Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Толерантность к фрустрациям. 3 page





"Верно, что упражнение талантов способного человека часто вознаграждается. Но упражняется ли он просто для получения вознаграждения? Это кажется маловероят­ным. И такая мотивация не объясняет влечения, стоящего за гением. Мотив гения — творческая страсть сама по себе. Насколько несерьезно думать о том, что самоотдача Пастера коренилась в его заботах о вознаграждении, здоровье, еде, сне или семье. В пылу исследований он надолго забывал обо всем этом. И такая же страсть двигала ге­ниями, которые в течение жизни не получали почти или совсем никакого вознаграж­дения, как Галилей, Мендель, Шуберт, Ван Гог и многие другие". Олпорт

" История человечества знает немало примеров самоотверженного стремления к истине, наталкивающегося на непонимание окружающих, нападки и даже на реальную угрозу жизни. Бог знает, сколько людей повторили судьбу Галилея. …

Складывается впечатление, что фрустрация когнитивных потребностей может стать причиной серьезной психопатологии. Об этом также свидетельствует ряд клинических наблюдений.

Потребность знать и понимать проявляется уже в позднем младенчестве. У ребенка она выражена, пожалуй, даже более отчетливо, чем у взрослого человека. Более того, похоже, что эта потребность развивается не под внешним воздействием, не в результате обучения, а скорее сама по себе, как естественный результат взросления (неважно, какому из определений обучения и взросления мы отдадим предпочтение). Детей не нужно учить любопытству. Детей можно отучить от любопытства, и мне кажется, что именно эта трагедия разворачивается в наших детских садах и школах.

И наконец, удовлетворение когнитивных потребностей приносит человеку – да простят мне эту тавтологию! – чувство глубочайшего удовлетворения, оно становится источником высших, предельных переживаний. Очень часто, рассуждая о познании, мы не отличаем этот процесс от процесса обучения, и в результате оцениваем его только с точки зрения результата, совершенно забывая о чувствах, связанных с постижением, озарением, инсайтом. А между тем, доподлинное счастье человека связано именно с этими мгновениями причастности к высшей истине. Осмелюсь заявить, что именно эти яркие, эмоционально насыщенные мгновения только и имеют право называться лучшими мгновениями человеческой жизни". Маслоу

Подобно тому, как ученые отдают свои жизни фанатичному служению излюбленной науке, и часто умирают за нее, Порас и Коллинз обнаружили фанатичное следование руководителей философии смысла своего существования и "концепциям ежа"(концепция трех кругов) своих компаний.

"Компании, которые добились выдающихся результатов, в основном, следовали простой мантре: мы не будем делать ничего, что не согла­совывается с нашей «концепцией ежа". Мы не будем заниматься теми видами деятельности, которые не имеют ничего общего с нашей ос­новной деятельностью. Мы не будем приобретать другие компании, если их деятельность не имеет ничего общего с нашим основным бизнесом. Мы не будем создавать совместные предприятия, если их деятельность не связана с нашей. Если это не вписывается в нашу «концепцию ежа», мы этого делать не будем. Точка. С другой стороны, обнаружилось, что отсутствие дисциплины, кото­рая удерживала бы компании в пространстве, очерченном тремя круга­ми, является одним из основных факторов спада практически всех ком­паний, использованных для сравнения. Каждая компания в нашем срав­нительном анализе а) не обладала необходимой дисциплиной, чтобы выработать концепцию трех кругов, или b) не имела необходимой дис­циплины, чтобы оставаться внутри пространства трех кругов" От хорошего к великому Коллинз

Если сделать небольшую поправку на объективность в интерпретации философии смысла и концепции ежа, то получится общая для всех носителей развитого ИК мотивация – стремление к сачстью через познание объективных законов природы и контроль этих законов. Человек с активным КТ интуитивно ощущает, что его счастье – это наличие знаний, которые сосредоточат в его руках контроль ситуации. Поэтому он может пожертвовать чем угодно, но сохранит знания и контроль ситуации. Именно приверженность содержанию ИК и составляет тот стойкий стержень, которым отличаются все люди с активным КТ. Если люди на ДТПЭ – это всегда оппортунисты, которые согласно формуле Грина отличаются "неопределенностью формы" с тем чтобы подстраиваться и "быть придворным", то люди с активным КТ – это жесткая линия объективности во всем, что они делают. Истина может развиваться и дополняться, но она никогда не меняется.


"почти во всех случаях, мы обнаружили свидетельства в пользу того, что философия смысла существует не только на словах, но как формирующая жизненная сила компаний. Вопреки доктринам школ бизнеса, мы не нашли "максимизации благосостояния учредителей" и "максимизации прибыли" в качестве доминирующей движущей силы или основной цели, изучая истории визинарных компаний. Мы обнаружили у них тенденцию иметь совокупность целей, из которых деньги – это только одна, и не обязательно доминирующая цель. Действительно, для многих из визинарных компаний бизнес исторически был больше чем экономическая активность, больше чем просто способ делать деньги. Истории большинства визинарных компаний обнаруживали идеологию смысла своего существования, которая превосходила чисто экономические соображения. И – и это ключевой момент – они имели философию смысла своего существования в гораздо большей степени, чем компании из сравниваемой группы. Детальный парный анализ показал, что визинарные компании были в общем и целом значительно более мотивированны идеологически и меньше мотивированны просто получением прибыли, чем компании из сравниваемой группы в 17 из 18 случаях". Построенные навечно Порас и Коллинз

Следует ли удивляться, что в результате мотивации к счастью через понимание и контроль, люди достигают реального роста и реальной силы, которые обязательно ускользают от них при стремлении к силе ради силы? Здесь и берет свое начало эффект маховика, открытый командой Коллинза. Переходя в интеллектуальное пространство КТ, они открывают себе дорогу к развитию и росту, к накоплению знаний и возможностей доступа к энергиям космоса. На ФК они обречены на цикличное стагнирование в коротких равновесиях ДТПЭ, которое в конце концов обязательно приводит к окончательной гибели, так как рано или поздно ДТПЭ исчерпывает ресурсы КТ людей, на которых паразитирует. Но движение на КТ открывает громадные перспективы роста и эта закономерность вытекает из особого статуса, который несет КТ в силу обладания активным интеллектом.

Таким образом, вопрос, который Платон поднял и разрешил в "Государстве" более двух тысяч лет назад, вопрос о соотношении понятий справедливости, насилия и счастья, - только сейчас получает свое окончательное разрешение и в полном соответствии с предложенным Платоном решением: действительно, сила, которая не дает счастья – это беда, нет правды в насилии тиранов, которые подлостью и кровью добывают себе троны. И нет у них настоящей силы, КТ гарантирует не только счастье, но и силу доступа к энергиям космоса.

Потребности Интеллектуального Контроля обуславливают разделение труда и коллегиальное управление, сложение интеллектуальных усилий в выработке решений и контроле ситуации. Поэтому мотивация здорового человека всегда будет включать потребность в Союзах КТ, как в органе многократно усиленного ИК, повышающего способности каждого отдельного человека. Способность достигать устойчивого равновесия самостоятельно у здоровых людей позволяет им прекрасно себя чувствовать и наслаждаться чувством душевного комфорта, сегодня доступного только избранным. Но потребность в Союзах КТ тем не менее остается очень сильной, так как мотивация КТ неболезненная, не снятие дискомфорта, а стремление к удовольствию. И такие союзы позволяют получать огромное удовольствие от получения реального контроля над энергиями природы – как в самом процессе этого контроля, так и в пользовании благами природы. Такие Союзы КТ резко отличаются по своим качественным и структурным характеристикам от Союзов ДТПЭ. Их отличает тот же парадокс Фромма – полное единение в любви и познании друг друга, но при этом сохранение своей индивидуальности и самостоятельного критического мышления.


"Управленческие команды великих компаний состоят из людей, ожесточенно спорящих по поводу решения, но действующих единой командой при его осуществлении, невзирая на личные амбиции.На самом деле, один из основных факторов, позволяющий компаниям перейти от хорошего к великому, выглядит несколько парадоксаль­но. Вам нужны руководители, которые будут обсуждать и спорить, иногда ожесточенно спорить, в поисках наилучших решений, а с дру­гой стороны, претворяя решения, выступят единой командой, невзи­рая на расхождение мнений и собственные интересы. Одна из статей о Philip Morris так характеризовала эпоху Калмана. «Эти парни никогда друг с другом не соглашались, они спорили по каж­дому поводу, они готовы были убить друг друга, они вовлекали в спор всех, кого могли, и чье мнение ценили. Но когда приходило время при­нимать решение, оно всегда было наготове. Это и был Phillip Morris».55 «Неважно, сколько они там спорили, - говорит один из руководителей Philip Morris, - они всегда искали наилучший выход. И в итоге каждый поддерживал принятое решение. Все споры были только защитой инте­ресов компании, а не проявлением чьих-то личных амбиций" От хорошего к великому Коллинз

Потребность в сотрудничестве настолько важна, что Коллинз определяет дискуссионные советы как основной орган принятия решений великих компаний, настаивая на коллегиальной форме управления во всех визинарных компаниях.

"Алан Вуртзел начал превращение фактического банкрота в процве­тающую компанию с того, что очень своеобразно ответил на вопрос, куда должна идти компания. Он сказал: Я не знаю.В противоположность таким лидерам, как Рой Эш из Addressograph, Вуртзел не поддался соблазну прийти в компанию с «готовым ответом». Едва собрав команду, Вуртзел начал не с ответов, а с вопросов. «У Алана был настоящий талант, - сказал один из членов совета директоров. - У него была способность задавать великолепные вопросы. У нас были ин­тереснейшие дебаты на собраниях совета. Не как в шоу дрессированных собачек, где вы, посмотрев, идете обедать». Действительно, Вуртзел яв­ляется одним из немногих руководителей компаний, который задал боль­ше вопросов совету директоров, чем они ему. Он использовал тот же подход и к своей команде, постоянно про­бивая и проверяя идеи, подталкивая к решениям с помощью вопросов. На каждом шагу Вуртзел продолжал задавать вопросы до тех пор, пока у него не возникала ясная картина происходящего со всеми возможными последствиями. «Они называли меня прокурором, потому что я всегда что-то спрашивал, - сказал Вуртзел. - Знаете, как бульдог, я не отпущу, пока не пойму. Почему, почему, почему?» Как и Вуртзел, каждый из руководителей, возглавивших переход от хорошего к великому, использовал метод Сократа. Более того, они ис­пользовали вопросы с одной-единственной целью - понять. Они зада­вали вопросы не для того, чтобы манипулировать людьми («разве вы не согласны со мной?»), или как способ, чтобы свалить вину или закрыть кому-либо рот («почему у вас тут такой бардак?»). Когда мы спрашивали руководителей об их заседаниях в период преобразования компаний, они отвечали, что большую часть времени они «просто пытались понять" От хорошего к великому Коллинз


Потребность в общении со здоровыми людьми, но не со всеми людьми – это то, что отличает мотивацию людей с активным КТ. Союзы КТ – это прежде всего строгая избирательность членов союза, которые должны быть все без исключения носителями развитого ИК и активного КТ. Порас и Коллинз подчеркивают элитизм визинарных компаний, употребляя выражение "стерт как вирус" в отношении эгоцентриков и эксплуататоров, Маслоу настаивает на высокой избирательности общения самоактуализирующихся людей, Расселл подчеркивает, что счастье разумных людей возможно только в кругу общения с себе подобными.

"Все больше у нас возможностей подбирать себе компанию в соответствии с родственностью натур, а не только поверхностного сходства. Счастье возможно в обществе людей с общими взглядами и общими вкусами. Социальные взаимоотношения вполне могут развиваться в эту сторону, и мы можем надеяться, что это позволит избавить самобытных людей от одиночества в конечном итоге. Это вне всяких сомнений увеличит счастье в обществе, но и в тоже время снизит садистское удовольствие конвенциальных людей от власти над самобытными людьми. Мне не кажется, однако, что это тот тип удовольствия, утрату которого мы будем глубоко переживать". Борьба за счастье Расселл

Все это сильно отличается от неразборчивости контактов больных ДТПЭ людей. Поиск дозы абстрактной силы ведет к тому, что Бинг выразил в следующей формуле:

"Нет ли кого‑нибудь поблизости, кого вы могли бы взять под полный контроль? Какая‑нибудь мелюзга вроде парня, который работает за соседним станком, скажем. Или, может, ваш мастер участка, параноик и вечно озабоченный тип? Как насчет него? Неумолимо, подобно комбайну, убирающему пшеницу, двигайтесь по полю, пожирая как можно больше из того, что попадается вам на пути. Надо расти! Хватайте все, что ни попадя. Вперед! Без остановок!" Как поступил бы Макиавелли? Стенли Бинг

Также Гитлер и Грин советуют заигрывать с массами, так как получение власти над их психикой и есть цель любого макиавеллианца. Но не здоровых людей! Мотивация людей с активным КТ – поиск таких же здоровых людей как они сами или, как в случае со мной например, отдача всех душевных сил на то, чтобы остановить ДТПЭ в обществе и оздоровить всех людей. Над той же задачей работали и все гуманисты. Но пока она оставалась неразрешимой – их единственный способ выжить в том, чтобы ограничить круг общения здоровыми людьми, как бы редки они не были в популяции.

"Самоактуализирующиеся люди сами по себе принадлежат к элите человеческой расы и друзей себе выбирают среди себе подобных, однако избранность эта не имеет ничего общего с происхождением, расой, именем, семьей, возрастом, славой или властью; здесь имеет значение характер, способности, талант" Мотивация и личность Маслоу

" Визинарные компании, как мы выяснили, не значат мягкость и недисциплинированность. Как раз напротив. В связи с тем, что визинарные компании имеют большую ясность в представлении о том, кто они есть, чем они занимаются, и какие цели хотят достичь, для людей не разделяющих их идеологию и не соответствующих их обязательным требованиям эти компании остаются закрытыми.Во время одного из рабочих дебатов нашей исследовательской команды, наш ассистент заметил:"Присоединение к этим компаниям напоминает мне вступление в чрезвычайно сплоченные союзы людей. И если ты не разделяешь их идеологии, то лучше не присоединяться. Если ты чувствуешь желание действительно вовлечься и посвятить себя их философии, тогда тебе гарантированно полное удовлетворение и высокая продуктивность, так что ты не смог быть более счастливым. Если нет, то ничего хорошего ждать не приходиться – ты будешь барахтаться, чувствовать себя жалким и не на своем месте, и в конечном итоге уйдешь – тебя сотрут как вирус. Одно из двух: ты либо свой, либо чужой, и третьего не дано". Порас и Коллинз Построенные навечно

Помимо потребности в развитие своего ИК, в единении ИК с другими людьми в коллегиальном управлении, в знании и уважении друг друга, специфика мотивации КТ плотно связанна также с общим для всех людей объектом контроля в виде всего человечества. Избирательность общения не значит, что они не сочувствуют людям с активным ДТПЭ. Это видно со всей очевидностью из работ Расселла, Фромма, Роджерса, Хорни, Маслоу, Спинозы и других гуманистов, которые прикладывали отчаянные попытки, чтобы помочь людям избавится от ДТПЭ. Но до тех пор пока этот вопрос оказывался неразрешимым, им не оставалось ничего другого, как программа минимум по спасению от ДТПЭ – попытка уберечь хотя бы здоровых людей.

Общее Я в мотивации людей с активным КТ выражается в том, что они не могут чувствовать себя счастливыми, наблюдая страдания других людей. Пока мир болеет – это остается общей проблемой для всех здоровых людей. Там где макиавеллианцы промышляют среди недовольных и несчастных людей, так как по утверждению Грина их легче всего себе подчинить и их Самолюбие процветает от вида поверженных и страдающих под их гнетом Влюбленностей, люди со здоровым КТ глубоко ощущают боль человечества и прикладывают все усилия для того, чтобы сделать счастье общим достоянием человечества.

Поэтому мотивация здоровых людей имеет формулу – к себе через общество. Заботясь об обществе, они заботятся о себе единственно доступным для них способом, потому что проблемы общества в равной степени являются и их проблемами. Гениальность Фромма позволила ему разглядеть тонкую разницу между эгоизмом как компульсией ДТПЭ и любовью к себе, как ощущение общего КТ всего человечества, которое включает и свое собственное истинное Я (КТ). Только любовь к своему истинному Я всегда имеет путь к себе через общество, она не отличает свои интересы от интересов других людей и тем более не противопоставляет их ему.

«Если я в самом деле люблю одного человека, то я люблю всех людей, я люблю весь мир, я люблю жизнь. Если я могу сказать кому-то: «Я тебя люблю», то нужно чтобы я мог этим сказать: «В тебе я люблю всех; любя тебя, я люблю весь мир, в тебе я люблю и себя самого» Искусство любить Фромм

"Линда Найт, которая пришла работать в Fannie Мае в 1983, когда компания переживала самое тяжелое время, сказала нам: «Это была ком­пания, сделавшая владение собственным домом реальностью для тысяч американцев. Это гораздо больше, чем просто делать деньги, вот почему мы так самоотверженно пытались сохранить, защитить и укрепить ком­панию». Как подытожил другой руководитель Fannie Мае: «Я считаю, что мы - главный механизм в развитии социальной системы Америки. Когда я вижу, как постепенно исчезают неблагополучные районы, пото­му что люди приобретают собственное жилье, я работаю с новым заря­дом энергии" От хорошего к великому Коллинз

Как можно видеть из нашего анализа движение КТ имеет линейную форму развития и роста в противовес цикличному движению гомеостаза ДТПЭ. Развитие своих способностей, знаний, профессионализма, накопление опыта, углубление знаний друг о друге, упрочнее отношений в союзах КТ, создание прочных, долговечных, эффективных организаций, накапливание научных и технологический знаний, возрастающий доступ к энергиям природы и контроль окружающего мира в целом. Деятельность здоровых людей показывает рост во всех направлениях и даже при возможных спадах из-за несовершенства еще пока ИК в больном ДТПЭ обществе, движение здоровых людей никогда не носит характер цикличности, им всегда в конечном итоге удается встать на ноги и продолжить линию роста, если они не погибают конечно. И этот рост и развитие своего истинного Я, своего КТ, которое прочно связанно с КТ всего человечества Маслоу называл самоактуализацией, а Юнг самоосуществлением. Я не согласна с критикой этого понятия Франклом, который настаивает на том, что здоровье – это не рост истинного Я, а отказ от своего Я вообще, подобно тому, как это представлено в христианской философии. Прав Маслоу и Фромм, когда говорят, что противоречия между любовью к себе и любовью к другим снимается, когда речь идет об истинном Я, так как истинное Я есть в равной степени любовь к себе и любовь к другим людям, и нет ничего более гармоничного, чем совмещение этих любвей в сотрудничестве и понимание своего блага как производного от общего счастья.

 

  1. Формула Счастья

 

Условность полюсов между которыми движется КТ, гарантированная невозможность встречи формы законов и чувственного содержания энергий – дают КТ ощущение равновесия, которого нет больше нигде в природе. Природа движется от дисбаланса к балансу и только человек движется от любви к познанию. Движение животных болезненно, ими движет дискомфорт потребностей организма, движение здорового человека пропитано радостью жизни, им движет интерес, увлеченность, любовь к труду. В этом основное отличие мотивации человека – его способность быть активным из удовольствия, из избытка энергии, как говорит Фромм. Если понимать отсутствие болезненной мотивации как состояние равновесия, то равновесие можно приравнять к состоянию счастья.

"В любом случае, психологическая жизнь личности, во многих ее аспектах, проживается в одном ключе, когда личность зациклена на "ликвидации дефицита", и совершенно в другом, когда она руководствуется "метамотивацией", то есть сосредоточена на самоактуализации. Практически все известные в истории и современные теории мотивации едины в том, что рассматривают потребности, наклонности и мотивирующие состояния, как тревожные, раздражающие и, в принципе, нежелательные явления, от которых следует избавляться. Мотивированное поведение, целенаправленность, стремление довести начатое до конца – все это, таким образом, лишь способы ликвидации этих неприятных ощущений. Это отношение красноречиво выражают такие широко используемые определения мотивации, как удовлетворение потребностей, снятие напряжения, ослабление внутреннего импульса и преодоление состояния тревоги. Как бы то ни было, когда мы изучаем людей, у которых преобладает мотивация развития личности, концепция "стремления к покою" становится совершенно бесполезной. У таких людей удовлетворение потребности усиливает, а не ослабляет мотивацию, обостряет, а не притупляет удовольствие. Их аппетиты разгораются. Такие люди поднимаются над самими собой и вместо того, чтобы хотеть все меньше и меньше, хотят все больше и больше знаний, например. Человек, вместо того, чтобы обрести покой, становится более активным. Утоление жажды развития разжигает, а не ослабляет ее. Развитие, само по себе, является восхитительным и приносящим удовлетворение процессом. В качестве примера можно указать на удовлетворение желания быть хорошим врачом: приобретение желанных навыков, типа игры на скрипке или резьбы по дереву; развитие умения разбираться в людях, или во вселенной, или в самом себе; применение творческого подхода в любой избранной профессии: наконец, самое главное – просто удовлетворение желания быть хорошим человеческим существом". Маслоу

Однако природное равновесие КТ нарушают напряжения ДТПЭ. Гомеостаз ДТПЭ как движение от дисбаланса к балансу обуславливает ту самую болезненную мотивацию поведения, которой нет у КТ. ДТПЭ движет человеком через боль, через страх, через тревогу. Страх быть униженным, опозоренным, страх лишиться своего положения обуславливают потребность каждый раз снова и снова доказывать себе свою "силу" – так движется ДТПЭ от страха к силе ради силы.

Боль, которую ощущает человек от напряжений ДТПЭ - настоящая. Эта боль стонущего под ДТПЭ Контрольного Тока, нашего истинного Я. Но меры, которые люди принимают, чтобы избавиться от этой боли только усиливают порочные круги ДТПЭ. Вместо того, чтобы остановить ДТПЭ и восстановить стабильное равновесие КТ, люди стремятся достичь равновесия на ДТПЭ, еще сильнее активируя его через защиту Эго. Равновесия ДТПЭ крайне быстротечны, так что даже когда удается их достичь, они в конечном итоге гарантированно ведут к новой боли на еще более остром витке.

"Тот кто знает рок-песню "Пристрастившийся к любви" (Addicted to love), не удивятся узнав, что любовь-страсть по своему воздействию на человека аналогична привыканию к кофе, алкоголю и другим наркотикам. Поначалу наркотик возбуждает, порой даже очень сильно. При частом употреблении нарастают противоположные эмоции и вырабатывается привыкание. Количества, которое когда-то вызывало сильное возбуждение более недостаточно. Однако, если вы даже прекратите принимать его, это вовсе не значит что вы вернетесь в свое исходное состояние, в котором находились до того как впервые попробовали наркотик. Более вероятно, что у вас появятся все признаки "ломки" – недомогание, депрессия и тп. То же самое нередко происходит и в любви. Страсть не может длиться вечно. Сначала утратившие свой пыл отношения воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, а затем и вовсе прекращаются". Социальная психология Майерс

"при некоторой удаче честолюбцам действительно удается достичь славы, почестей, влиятельности. Но, с другой стороны, добившись на самом деле больших денег, знаков отличия, власти, они, вместе с тем, приходят к ощущению полной тщетности своей погони. Они не достигают мира в душе, внутреннего спокойствия, довольства жизнью. Внутреннее напряжение, ради ослабления которого они и гнались за призраком славы, не ослабевает ни на йоту. И поскольку это не несчастный случай, а неизбежный результат, мы будем правы, заключив, что нереалистичность всей этой погони за успехом – ее неотъемлемое свойство". Хорни

Вместо того, чтобы искать стабильного равновесия на ДТПЭ, необходимо его остановить и вернуть равновесие КТ. Неспособность ДТПЭ обеспечить длительные равновесные состояния получило название "ненасыщаемости" потребностей.

Фромм и Маслоу провели принципиальное разграничение между потребностями в зависимости от того, была ли потребность основана на боли и дискомфорте и побуждала к активности как к поиску средств, чтобы избавиться от этой боли, как например, чувство неполноценности, ведущее к поискам успеха для снятия боли униженности, или же она была основана на удовольствии, и побуждала к активности, как к поиску путей увеличить это удовольствие, как например удовольствие познания, ведущее к занятиям наукой.

Оба автора пришли к выводу, что дефицитарные потребности (то есть потребности основанные на дискомфорте и боли) невозможно удовлетворить в принципе, разве что на короткий миг, так что они оставляют человека фрустрированным и несчастным всегда. В тоже время, потребности роста (то есть потребности, основанные на удовольствии) самим своим процессом дарует состояние счастья, хотя и ненасыщаемы в смысле окончания активности.

"Удовлетворение от ликвидации дефицита, как правило, бывает эпизодическим и скоротечным. Наиболее часто встречается следующая схема: в начале имеет место побуждающее, мотивирующее состояние, которое дает толчок мотивированному поведению, задача которого заключается в достижении желаемого состояния, которое, при постепенном и постоянном росте возбуждения и желания, в конце концов, достигает пика в момент успеха и свершения. С этой вершины кривая желания, возбуждения и удовольствия резко опускается на равнину покоя, расслабленности и отсутствия мотивации. Эта схема, хотя и не является универсальной, явно не соответствует мотивации развития личности, для которого характерно отсутствие высшей точки или момента завершения, "оргазма", конечного состояния: здесь нет даже цели, если понимать ее как итог. Напротив, "развитие" это постоянное, более или менее непрерывное, движение вперед или вверх. Чем больше индивид получает, тем большего ему хочется, поэтому желание такого рода бесконечно и никогда не может быть удовлетворено". Маслоу

 

Выводы, к которым приходят авторы сводятся к четкому различению двух качественно различных источников мотивации: дефицитарных потребностей (Маслоу) или "иррациональных потребностей" (Фромм), которые, основаны на стремлении к покою и снятию напряжения, и потребностей роста (Маслоу) или плодотворных потребностей (Фромм), основанных на стремлении к удовольствию и развитию. Первые – источник не снимаемой и ненасыщаемой боли, иррациональности, и очень низких энергетических ресурсов, вторые - источник удовольствия и счастья, осмысленности, а также очень высокий энергетических ресурсов.

 

"Счастье -- не какой-то божий дар, а достижение, какого человек добивается своей внутренней плодотворностью. Счастье и радость -- не в удовлетворении потребности, возникающей в результате физиологического или психологического дефицита; они являются не освобождением от напряжения, а спутниками всякой плодотворной активности -- в мысли, чувстве, поступке. Радость и счастье -- это не различные по качеству состояния; они различаются только в том смысле, что радость соответствует единичному акту, а счастье -это, можно сказать, непрерывное и полное переживание радости; мы можем говорить о "радостях" -- во множественном числе, а о "счастье" -- лишь в единственном. Мы убедились, что удовольствия, получаемые от удовлетворения …невротических желаний, являются результатом устранения болезненного напряжения. Но …удовольствия второго типа в лучшем случае приносят временное избавление от потребности и свидетельствуют о патологическом нарушении и глубинной несчастности. Я предлагаю удовольствие, получаемое от исполнения иррациональных желаний, называть "иррациональным удовольствием" Фромм.

 

Фромм смело говорит о том, что иррациональные потребности – это воображаемые, нереальные потребности, чем очень проницательно касается проблемы фиктивных целей ДТПЭ, использующей их для активности своего тока. Маслоу делает акцент на обесценивании процесса жизни при удовлетворении дефицитарных потребностей, в ожидании коротких эпизодов триумфа. "Это все равно что жить не ради самой жизни, а ради того, чтобы попасть в рай", - поясняет он свою мысль, чем также косвенно намекает на нереальность иррациональных потребностей.

 







Date: 2015-09-17; view: 316; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию