Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 1. Философия, ее предмет и специфика
План занятия: 1. Мировоззрение. Исторические типы мировоззрения 2. Структура и специфика философского знания 3. Общефилософская методология 4. Функции философии, ее роль в обществе
Цель семинарского занятия – понять сущность философии как культурного феномена и особой разновидности мировоззренческого знания, объяснить причины ее появления в истории культуры. Важно разобраться и с функциями философии. Знание данной темы имеет принципиальное значение для изучения философии, поскольку служит теоретической основой для осмысления историко-философского процесса.
1. Мировоззрение. Исторические типы мировоззрения При подготовке по данному вопросу обратите внимание на следующие содержательные моменты: Мировоззрение: понятие и структура Человек всегда стремится объяснить мир вокруг себя, понять его. И всегда делает это (в соответствии с имеющимися возможностями). Так формируется мировоззрение. По мнению А.Н. Чанышева, «…основной вопрос мировоззрения – вопрос о взаимоотношении равноправных МЫ (Я) и ОНО (мироздание). Мировоззрение есть там, где так или иначе фигурирует основной вопрос мировоззрения, а там, где этот вопрос отсутствует, где он не просматривается хотя бы в неявной форме, мировоззрения нет»[1]. Мировоззрение можно определить как систему взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение и взаимодействие человека с окружающим природным и социальным миром, а также с самим собой. Структура мировоззрения включает в себя несколько компонентов. 1. Познавательный (когнитивный) компонент – сведения, знания о мире и человеке; они систематизируются в картины мира соответственно уровню познания, достигнутому в данный период (к примеру, это может быть система мифов конкретного народа или картина мира, учитывающая достижения современной науки). 2. Ценностный (ценностно-нормативный) компонент – система оценок и норм, регулирующих поведение отдельного человека и социальных общностей, а также отношение к объектам и явлениям действительности. 3. Поведенческий компонент – рассматривается в единстве эмоционально-волевого (установки, готовности действовать) и практического компонентов (т.е. собственно действий человека или социальной группы). Также мировоззрение функционирует на двух уровнях. Жизненно-практический уровень мировоззрения носит массовый характер и опирается на индивидуальный и коллективный опыт. Он позволяет человеку уверенно ориентироваться в жизненных ситуациях и обеспечивает минимально достаточное для повседневной жизни и деятельности понимание реальности и самого себя. В этом его ценность и сила. С позиций этого уровня мировоззрения философия считается бесполезным знанием. Жизненно-практический уровень мировоззрения разнообразен, т.к. включает в себя разные культурные элементы (пережитки мифологии, религиозные элементы разных религий, народные верования и традиции, профессиональные знания людей, элементы научного знания и др.) Однако он не является систематизированным и продуманным с теоретической точки зрения. В нем могут присутствовать устаревшие и даже ошибочные представления. Теоретический уровень лишен указанных недостатков. К нему относятся научное знание и философия, все представления которых обоснованы. Кроме того, и наука, и философия критичны по своей сути, и потому систематически избавляются от заблуждений и ошибок. Два указанных уровня мировоззрения взаимосвязаны между собой: 1. научно-философские проблемы часто зарождаются в недрах жизненно-практического мировоззрения при невозможности объяснить какие-то вопросы в рамках последнего; 2. устоявшиеся достижения науки и даже философии обогащают обыденное сознание образованных людей (к примеру, все знают о том, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца, хотя повседневный опыт свидетельствует как бы об обратном). Исторические типы мировоззрения Мировоззрение исторически изменяется, эволюционирует. Мифологическое мировоззрение (мифология) (греч. mythos – предание, сказание) – исторически первый вариант мировоззрения, базировавшийся на устных повествованиях – мифах. Данный тип мировоззрения носит синкретический (греч. synkretismos – соединение) характер, т.е. представляет собой сплав первоначальных знаний и элементарных верований с синтетическими нормами древнего общества (пранормами). Последние объединяли зачатки правового регулирования, моральные и эмоционально-художественные оценки действительности. Важно четко различать современное понимание мифа от его восприятия древним человеком. То, что мы сейчас оцениваем как легенды, предания и фантастически-сказочные повествования, было мировоззрением древнего человека и включало абсолютно достоверную информацию о мире. В мифологии человек пытался ответить на важнейшие мировоззренческие вопросы (кстати, актуальные и поныне): происхождение и устройство мира, возникновение природных явлений, животных, растений и людей, а также особенности жизненного пути человека (рождение, стадии жизни, смерть). Важное место в мифологии занимает объяснение появления достижений культуры (использование огня, появление ремесел, технологических изобретений и т.п.) Восприятие мифологии в наше время как сказочно-фантастических повествований связано с эмоционально-образным, дологическим характером мифа. В нем отсутствуют причинно-следственные связи и рациональные объяснения. Их заменяют случайные ассоциации и аналогии. Для нас, знакомых – хотя бы в самом общем виде – с результатами науки, данная особенность понимается с большим трудом. Однако мифология не стремилась давать рациональные объяснения, т.к. этой потребности у человека того времени не было. Зато миф превосходно стабилизировал существующий социальный порядок, обеспечивал гармонию общества и окружающей действительности. Человек с эмоциональным комфортом жил в знакомом и понятном ему мире. Важная особенность мифологического мировоззрения – отсутствие четкой границы между природой и обществом. Природный мир осмысливается с позиций социального, а социальный – по аналогии с природным. Человек переносит особенности своего социума на природу и как бы растворяется в ней. Отсюда образы полулюдей - полуживотных (по типу кентавров), вера в родство человека и социальных групп с животными или растениями, возможность общения с объектами природы и т.п. Дологический характер мифа проявляется в генетическом принципе объяснения реальности: вместо причинно-следственных связей достаточно указать на причину, породившую то или иное явление. Следующий исторический тип мировоззрения – религиозное мировоззрение (религия) (лат. religio – святыня, набожность, благочестие), которое очень тесно связано с мифологическим. Источником возникновения религии в светских (нерелигиозных) теориях выступает страх перед грозной природой. (В религиозной интерпретации же считается, что религия внушена людям богом (богами) или заложена при рождении). Для преодоления страха, обретения уверенности и ощущения предсказуемости своего существования человек стремился взять ситуацию под контроль, укоренить себя в реальности через приобщение к чему-то более значимому, чем он сам. По причине слабого развития технологий, малочисленности и разобщенности людей это достигалось только в воображении. Для религии характерны две особенности: 1. вера в духовного Абсолюта (личностный бог, боги или некая неличностная духовная сила), существенным образом влияющего на мир и жизнь человека; 2. возможность и необходимость общения с духовным Абсолютом посредством специальных стандартизированных ритуальных действий (культ). Мировоззренческий комплекс религии – это вероучение, которое дает ответы на мировоззренческие вопросы, а также разъясняет и обосновывает культовые действия. В развитых религиях появляются священные тексты и комментарии к ним. До этого элементы вероучения распространяются и передаются от поколения к поколению устно. Нужно иметь в виду, что именно наличие культа определяет специфику религии, т.к. вера присутствует и в других теоретико-мировоззренческих комплексах (мифология, идеология и даже наука). Мифология и религия считаются духовно-практическими способами освоения действительности. На определенном этапе культурного развития человечества появляется новая мировоззренческая система – философское мировоззрение, которое носит уже теоретический и рационально-критический характер, т.е. философия опирается на разум и готова пересмотреть свои ошибочные взгляды. Философия возникает в VII-VI вв. до н.э. в трех независимых друг от друга центрах: Древняя Индия, Древний Китай и Древняя Греция. Возникновение философии традиционно связывают с формированием и эволюцией так называемого предфилософского комплекса, который включал в себя два взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента: 1. духовный компонент – индивидуальный для каждой культуры баланс мифологии, религии, художественно-эстетических представлений и результатов творчества; 2. практический компонент – жизнеобеспечивающее знание, необходимое для повседневной жизни и деятельности отдельного человека и социальных общностей. Но что заставило, подтолкнуло человека перейти от эмоционально-практических форм освоения действительности (мифология и религия) к теоретической форме (философия)? Тем более, что речь идет о массовом явлении, т.к. предпосылки возникновения философии были и других регионах (Древняя Месопотамия, Древний Египет, Древняя Персия (Иран). Появлению философии предшествовал ряд объективных предпосылок: - переход от «века бронзы» к «веку железа»; - появление монеты как абстрактной меры обмена; - резкое изменение социального строя, когда родовая общественная организация перестраивается в территориальную и на основе имущественного принципа; - демократизация общества и возможность свободного мышления. Непосредственной движущей силой перехода к философии стало прогрессивное развитие жизнеобеспечивающего знания (практический компонент) при относительной стабильности духовного компонента. В результате новые знания уже не укладывались в старое мировоззрение. Перейдем к рассмотрению специфики философского знания.
Date: 2015-09-18; view: 442; Нарушение авторских прав |