Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общефилософская методология
При подготовке по данному вопросу курсанту необходимо знать данный учебный материал: Для достижения своих целей философия использует свои собственные методы. Метод в самом общем виде можно рассматривать как путь, ведущий к нужному результату. Ф. Бэкон (1561–1626) сравнивал метод с циркулем: люди имеют разные способности к рисованию окружностей, но умение использовать циркуль уравнивает их результаты. Философский метод понимается в двух аспектах: 1) система наиболее общих приемов теоретического освоения действительности; 2) способ построения философской системы (системы рассуждений). Очень часто конкретные философы создают свои собственные методы. Философские методы эволюционируют. Исторически первым был метафизический метод (метафизика). Он окончательно сформировался в объективно-идеалистических системах Платона (427–347 до н.э.) и Аристотеля (384–322 до н.э.) Метафизика использовала абстрактно-теоретические рассуждения для описания и объяснения своих объектов. Благодаря этому методу был наработан обширный категориальный аппарат, создано множество философских систем. С появлением экспериментальной науки в XVIIв. стало ясно, что метафизический метод не универсален, т.к. в частно-научных поисках метод эксперимента более эффективен. В эпоху Просвещения (XVIII век) философское знание строится с опорой на опыт. В немецкой классической философии (И. Кант) показана ограниченность возможностей метафизических построений. В своем дальнейшем развитии естествознание продвигалось от описания отдельных объектов к характеристике взаимодействий и процессов. Одновременно философия предложила новый метод: диалектический метод (диалектика). Необходимо помнить, что диалектика зарождается еще в Vв. до н.э. в творчестве Гераклита из Эфеса (ок. 544–ок. 483 до н.э.) Но это была стихийная диалектика, которая констатирует изменчивость бытия, но не выдвигает системы понятий или законов. Диалектическая традиция постоянно присутствовала в истории философской мысли. В немецкой классической философии (кон. XVIII – I пол. XIXвв.) диалектические идеи облекаются в теоретическую форму. Родоначальником здесь является И. Кант (1724–1804), а вершиной теоретического обобщения диалектических идей стали три закона диалектики Г.В.Ф. Гегеля (1770–1831). Критикуя метафизический метод, представители немецкой классической философии отметили его основные недостатки: 1) рассмотрение объектов (явлений) по отдельности, вне взаимосвязей и взаимодействий с другими («за деревьями не видно леса»); 2) считалось, что объекты (явления) не изменяются во времени, т.е. не развиваются. В противоположность метафизическому методу, диалектика: 1. подчеркивает и анализирует взаимосвязь и взаимодействие объектов (явлений); 2. исходит из универсальности изменчивости и развития в мире. Диалектический метод был ведущим в XIX веке. Философия марксизма (с 1840-х гг.) разделяла диалектику на объективную (диалектика в явлениях и процессах окружающей действительности) и субъективную (диалектика мышления познающего субъекта). В соответствии с материалистической установкой марксизма, объективная диалектика считалась первичной, а субъективная – производной. В конце XIX – XXвв. появились и другие философские методы, например: герменевтический (метод понимания и интерпретации текстов); феноменологический (работа с собственным сознанием для получения «чистого опыта»). В ХХ веке и по настоящее время диалектический метод по-прежнему актуален. Несмотря на массированную критику, метафизический метод мышления сохраняется, но уже в качестве заблуждений. К примеру, в современном естествознании трудно отрицать факт развития, но зато вполне возможно акцентировать внимание на отдельных сторонах, аспектах развития в ущерб другим. Варианты метафизики В теоретическом плане важно выделить конкретные варианты метафизического мышления. К ним относятся: 1. догматизм; 2. релятивизм; 3. софистика; 4. эклектика. Рассмотрим эти варианты более подробно. Догматизм (греч. dogma – мнение, учение, постановление) – метод философского мышления, который абсолютизирует неизменность понятий и суждений. Догматическое мышление осуществляется без учета достижений науки и практики, а также конкретных условий события или процесса. Философ-догматик предполагает существование универсальной и неизменной истины («истины на все времена») и очень неохотно пересматривает свои взгляды. Релятивизм (лат. relativus – относительный) – метод философского мышления (методологический принцип), который абсолютизирует изменчивость бытия, а также относительность процесса и результата познания. Появляется во II пол. Vв. до н.э. в Древней Греции (школа софистов). Основоположник учения софистов Протагор (ок. 490–ок. 420 до н.э.) в сочинении «Истина, или Ниспровергающие речи» формулирует главный методологический принцип школы: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют»[2]. Софистика (греч. sophistike – умение хитро вести прения) – метод философского мышления, опирающийся на софизмы (формально правильные рассуждения, но фактически содержащие логическую ошибку). Эти уловки получили название софизмов. К примеру, софизм «Рогатый»: «То, что ты не терял, то имеешь: рога ты не терял, значит, у тебя рога». Логическая ошибка этого софизма в следующем: первый тезис («то, что ты не терял, то имеешь») предполагает, что субъект что-то имел, но не терял. А во втором тезисе наличие чего-то конкретного уже не предполагается. Следовательно, оно ложное. Иначе говоря, софистика абсолютизирует роль субъективной диалектики и отрицает ее связь с диалектикой объективной. И, наконец, последний из рассматриваемых нами способов мышления – эклектика (греч. eklektikos – способный выбирать, выбирающий). Она представляет собой некритическое соединение различных элементов (идей, понятий, аргументов, теоретических систем, стилей и т.п.) Подобно софистике, эклектика абсолютизирует роль субъективной диалектики. Появление эклектики в философских рассуждениях свидетельствует либо о беспринципности автора, либо о его низкой философской культуре. Для конкретной философской эпохи появление эклектики свидетельствует о ее упадке.
Date: 2015-09-18; view: 1007; Нарушение авторских прав |