Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интеграция Маски и Тени: символическая смерть Героя






ОМ А ХУМ
Результатом архетипической битвы с Тенью становится интеграция – преодоление фрагментарности сознания и воссоздание целостности тела-ума, которое дает Герою возможность познать себя и Реальность на более глубоком и фундаментальном уровне. То, что прежде казалось разделенным, теперь обнаруживает свое единство. То, что прежде казалось непримиримым, обнаруживает свое глубинное родство. Во многих мифах Герой в конце пути сражается с чудовищем, охраняющем некое сокровище. Этим сокровищем становится для Героя осознание целостности себя, в каких бы мифологических

атрибуАтах это ос:ознание ни вАыражалос:ь. А:

Поскольку результатом битвы с Тенью является интеграция, то и

последним маневром Героя, обеспечивающим ему победу, становится не вражда с Тенью, объединение с ней, как правило, сопряженное с символической смертью и последующим возрождением Героя в новом качестве.

 

ОМ А ХУМ
Это понимает Фродо: он чувствует судьбоносные узы, связывающие его с его Тень – Голумом. Фродо намеренно приближает Голума к себе вызывая недоумение сво го компаньона Сэма. Сэм не видит того, что уже чувствует Фродо

А: А: А:
– что Голум и он разделяют одну судьбу, несут одно проклятие, освобождение от этого проклятия – это дело только их двоих. Вот почему в последних эпизодах фильма они остаются один на один – Герой и его Тень, Фродо и Голум. В своей последней битве Фродо соединяет свою судьбу с судьбой своей Тени, доверяя Голуму свою жизнь, позволяя ему вести себя по дороге смерти, – ибо таково веление всеобщего Пути. На этом пути Фродо окончательно принимает свою Тень и погибает – усыпленный гигантской паучихой и превращенный в мумию, но для того лишь, чтобы воскреснуть из мертвых − обновленным и свободным от власти Кольца.

 

ОМ А ХУМ
А: А: А:
Необходимость такого маневра очень зримо выражена в «Матрице», где герой Нео, чтобы совершить свое предназначение и стать избранным, должен прежде погибнуть. Но пули агентов Матрицы не убивают Нео, они убивают его старую рассудочную идентичность – Томаса Андерсена, трусоватого программиста, типичное дитя технологического века, балующегося запретными игрушками по ночам и скромно сносящего оплеухи начальника на работе. Томас Андерсен умирает, и вместо него рождается Избранный − тот, кто постиг секрет Матрицы. Вместо того чтобы умереть, Нео прозревает – он становится видящим: теперь он видит не мир отдельных предметов и существ, изолированных друг от друга, – все они теперь предстают для него в виде движения кодовых цепочек. Нео видит энергоинформационную основу Мира, он постигает живую Тайну Единства, и апофеозом этого постижения становится его слияние со своим врагом, со своей Тенью – агентом Смитом. Но, сливаясь с Тенью, Нео не превращается в Тень, наоборот – Тень превращается в Нео.

 

В фильме «Звездные войны» мы встречаем практически полный перечень всех символов трансформации, которые отсылают нас к практикам инициации, распространенным в древних доиндустриальных культурах. Недаром Джордж


ОМ А ХУМ
А: А: А:
Лукас признавался в одном из интервью, что сюжетная основа фильма выстроена на прочном философском и мифологическом фундаменте. «Архетипы, присутствующие в Звездных войнах», существуют уже много тысяч лет и по большей части относятся еще к дохристианской эпохе, говорит он. − Я прочитал огромное количество книг по мифологии – как самих мифов, так и самых разных теорий, описывающих и объясняющих их; одной из этих книг была «Тысячеликий герой» Джозефа Кэмпбелла... Я взял на себя дерзость рассмотреть основные мировые религии и различные древние культы и выяснить, что у них общего».

ОМ А ХУМ
Один из наиболее символически нагруженных эпизодов фильма – встреча Люка с Дартом Вейдером в Городе на Облаках. В этой ключевой сцене Люк последовательно проходит через ряд инициационных событий. Дарт Вейдер открывает ему, что он его отец, – так Люк расстается с последними мифами детства. Затем Люк делает шаг в пропасть, означающий разотождествление Героя с инфантильным эго и его самораскрытие силе своей судьбы, и попадает в узкую трубу – символ родового канала, через которую стремительно движется навстречу своей смерти… или рождению… Труба выталкивает его Бездну, над которой парит Город. Люк цепляется за антенну и повисает над Пропастью вниз – в той же самой позе, какой исел на Мировом Древе Иггдрасиль во время свое инициации скандинавский культурный герой Один.

 

А: А: А:
Путь испытаний подводит Героя к символической смерти, проходя через которую Герой рождается в новом качестве. Объединение Маски и Тени завершает я, как только самость человека совершает полный круг интеграции, спускаясь вниз, к дорациональным, телесным уровням бытия и возвращаясь назад на уровень ума (спуск в Нижний Мир, в Преисподнюю, в Царство Мертвых и возвращение наверх – целительная петля самопревосхождения).

ОМ А ХУМ
Во время этого путешествия самость преодолевает исключительную отождествленность со своими рассудочными Масками, соприкасаясь с более глубокими уровнями своего бытия. Одновременно с этим самость переходит на теневую половину сознания и вступает в контакт со скрытыми автономными центрами самотождественности, которые фокусируются вокруг отчужденных, отвергнутых и недореализованных желаний потребностей и фантазий встреча с Я - фантомами, битва с Тенью). Стены запретов и табу, выстроенные рассудком

А: А: А:
внутри ума, рушатся, Маска и Тень интегрируются, что означает переход самости от зауженных, ограниченных и искаженных представлений о себе (идеализации, социальные Маски) к целостным представлениям зрелого эго, которые включают в себя не только внешнюю, прявленную, социально приемлемую сторону сознания, но и весь спектр внутренних субъектов сознания (субличностей), воплощающих различные глубинные тенденции тела и ума.

Зрелое эго становится основой дальнейшей интеграции телесных уровней сознания с уровнями ума. Отныне тело и ум становятся единым целым – целостность тела полностью включается в целостность ума, и одновременно с этим самость трансцендирует и тело, и ум. «Кто Я? – спрашивает самость. – Я есть и тело, и ум» – и, формулируя так свое бытие, самость делает еще один шаг вперед, в


ОМ А ХУМ
тот же миг переставая быть только телом и умом, в своей удивительной эволюции задом наперед.

Границы отчуждения как внутри ума, так и между умом и тело становятся зонами живого контакта, самость начинает одинаково хорошо осознавать и уровни тела, и уровни ума, переходя на новый уровень восприятия и осознания – уровень целостного тела-ума или уровень Кентавра-мага.

 

 

Ц А елостнос: ть тела-ум А а: Кентав: р-маг А:

Уровень Героя/Героини – это промежуточный уровень, предшествующий

ОМ А ХУМ
стадии окончательной интеграции тела-ума на уровне Кентавра. Две взаимосвязанные задачи, которые осознает Герой/Героиня, – разотождествление со своими Масками и битва со своей Тенью. Когда эти задачи оказываются в большей или меньшей степени решены, освобожденная от ограниченных представлений эго- ума и телесных блоков, самость человека пробивает скорлупу рассудка

прорываясь на новый бытия, новой самотождественности и новому мировосприятию.

А: А: А:
ОМ А ХУМ
Этот уровень Уилбер называет уровнем Кентавра, намекая тем самым на то, что человеческий ум и животное тело пребывают на этом уровне в совершенном состоянии естественного единства. Ум больше не жестокий диктатор-всадник, а тело – не измученная лошадь. Ум и тело – одно целостное существо – Кентавр, человек- (рис. 12). Я добавляю к этому – маг. Тем самым я подразумеваю, что на этом уровне начинают раскрываться способности совершенно естественные для Кентавра, но кажущиеся сверхъестественными, «магическими» для людей, находящихся на уровне рассудка. Речь идет в первую очередь о воле и напрямую связанными с волей способностями намеревать и видеть. Конечно на уровне Кентавра эти способности только начинают прявляться – обрести свою истинную силу им предстоит только высших – психическом и тонком уровнях развития.

 
Однако на уровне Кентавра эти способности уже достаточно хорошо заметн.

 

А: А
: А:

 

Рис. 12. Кентавр.

 

 

Вот как описывает эту трансформацию Героя-воина в Кентавра-мага Дон Хуан: «По мере того как воин продолжает совершать невозможные поступки или


ОМ А ХУМ
по мере того как невероятные вещи продолжают случаться с ним, он начинает осознавать, что проявляется какого-то рода сила. Сила, которая исходит из его тела, в то время как он продвигается по пути знания. Сначала она подобна зуду на

животе или теплому месту, который нельзя успокоить; затем это становится болью, большим неудобством. Когда боль исчезает, воин замечает, что него появилось странное чувство относительно вещей. Он замечает, что может трогать все, что хочет, тем чувством, которое исходит из его тела… Это чувство и есть воля, и

когда он способен хватать им, то можно справедливо сказать, что воин – маг и что


он достАиг своей ц:ели» (14).


А: А:


Психологи называют волю Кентавра-мага спонтанной волей, отличая ее от

ОМ А ХУМ
обусловленной воли рассудка. Спонтанная воля состоит «переживании самости в ее тотальности то есть в относительно спонтанном движении в определенном направлении. При волеизъявлении такого рода тело движется как целое, а опыт характеризуется раскрепощенностью и открытостью воображения» (51). Уилбер специально подчеркивает четыре характеристики бытия Кентавра: открытость, творческое воображение, тотальная (не разграниченная внутри себя) самость ее бытие как движение целого

А: А: А:
Спонтанность действий Кент вра-мага означает то, что причины его поступков не обусловлены внешними авторитетами или жесткими установками контролирующего рассудка. Истоки его действий берут начало в тотальном переживании единого потока бытия или в «тотальном непрекращающемся

психофизиологическом потоке» (51). Это очень сильно отличается от рассудочной воли, в которую входят какие-то навязчивые элементы, какая-то обязанность принимать решение, диктуемое высшей инстанцией рассудочного контроля, вопреки внутреннему чувств и интуиции.

 

ОМ А ХУМ
Спонтанная воля исходит от тотального тела-ума, тогда как рассудочная воля – от напряженного и целеустремленного рассудочного эго.

А: А: А:
На уровне мага человек воспринимает целостность своего тела- ума как первичное тотальное бытие, вот почему он обретает способность принимать полную ответственность за все свое быт е-в-Мире. высокоразвитого человека-кентавра нет отчужденности от настоящего, у него нет никаких скрытых или спрятанных сторон сознания, избегающих обнаружения и уворачивающихся от существования-в-настоящем. Фокус самотождественности человека сдвигается с фиксации на каких-либо отдельных частях (эго-ум, Маска, Тень, тело), расширяясь на всю ц лостность тела-ума и обретая потенциальные способности, доступные только тотальному бытию Кентавра мага. Сам являясь целостностью, такой человек-кентавр начинает двигаться навстречу еще большей целостности Реальности, и это как раз то, что психологи называют спонтанной волей, или интенциональностью, а Дон Хуан/Кастанеда − намерением.

Способность намеревать, связанная со спонтанным волеизъявлением или интенциональностью, − это первая из двух наиболее ярких «магических» способностей Кентавра. Вторая – это способность видеть, связанная с творческим


ОМ А ХУМ
воображением – познавательным аспектом интенциональности. Рассмотрим обе эти способности более подробно.

ОМ А ХУМ
А: А: А:
Прежде всего, стоит уточнить значение термина «интенциональность Согласно Ролло Мэю, интенциональность – «это не отождествленность с интенциями (намер ниями), а измерение, лежащее в их основании… то измерение, которое пронизывает и включает в себя как сознание, так и бессознательное, как познание, так и волеизъявление». То есть интенциональность – это та же основа, из которой исходит любое побуждение, влечение, желание, эмоция, познание, это океан бессознательного, на поверхности которого плещут волны сознания. В этой формулировке интенциональность очень близка тому как описывается сила Намерения в книгах Кастанед: как основополагающая сила вселенной, всепроникающая сила, которая порождает наше восприятие, поток бытия, который изменяет вещи или сохраняет их такими, как они есть. Интенциональность, Намерение, Сила – все эти слова обозначают одно – силовую Ось Мира, центральный энергетический канал, связывающий воедино все: прошлое и

будущее внутреннее и внешнее, бессо нательное и сверхсознательное, Плерому и Дух, основу и вершину.

А: А: А:
На уровне Кентавра мага человек впервые входит в созн ельный контакт с этой Силой, которая движет Великий Поток Бытия. Связующее звено с Намерением или связующее звено с Духом, очищением которого занимался Герой- воин во время своих битв с Маской и Тенью, на уровне Кентавра-мага полностью актуализовано. Человек пребывает в непрерывном контакте с восходяще- нисходящим Потоком Бытия, чутко внимая малейшим изменениям его многочисленных вибрирующих течений (эманаций, силовых линий, энергоинформационных потоков, энергетических волокон и т. д.). Спонтанность его решений и действий проистекает из этого непрерывного живого контакта с Потоком Бытия, из этой актуализованной связи с Духом.

ОМ А ХУМ
А: А: А:
Собственно говоря, это и означает намеревать. Намеревать – означает быть способным чутко следовать «всеобщему ходу вещей». Намеревать – означает быть открытым Потоку Силы и его требованию. Однако это не означает отсутствие у Кентавра-мага собственных устремлений планов и целей. Скорее, верно другое – находящийся Пот ке Силы Кентавр и все свои устремления рассматривает как части этого всеобщего Потока и таким образом пребывает в естественном гармоничном равновесии с его течением. Все, что он ни задумает, исполняется, но не потому, что он имеет власть над Намерением и может каким-либо образом управлять им, манипулировать им изменять его течение, а потому что все его планы удачно вписываются во «всеобщий ход вещей». В этом его преимущество, которое кажет я «сверхъестественным» рассудочным людям, лишенным живого контакта с Силой Потока. Люди-маски, оторванные от фундаментальной Реальности, не могут понять истинной сути такой взаимосвязи, поскольку не знают ничего, кроме диктатуры или подчинения и манипуляционных игр, в которые они играют внутри своих изолированных мирков.

Другой «сверхъестественной» способностью Кентавра-мага является его способность видеть невидимое, видеть суть вещей или суть происходящего.

Способность видеть также проистекает из связи Кентавра-мага с Потоком Силы.


ОМ А ХУМ
Если способность намеревать − это поведенческая составляющая этой связи, то способность видеть – это ее познавательная составляющая.

Когда фокус отождествления самости переходит уровень Кентавра здесь, так же как и на всех предыдущих уровнях, начинают развертываться присущие этому уровню структуры восприятия, которые надстраиваются на уже существующие структуры нижних уровней и трансформируют их.

А: А: А:
Основной познавательной способностью рассудка является соображение, т. е. способность сопоставлять поступающую от Мира информацию с уже

имеющимися в памяти образцами опыта. Со-ображать означает со-поставлять образы. Аппарат рассудочных интерпретаций, «редактор реальности» – это великий конструктор, Архитектор Матрицы; он не создает и не может создать ничего нового, единственное его назначение – тасовать колоду уже существующих образов, выдавая на выходе их различные комбинации.

Функция новой пострациональной структуры восприятия уровня Кентавра

ОМ А ХУМ
– творческое воображение.

 

Воображение, по существу, означает способность представлять нечто новое, делать невидимое видимым, явным.

Это значение заложено в самой морфемике слова. Во-ображать

А: А: А:
превращать в образ, т. е. творить зримый образ. Творческое воображение Кентавра

– это способность создавать новые образы на основе воспринимаемой из Мира информации что и означает видеть невидимое, делать тайное явным. В этом разница между пострациональным воображением Кентавра и рассудочным соображением Маски.

ОМ А ХУМ
А: А: А:
Творческое, пострациональное воображение Кентавра и есть основа его способности видеть невидимое, видеть суть вещей. Образы Мира, которые рождаются пострациональными структурами восприятия Кентавра-мага, отличает их интегральный характер поскольку они рождаются как синтез известного и неизвестного, сознательного и бессознательного. Интегральный характер пострациоанльного видения подчеркивал еще Юнг, когда говорил, что рождающийся в результате такого восприятия образ в равной мере является выражением как бессознательной так и сознательной ситуации текущего момента. Поэтому интерпретация его значения не может проистекать ни исключительно из бессознательного, ни из сознания, но лишь из их взаимного отношения.

Термин видение взят из книг Кастанеды. Уилбер дает другие термины для этой пострациональной способности восприятия – «высшая фантазия», «образное видение «визионерская логика».

Следует добавить, что видение не связано напрямую с глазами, на что неоднократно обращает наше внимание Дон Хуан. Видение – это способность непосредственно воспринимать энергию всей целостностью тела-ума, что еще раз подчеркивает его интегральный характер.

Живя в непосредственном контакте с Намерением или Духом, Кентавр-маг не только следует движению Великого Потока Силы (намеревает его), но и видит его. Для человека, находящегося на рассудочном уровне развития осознания, нет


ОМ А ХУМ
никакого способа понять суть намеревания и видения, свойственных Кентавру- магу. Вот почему в мире рассудка бытует множество крайне недостоверных мифов на эту тему, один причудливее другого вплоть до того, видение – это какой-то особый дар или тайное искусство, или что настоящими видящими могут быть только избранные, или что для развития видения нужно практиковать какую-то особую практику, или что, научившись видеть, человек обязательно должен видеть что-нибудь эдакое – какое-нибудь светящееся яйцо или линии мира.

А: А: А:
Однако на деле все гораздо проще и естественнее: видение – это новый способ восприятия Мира, свойственный уровню Кент вра-мага. Этот способ восприятия доступен любому человеку, развившемуся до поствербального уровня

и успешно реализовавшему целостность тела-ума. Как только самость закрепляется на уровне Кентавра-мага и отождествляется с его базовыми структурами – человек начинает намеревать и видеть, что означает жить в непосредственном живом контакте-диалоге с Великим Потоком Бытия.

ОМ А ХУМ
А: А: А:
Для каждого уровня развития характерна своя базовая структура и способ восприятия: для уроборического уровня это ощущение; для – эмоции для ранневербального ума (Нарцисс/Нимфа) – понятия; для конкретно операционального ума (Хоббит-маск) – правила и роли; для формально- операционального ума (Царь-в-голове) – убеждения и представления; на уровне целостного концептуального ума (Герой/Героиня) к этому добавляются еще и концепции, а на уровне пострациональной целостности тела-ума (Кентавр-маг) – творческое воображение, высшая фантазия, интуиция, образное видение, визионерская логика или просто видение.

Если Маска была порождением мифов, безвольной марионеткой, не имеющей возможности что-либо изменить в своем взгляде на мир, а Царь-в-голове

ОМ А ХУМ
А: А: А:
– управителем мифов (всеми, кроме своего собственного), кукловодом- мистификатором, ловко манипулирующим мифами для реализации собственных амбиций (в первую очередь власти), то Кентавр-маг – становится если не творцом, то уж точно со-творцом мифов: его позиция характеризуется множественностью точек зрения, а значит, Кентавр хорошо видит условность каждой из них – это плюралистическая позиция над-умом и над-языком; стадии Кентавра-мага человек впе видит проблески той непостижимой Реальности, что порождает все мифы, существующие о Ней на уровне ума; с высоты, на которой он находится, ему хорошо заметен весь процесс преобразования чистого энергосигнала в поток интерпретаций, и он видит, как редуцируется и искажается этот сигнал в процессе обработки со своей позиции Кентавр-маг видит, как Реальность превращается в мифы, и, более того, сам начинает принимать активное участие как в их создании, так и в развенчивании.

Другими словами, стадия Кентавра – это первая стадия, на которой становится совершенно ясно: все, что кажется реально существующим на уровне вербального ума, на самом деле есть не более чем условность – лишь способ говорить о Реальности, но не более того.


Date: 2015-09-05; view: 394; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию