Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условия и предпосылки возникновения философской мысли Древнего Востока





При подготовке по данному вопросу следует осмыслить и понять данное содержание:

Древний Восток: хронологические рамки и границы

Хронологически Древний Восток охватывает широкий период времени: от конца IV тыс. – начала III тыс. до н.э. (возникновение государственности в Египте и Месопотамии, индская культура в Индии) и до середины I тыс. до н.э. (VIв. н.э., завоевание Индии кочевниками с севера). История Древнего Китая заканчивается падением империи Хань (220 н.э.).

На территории Древнего Востока возникает ряд очагов древних культур: Палестина, Междуречье, Индия, Иран, Афганистан, Китай, а также африканско-азиатский Египет. В этих центрах в VIII–VIвв. до н.э. формируется специфический предфилософский комплекс. Однако философия на его основе появляется только в двух регионах: Древней Индии и Древнем Китае.

Для понимания специфики философии в этих двух центрах следует рассмотреть историю развития общества и культуры на Древнем Востоке.

Историко-культурные особенности Древнего Востока

Во-первых, абсолютная политическая власть правителя (фараона в Египте, царя в Персии, раджи в Индии, вана и императора в Китае), которая порождает явление восточной деспотии. Нередко правитель выполнял функции верховного жреца. Власть на местах осуществляют наместники, порой весьма жестокими способами.

Объективно-исторической причиной для политической централизации стало поливное земледелие, когда несколько территориальных общин объединялись для совместного создания ирригационных сооружений. Первые такие образования возникают в Древнем Египте и Южной Месопотамии (Двуречье, реки Тигр и Евфрат).

Во-вторых, социально-экономическую основу государств Древнего Востока составляли крестьянские общины, которые вели натуральное хозяйство. В этих общинах проживает большинство населения. Кроме этого, общинники выполняли и повинности в пользу храмов и государства.

В-третьих, наличие рабства, которое, в отличие от античного варианта, носит преимущественно патриархальный характер. Раб считается младшим, неполноправным членом семьи во главе с мужчиной-патриархом и работает наравне со свободными общинниками. Хотя в городах и во владениях, находящихся в государственной собственности, труд рабов использовался гораздо шире, особенно после создания деспотических государств.

В-четвертых, особый менталитет, когда человек рассматривает себя как часть социального и природного мира. Этот менталитет существует и поныне и составляет одно из наиболее важных отличий Востока от Запада.

Специфика восточной философии и ее оценки

Рассмотренные выше особенности повлияли на своеобразие философии Древнего Востока и ее дальнейшую судьбу в виде восточной философии.

Здесь следует уточнить содержание терминологии. Понятие «восточная философия» подразумевает ее непрерывное развитие до нашего времени. Термин «философия Древнего Востока» формально относится к эпохе Древности. Но его употребление в контексте современности правильно, поскольку именно в период Древности появляются те фундаментальные понятия и школы, которые и до сих пор определяют специфику восточной философии.

Выделяют следующие особенности философии Древнего Востока.

1. Практическая направленность – интерес к жизни человека и общества (вопросы антропологии и этики), чем к проблемам мироустройства. Этим объясняется факт, что естественнонаучная проблематика представлена в философии значительно слабее социально- антропологической.

2. Интроспективность (лат. introspecto – смотреть внутрь) – ориентация на наблюдение собственных психических явлений, самонаблюдение. Интроспекция является одним из основных методов самосовершенствования человека в культуре Востока.

3. Уважение к культурной традиции. Древние тексты и учения считаются на Востоке наиболее авторитетными и критике, как правило, не подлежат. Это существенно отличает восточную философию от динамичной и критически настроенной западной.

Оценки философской мысли Древнего Востока в истории и современной философии полярные. С одной стороны, подчеркивается ее глубина и особая мудрость, которой так не достает западной культуре и философии. В частности, к таковым можно отнести А. Шопенгауэра (1788–1860).

С другой стороны, противники философии Древнего Востока критикуют ее за синтез с внефилософскими элементами (религия, обыденное сознание), за недостаточную проработку понятий. Они считают ее скорее философско-религиозным или философско-мифологическим комплексом, нежели подлинной философией. Некоторые авторы при рассмотрении истории философии и вовсе пропускают этот этап[3].


Для понимания сущности и значения философии Древнего Востока важно осознать, что каждая культура формирует свое специфическое мировоззрение, имеющее безусловное право на существование. Поэтому вопрос о сравнительной ценности западной и восточной философии некорректен. Восточная философия не лучше и не хуже западной, она просто другая. А оценки ее в западной философии – результат субъективных предпочтений авторов.

 

2. Древнеиндийская философия: своеобразие и основные школы

В результате изучения вопроса следует усвоить следующее:

Краткая история Древней Индии

Еще в VII тыс. до н.э. в Индии формируются очаги производящего хозяйства. В III тыс. до н.э. появляется земледельческая индская (хараппская) цивилизация, которая во второй половине II тыс. до н.э. была завоевана пришедшими с севера арийскими племенами (санскр. аrуа – благородный).

То, что принято называть Древней Индией, появляется после арийского вторжения. Благодаря влиянию ариев формируется и сердцевина духовной культуры Индии – национальная религия индуизм.

В результате завоевания формируется важнейшая особенность общественной жизни Индии – деление на основные четыре сословия, или варны (санскр. varnah – цвет, род, разряд). Каждой из варн предписывался конкретный и неизменный на протяжении жизни вид занятий: брахманы (священнослужители); кшатрии (воины и правители); вайшьи (торговцы, скотоводы и земледельцы); шудры (слуги и разнорабочие). Такое деление закрепляло результаты завоевания, т.к. первые три варны состояли из ариев, а четвертая – из местного населения.

Особую социальную группу составляли неприкасаемые, которые занимались оскверняющими занятиями (забой скота, выделка кожи). Считается, что любой контакт с ними оскверняет членов «чистых» каст, даже если неприкасаемый начинает заниматься нейтральной деятельностью (например, земледелием). Также существовали группы вне варн (варварские и иноземные племена), которых даже не считали людьми.

История Древней Индии подразделяется на следующие периоды:

1. Ведический период (предфилософский) (1500–600гг. до. н.э.) – связан с арийским завоеванием и распространением их культуры (в т.ч. и священные книги – Веды).

В этот период возникает специфическая система передачи знаний – «лесные университеты» (отшельники удалялись в леса, где собирали своих учеников и беседовали с ними на религиозно-философские темы). Эти «университеты» являются прообразами философских школ.

2. Эпический период (600–200гг. до н.э.) – формируются основные школы философии (даршаны). Для этого периода характерно появление шраманов (странствующих подвижников религиозной или философской направленности, как правило, отрицавших авторитет Вед).

3. Систематический период (период сутр) (от 200г. н.э.) Сутрой называется произведение, которое состоит из совокупности кратких и афористических высказываний. Они посвящались различным темам. Все религиозные и философские труды этого периода писались в форме сутр.

Окончанием истории Древней Индии считается VIв. н.э., когда индийские земли были завоеваны кочевыми племенами, пришедшими с севера.

Ведическая литература


Основу предфилософского комплекса Индии составляют священные книги Веды (санскр. veda – знание, мудрость, учение), составленные примерно в нач. II тыс. – XIвв. до н.э.

Веды включают в себя четыре сборника (их называют самхиты):

- Ригведа (санскр. rgveda – веда гимнов) – собрание гимнов;

- Яджурведа (санскр. yajus – правила жертвоприношений) – собрание формул (мантр), используемых при совершении жертвоприношений;

- Самаведа (санскр. saman – ритуальное песнопение) – собрание песнопений; их пели во время наиболее важных обрядов, когда совершались возлияния священного напитка сомы;

- Атхарваведа (от имени мудреца Ахтарвана) – собрание магических формул и заклинаний.

Появление Вед связывается с деятельностью поэтов-мудрецов – риши. Но они не авторы, а лишь слушающие волю богов и записывающие ее в форме, понятной остальным людям.

Наряду с Ведами, в комплекс ведической литературы входят:

Брахманы (дословно: «объяснение Брахмана») – толкования жрецов, специалистов по ритуалу к Ведам (созданы в VIII–VII вв. до н.э.).

Араньяки (санскр. aranyaka – лесные книги) – также посвящены проблемам ритуала, но доля абстрактно-теоретических размышлений возрастает, поскольку лесному отшельнику трудно соблюдать сложный ритуал, но есть больше возможности для внутренней работы и размышлений. Араньяки появляются в VII–VI вв. до н.э.

Упанишады (дословно: «сидеть внизу около», т.е. сидение у ног учителя для получения наставлений) – религиозно-философские произведения, посвященные в основном философским проблемам, медитации и пониманию Бога как безличного начала.

Но для религиозного сознания индусов комментарии к Ведам образуют единый комплекс с ними (хотя, в духе европейского менталитета, можно было бы сказать, что речь идет о «малых» и «больших» Ведах).

Все вместе эти тексты образуют шрути (санскр. sruti – услышанное) – вечно существующее священное знание.

Наряду с ним, выделяется и смрити (санскр. smrti – запомненное) – передаваемое по памяти (устно) разнообразное знание. В отличие от шрути, написание которых вдохновлено богами, смрити – результат исключительно человеческих усилий.

Философское содержание Упанишад. Основные понятия философии Древней Индии

В философии Упанишад используется ряд терминов.

Брахман (санскр. brahman – молитва, молитвенная формула)[4] – безличный Абсолют, основа и причина мира, его сущность и высший закон, а также конечная цель мироздания. В тексте Упанишад этот тезис формулируется предельно кратко и четко: «Все есть брахман».

Правда, в Упанишадах живой бог и абстрактное начало очень часто не разграничиваются. Поэтому трудно понять, где речь идет о Брахме (Брахмане), а где – о брахмане. Это является отражением синкретизма мышления, характерного для предфилософского комплекса Древней Индии. Брахман пронизывает весь мир и одушевляет его (аналог «мировой души» в европейской философии). Он проявляет себя и в человеке в форме атмана.


Понятие «атман» (санскр. atman – дыхание; тело; сущность, душа) в Упанишадах обозначает субъективное духовное начало, или душу (в противоположность универсальному брахману). Атман считается вечным, неуничтожимым и одинаковым у всех людей. Изменчивость внутреннего мира людей объясняется понятием «манас», обозначающим жизненный опыт человека и его мировоззрение. Манас исчезает вместе со смертью человека, а атман воплощается и шествует в мире в последующих рождениях.

Одна из важнейших идей индийской философии – тождество брахмана и атмана: «атман есть брахман». В тезисе о единстве брахмана и атмана заключена высшая цель и смысл человеческой жизни. Утверждалось, что слияние с атманом- брахманом возможно еще при жизни человека.

Сансара (санскр. samsara – рождение, протекание) – повторные рождения (реинкарнация), связанные с бесконечным перемещением духовной субстанции из одного материального тела в другое. Также трактуется как универсальный закон мироздания, выражающий бесконечное возвращение вещей к своему первоисточнику – единству брахмана и атмана. Универсальность закона связана с тем, что в круговороте сансары участвуют люди, животные, растения и даже боги. Символом бесконечных перевоплощений в физическом мире служит колесо (колесо сансары).

Сансара рассматривается как материализация «закона кармы».

Карма (санскр. karma – обряд, действие, жребий) объясняет причину круговорота сансары. Ее можно рассматривать как закон этической причинности, в соответствии с которым сумма накопленных поступков и их последствий может определять судьбу субъекта в этой жизни и в последующих воплощениях.

Представления о карме играли важную роль в обеспечении справедливости в обществе: человек не может перейти из одной варны в другую при жизни, но, искупив свою карму, может получить более высокий статус в следующем воплощении.

Дхарма (санскр. dharma – закон, религия, долг, порядок мироздания, истина) – многозначное понятие, но наиболее важный его смысл предполагает исполнение обязанностей, предусмотренных варной и конкретной кастой. Т.е., дхарма – это моральный закон, предписывающий каждому человеку свой долг. Именно от четкости исполнения предписанных обязанностей зависит состояние кармы и последующее воплощение в круговороте сансары.

Таким образом, мир сансары существует по законам кармы, и круговорот перерождений в нем вечен. Но освобождение атмана из круговорота сансары все же возможно. Человек своими делами искупает свою карму и добивается освобождения от перерождений и страданий материального мира (мокша, или мукти).

Мокша (санскр. moksa – освобождение, избавление) понимается как мистическое соединение атмана с брахманом (богом Брахманом), когда отдельная душа воссоединяется с Абсолютом. В результате индивидуальный атман не только «выпадает» из круговорота сансары и подчинения закону кармы, но и обретает внутренний покой, освобождается от страданий мира.

Подводя итог, нужно сказать, что пара понятий «брахман - атман» вписывает человека в картину мироздания и формирует принцип освобождения (мистическое слияние с Абсолютом, растворение в нем). А в понятиях «сансара», «карма» и «дхарма» раскрываются представления об устройстве мира и о его законах. При этом проблема освобождения атмана из цепи перерождений – главная философская проблема Древней Индии.

Религиозная проблематика определяет характерные особенности философии Древней Индии:

- религиозно-философский синкретизм (греч. synkretismos – соединение), в котором очень трудно разграничить философию и религию;

- спиритуализм (франц. spiritualisme, от лат. spiritualis – духовный, spiritus – душа, дух) – дух рассматривается как первооснова мироздания, «тонкая» субстанция (лат. substantia – сущность, нечто лежащее в основе), которая существует вне материи и независимо от нее;

- полное отсутствие представлений об истории (это обусловлено религиозно-ритуальным характером традиционного образа жизни Индии и представлениями о круговороте сансары, что в совокупности удовлетворительно объясняло жизнь людей и на больших промежутках времени);

- исключительная терпимость к иным философским воззрениям и религиозным верованиям. Духовная культура Индии демонстрирует способность интегрировать в себя чужеродные культурные элементы. Даже исламское завоевание не поколебало духовной культуры индусов.

Общая характеристика философских школ Древней Индии

Все философские школы Древней Индии делятся на две группы:

- ортодоксальные (астика) – признают Веды духовным авторитетом (ньяя, вайшешика, санкхья, йога, веданта, миманса);

- неортодоксальные (настика) – не признают духовный авторитет Вед (локаята, джайнизм, буддизм).

В философском содержании всех даршан можно выделить три части:

- онтология (учение о бытии);

- гносеология (учение о познании);

- этика (учение о жизни человека и ее ценностных ориентирах), которая фактически является учением об освобождении.

 







Date: 2015-09-18; view: 5170; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию