Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура и специфика философского знания





Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В результате изучения вопроса курсант должен знать следующее:

Понятие «философия»

Слово «философия» происходит от двух греческих слов: fileo – люблю и sofia – мудрость. То есть его можно перевести как «любовь к мудрости» или «любомудрие».

Первым, кто назвал себя философом, считается древнегреческий философ и математик Пифагор (ок. 580–500гг. до н. э.). До этого умные и склонные размышлять люди считались обладателями истинного знания, то есть мудрецами. Пифагор же впервые сказал, что мудрость доступна лишь богу, а смертный человек может лишь стремиться к мудрости, любить ее.

Однако Пифагор ничего не писал, его учение передавалось устно. Упоминание о его словах мы находим в источниках других авторов. Впервые понятие «философ» мы встречаем в трудах Гераклита Эфесского (ок. 544–ок. 483 до н.э.), а понятие «философия» – у Платона (427–347 до н.э.).

Последний, говоря о философии, фактически отождествлял ее с понятием «наука» в современном понимании («геометрия и прочие философии»). При этом он отмечал, что его учитель Сократ (469–399 до н.э.) говорил о философии как о любви к мудрости, к поиску истины в противоположность готовому знанию.

Со времен Аристотеля (384–322 до н.э.) существует представление о философии как «госпоже наук». И это была абсолютная правда, поскольку философия того времени объединяла все теоретическое знание. И хотя сам Аристотель и его ученики стояли у истоков дифференциации теоретического знания, связь отдельных наук с философией (вплоть до отождествления!) признавалась еще в XIX веке.

К концу XIX – началу ХХ веков процесс обособления частных наук от философии стал свершившимся фактом. Однако значимость философии от этого только возросла. Связано это с объектом и предметом философии.

Объект и предмет философии, ее место в культуре

Объектом философии выступает система «мир – человек», то есть вся окружающая действительность и человек как ее составная часть.

Предметом философии является постижение наиболее общих (предельных) закономерностей системы «мир – человек», то есть закономерностей окружающей действительности и места человека в ней.

Именно специфика объекта и предмета философии делает философское знание малопонятным для обыденного сознания, создает иллюзию практической бесполезности философии.

Говоря об объекте и предмете философии, нужно иметь в виду, что конкретный философ или философская школа может акцентировать внимание на отдельных аспектах системы «мир – человек». Остальным аспектам уделяется либо меньшее внимание, либо они просто не рассматриваются.

Однако, даже зная объект и предмет философии, мы не можем в полной мере охарактеризовать ее место в культуре. Действительно, выделение объекта и предмета, а также понятийный характер философии позволяет говорить о ней как о науке. Однако в философии велика роль субъективно-личностного фактора, индивидуальных особенностей исследователя. Это сближает ее с искусством и религией. Неслучайно британский философ Б. Рассел (1872–1970) говорит о философии как о знании, находящемся на стыке науки и религии.

Действительно, в философском творчестве, как в зеркале отражаются биография и внутренние состояния автора. Философ, переживший какое-либо испытание или душевное потрясение, будет мыслить несколько иначе. На выводах науки жизненные обстоятельства ученых сказываются значительно меньше.

Сходство философии с религией и искусством подтверждается и отсутствием четкой границы, наличием взаимодействия между ними. Так, многие философы прославились и как литераторы. Среди них Ф.М. Достоевский (1821–1881), представители западноевропейского экзистенциализма – Ж.-П. Сартр (1905–1980), А. Камю (1913–1960). И этот ряд можно продолжать.

Да и выводы мировых религий (буддизм, христианство и ислам) о жизненном пути человека и смысле его жизни носят философский характер и вдохновляют представителей не только религиозной философии.

Подводя итог, можно сказать, что философия – сфера духовной культуры, построенная по образцу науки и ориентированная на постижение общих (предельных) закономерностей окружающей действительности и места человека в ней.

Основной вопрос философии

Объект и предмет философии задает фундаментальную проблематику философии. В философии марксизма она осмысливалась как основной вопрос философии.

В содержательном плане он разделяется на два аспекта (две стороны):

- генетический аспект (вопрос о первичности материи или сознания);

- функциональный аспект (вопрос о познаваемости мира).

Рассмотрим структуру основного вопроса философии подробнее.

Генетический аспект формулируется в виде вопроса: «Что первично: материя или сознание?» В зависимости от ответа на этот вопрос философские учения подразделяются на:

1. материализм (лат. materialis – вещественный) – признает первичность материального начала (материи, природы, физической реальности и т.п.) и вторичность сознания. Т.е. изначально был материальный мир, в процессе развития которого появляется сознание;

2. идеализм (франц. idealisme от греч. idea – образ, идея) – отстаивает тезис о первичности сознания (Абсолютная идея, личностный бог, вселенский разум, человеческое сознание и т.п.) и производности материи.



Идеализм неоднороден и в зависимости от понимания первоисточника сознания, творящего мир, разделяется на два направления. Объективный идеализм утверждает, что сознание, творящее мир, существует вне человека, т.е. объективно, и до него. В этом качестве могут выступать различные идеальные сущности, например: Единое в неоплатонизме, Абсолютная идея, личностный бог христианства и ислама, вселенский разум.

Объективных идеалистов в философии достаточно много. К ним относятся три из четырех крупнейших философов в истории: Платон (427–347 до н.э.), Аристотель (384–322 до н.э.), Г.В.Ф. Гегель (1770–1831), а также ряд других авторов.

Субъективный идеализм отождествляет первосознание с сознанием человека. «Существовать – значит быть воспринимаемым» – такова центральная идея субъективного идеализма. Восприятие человеком мира создает его.

К данному направлению принадлежит последний из четверки величайших философов – И. Кант (1724–1804), а также Дж. Беркли (1685–1753), И.Г. Фихте (1762–1814) и Д. Юм (1711–1776).

Крайний вариант субъективного идеализма – солипсизм (лат. solus – один, единственный и ipse – сам) признает реальность только одного субъекта – собственного Я. В философии эта позиция считается абсурдной, и субъективные идеалисты стараются избежать ее в своих рассуждениях.

Функциональный аспект основного вопроса философии формулируется так: «Познаваем ли мир»?

Существует два варианта ответа на данный вопрос:

1. гносеологический (греч. gnosis – знание) оптимизм отвечает: «да, мир принципиально познаваем»;

2. агностицизм (греч. а – отрицание, gnosis – знание) – «нет, мир полностью или частично непознаваем».

Нужно заметить, что тезис о полной невозможности постижения мироздания в настоящее время преодолен. Представители агностицизма могут серьезно ограничить возможности познания, но рассматривают как реальную возможность так или иначе постигать сущность объектов познания. К примеру, представитель агностицизма И. Кант (1724–1804) говорил о непознаваемости объектов в целом («вещи-в-себе»), но признавал возможность постижения отдельных их сторон («феноменов»).

Некоторые авторы называют и третий, промежуточный, вариант ответа на вопрос о познаваемости мира – скептицизм (франц. scepticisme, от греч. skeptikos – рассматривающий, исследующий), отрицающий существование надежного критерия истины. (В случае если скептицизм не рассматривается как третий вариант ответа на вопрос о познаваемости мира, он считается частным случаем агностицизма).

Представители скептицизма на вопрос о познаваемости мира отвечают: «Да, но…» (т.е. мир принципиально познаваем, но конкретные познавательные процедуры могут не дать нужного результата). Среди представителей этого подхода наиболее известна школа античного скептицизма (основоположник Пиррон (ок. 365–275 до н.э.), один из его учеников Тимон (320–230 до н.э.)), а также М. Монтень (1533–1592) и Д. Юм (1711–1776).

Большинство философов и философских школ являются сторонниками гносеологического оптимизма. Представителей агностицизма несоизмеримо меньше.

Структура философского знания

Ввиду масштабности объекта и предмета, а также фундаментального характера основного вопроса, философия является многосоставной (дифференцированной) теоретической системой.

К числу основных разделов философии относятся:

Онтология (греч. on, родит. падеж ontos – сущее , logos – слово; понятие, учение) – исследование структуры и общих закономерностей всего существующего (бытия).

Гносеология (греч. gnosis – знание, logos – слово; понятие, учение) – изучение общих вопросов познания (сущность, средства и возможности).

Это два наиболее фундаментальных раздела, поскольку содержательно связаны с двумя аспектами основного вопроса философии: онтология – с генетическим, а гносеология – с функциональным. Неудивительно, что эти разделы появились еще в античной философии и присутствуют во многих философских системах.

Философская антропология (греч. antropos – человек, и logos – слово; понятие, учение) – философская дисциплина, изучающая сущность человека, общие закономерности его существования, а также проблему смысла жизни.

Особый раздел, поскольку в его рамках человек постигает самого себя и свое место в мире. Именно по этой причине представители философского персонализма (лат. persona – личность) отрицают значимость онтологии и гносеологии, сводя последнюю лишь к самопознанию. К примеру, Сократ (469–399 до н.э.) призывал: «Познай самого себя».

Социальная философия – рассматривает сущность, происхождение, структуру, общие закономерности функционирования и развития общества.

Как самостоятельный раздел появляется относительно поздно, т.к. со времен античности вопросы общества рассматриваются в рамках этики и философской антропологии.

Аксиология (греч. axios – ценный, logos – слово; понятие, учение) – философское изучение ценностей как основы деятельности людей. Один из самых «молодых» разделов: появляется в XIX веке.

Логика (греч. logikē от logos – слово; разум) – раздел философии о формах правильного мышления, фиксируемых в языке. Впервые разрабатывается в античности Аристотелем (384–322 до н.э.). Тесно взаимодействует с гносеологией, сохраняя свою самостоятельность.

Этика (греч. ethika от ethos – нрав, обычай, характер, образ мысли) – исследует проблемы морали, оценивает действительность с позиций добра и зла. Этика – один из старейших разделов философского знания (наряду с онтологией и гносеологией).

Эстетика (греч. aisthetikos – чувствующий, чувственный) – философская дисциплина, постигающая проблему прекрасного в жизни и искусстве. Как самостоятельный раздел зарождается на границе XVIII-XIXвв., но эстетические идеи и представления присутствовали в философии и ранее.

 







Date: 2015-09-18; view: 380; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2022 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию