Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Функции философии, ее роль в обществе
В результате изучения учебного материала курсанту следует понять и усвоить следующее: Поскольку философское знание возникло давно и продолжает существовать по настоящее время, логично предположить, что оно выполняет значительное количество функций. Функции философии – это основные направления ее применения, в которых проявляется ее значение для общества, социальных групп и отдельного человека. Речь идет о следующих функциях. 1. Мировоззренческая функция – одна из центральных, поскольку философия есть рационально-критическое мировоззрение. Философское знание в лице наиболее крупных представителей и авторитетных школ формирует видение реальности своего времени, очень часто не теряющее актуальности и в последующие эпохи. В дальнейшем, при характеристике конкретных эпох, мы убедимся, что стиль мышления эпохи в значительной мере задается философией. Однако, оценивая роль философии для своей жизни, современники часто уподобляются свинье под дубом из знаменитой басни И.А. Крылова: «громит он все ученья и труды, не чувствуя, что он вкушает их плоды». И тому есть объективная причина. Рассмотрим ее применительно к современному типу обществу. Философия сложна для понимания и не все современники философа могут (или имеют возможность) разобраться в его произведениях. Те же, кто это смог, часто находят в них что-то ценное и – в меру своих возможностей – предлагают интерпретацию, понятную и для себя, и для других. Достаточно быстро к этому процессу подключается система профессионального образования (тем более, что многие философы преподают в вузах), и примерно через 50-100 лет достижения философской мысли обогащают жизненно-практический уровень мировоззрения. И очень часто люди, повторяющие выводы какого-то философа, жившего 50-100 лет назад, просто не знают о первоисточнике. Из сказанного выше можно сделать образный вывод: «сегодняшняя философия – здравый смысл завтрашнего дня». Именно по этой причине взгляды философов, к примеру, XVII- XVIIIвв., кажутся нам повторением уже известных истин. 2. Методологическая функция – философия не только объясняет мир, но и обеспечивает руководство, ориентировку субъекта в практической и познавательной деятельности. Поскольку теоретические выводы философии отображают общие закономерности мироздания, то противоречия здесь нет. Для иллюстрации можно привести несколько таких тезисов: мир находится в постоянном движении и изменении; формирование и разрешение существенных противоречий обеспечивает развитие; субъект формируется и развивается в деятельности. Очевидно, что их использование в деятельности повысит ее эффективность. Однако нужно иметь в виду, что общие выводы философии нужно суметь применить, интерпретировать применительно к конкретной сфере. А для этого нужно не только их знать, но и обладать определенной культурой мышления и желанием осмысливать сущность происходящего. 3. Гносеологическая функция – характеризует возможности и ограничения познания в конкретную эпоху. К примеру, необходимость экспериментальной проверки знаний – это тезис гносеологии Нового времени. А его очевидность связана с тем, что он уже обогатил жизненно-практический уровень мировоззрения людей. Во времена античности же считалось, что очевидное не нуждается в доказательстве. На этом основании Аристотель полагал, что Солнце движется вокруг Земли, поскольку об этом свидетельствуют наши органы чувств. Важный аспект гносеологической функции – обеспечение понимания новых объектов науки и техники. К примеру, виртуальная реальность как научно-технический феномен и ее связь с человеческим сознанием нуждается в дополнительной интерпретации, которую может предоставить философия. 4. Критическая функция («подвергать все сомнению») – философия систематически пересматривает существующие представления и ценности на предмет их соответствия действительности и «духу времени». Тем самым она способствует очищению знания от заблуждений, духовной сферы – от устаревших ценностей, общественной организации и жизни человека – от неэффективных и неактуальных форм. В результате реализации данной функции философия способствует и прогрессу знания (расширение кругозора, освобождению его от догм и т.п.), и модернизации общества, и совершенствованию человека. Как мы убедимся с Вами далее, любая смена эпох в истории культуры предполагает работу философии по переоценке актуальности наработанного ранее культурного багажа. При этом философия стремится сохранить то ценное, что доказало свою актуальность и может быть востребовано в будущем. 5. Идеологическая функция – философия участвует в выработке общественной идеологии, нередко выступая в качестве ведущей силы этого процесса. Например, идеология Просвещения (культ разума и знания, критика церкви и т.п.) сформулирована в творчестве Вольтера (1694–1778). Идеология рабочего движения заложена в работах К. Маркса (1818–1883) и Ф. Энгельса (1820–1895). Хотя нужно помнить, что философия предлагает только некоторый комплекс идей, который нуждается в правильной интерпретации для мобилизации большого количества людей. Это означает, что не только философы участвуют в разработке идеологии. 6. Прогностическая функция – предсказание, прогноз развития и возможностей обновления отдельных элементов (сторон) бытия (прежде всего, природы, общества и человека). Философы, реализуя эту функцию, выступают в роли пророков, которые предвидят будущее и информируют современников о зарождающихся тенденциях. Правда, эта функция в полной мере реализуется только в обществах, открытых изменениям. В них выводы философии способствуют (через прямое или косвенное влияние на принятие управленческих решений) прогрессивному развитию общества. В консервативных обществах, не склонных менять существующий порядок, философия не в полной мере реализует эту функцию. Она замедляет свое развитие и превращается в полурелигиозную, догматизированную систему, которая стабилизирует существующий порядок. Так было с конфуцианством в Китае, которое в VIв. н.э. стало фактически религиозным учением. Уважение к философии Аристотеля (384–322 до н.э.) в Средние века переросло в некритическое почитание его методов и выводов. Да и в Советском союзе марксизм стал сильно догматизированным и не мог в полной мере выполнять прогностическую функцию. 7. Гуманитарная (гуманистическая) функция – философия обращена к человеку, его проблемам и трудностям. Философия – это гигантская копилка человеческой мудрости, в которой каждый может найти то, что ему наиболее нужно в тот или иной момент жизни. Размышления и выводы философов часто дают утешение людям, помогают обрести душевное равновесие в сложных жизненных обстоятельствах, достойно встретить неизбежное. Нередко и сами философы демонстрируют достойное поведение в различных ситуациях (Конфуций (551–479 до н.э.), Сократ (469–399 до н.э.), Б. Спиноза (1632–1677), И. Кант (1724–1804) и др.) Важный аспект гуманитарной функции – поиск и обоснование смысла жизни человека. Также в философских произведениях формируется идеал достойного человека и образцы человеческого поведения, не теряющие актуальности и по настоящее время. 8. Аксиологическая функция – проявляется в двух аспектах: во-первых, философия с позиций существующей системы ценностей оценивает различные объекты или явления; во-вторых, при активном участии философии происходит формирование и эволюция самой системы ценностей. Второй аспект данной функции связан с критической функцией философии. В качестве примера можно привести актуальные ныне ценности разума и научного познания, которые были обоснованы в XVIII веке, в эпоху Просвещения. Ценности мировых религий (буддизм, христианство, ислам) также формировались и эволюционировали при активном участии философии.
Основные понятия темы и понятия для повторения
Вопросы для повторения и закрепления 1. Каковы основные структурные компоненты мировоззрения? 2. В чем состоят основные особенности исторических вариантов мировоззрения? 3. Какие разделы входят в структуру философского знания? 4. Чем диалектический метод отличается от метафизического?
Творческие вопросы и задания 1. Как Вы думаете, почему возникновение философии связано с конкретными экономическими и социально-политическими изменениями в период VII – VIвв. до н.э.? 2. Возможно ли в философских рассуждениях «обойти» основной вопрос философии? 3. Приведите примеры (или сконструируйте сами) рассуждения в духе метафизического метода мышления. 4. Почему философию нельзя считать бесполезным рассуждательством?
Date: 2015-09-18; view: 684; Нарушение авторских прав |