)? 2. Поразмышляйте, возможно ли применение идей конфуцианства в российской юридической практике? Ответ аргументируйте. 3. В чем вы видите смысл критики конфуцианства даосизмом? Можно ли из этой критики сделать выводы для современности? 4. Сопоставьте понятия Дао в конфуцианстве и дхарма в индуизме и аргументируйте свой вывод об их сходстве или различии.
Date: 2015-09-18; view: 790; Нарушение авторских прав |