Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Октава внешней дуги
На рис. 14, изображающем диалектическую спираль развития, уровни Плеромы, Кентавра-мага и недвойственного Духа располагаются на одной и той же Оси – на центральной Оси Целостности. Каждый из этих уровней возникает как своего рода более высокая октава точки изначального единства. Это своего рода три ноты «до» на вертикальной Оси трансформации Единого.
Плерома – это «до» недифференцированного единства, тотального не- Я. Это Ничто, это Вечный Хаос, здесь нет ни Я, ни Мира. На этом уровне силы созидания и разрушения, самоосознания и самозабвения, Жизни и Смерти, взаимоуничтожаются, не ус евая возникнуть, и таким образом уравновешивают друг друга. Современная физика исследует внешний аспект этого уровня как физический вакуум, из которого возникает материя и антиматерия. Этот вакуум, являющийся основой материальной вселенной, как говорят физики, по сути представляет собой своеобразный кипящий бульон элементарных частиц и античастиц, беспрерывно возникающих и тут же аннигилирующих при взаимодействии друг с другом. Это равновесие Небытия. Учителя традиций внутреннего познания говорят об этом уровне как о Пустоте изначальной потенциальности. Дон Хуан/Кастанеда называл это темным морем осознания. Это Пустота, кипящая безграничными творческими потенциями Единого, чьи взаимопротивоположные устремления мгновенно возникают и нейтрализуют друг друга, исчезая в изначальной слиянности и неразличимости всего и вся, чтобы тут же возникнуть вновь. Это Тьма Бессоз ательного, кишащая всевозможными импульсами и влечениями, беспробудный Сон Бога – не живого и не.
Путь, начинающийся из этой Тьмы, – это Путь различения: Я и не- Я, Жизнь и Смерть. Внешняя дуга этого Пути (дуга личностных уровней развития) – это спираль усиления дифференциации. Здесь возникают миры отдельных множественных Я, борющихся за свое выживание. Постепенно, уровень за уровнем, волна за волной, отдельное эго превозмогает инерцию Бессознательного, формируя и упорядочивая поле своего восприятия. Я наконец-то вырывается из самозабвенной пучины плеромного Хаоса и осознает факт своего существования – Я есть. Это самоосознание происходит в точке Нарцисса/Нимфы. Именно здесь отдельное эго наиболее явственно провозглашает факт своей отдельности и уникальности и в тот же миг начинает страдать от тотальной заброшенности и одиночества, со всех сторон окруженное бесприютным и враждебным миром других. ада самозабвенной слиянности с Миром и тотального неразличения себя и не-себя эго попадает в ад отчужденности от Мира и тотальной противопоставленности Я всему остальному.
И по сравнению с механистическим и бездушным кошмаром этого нового ада полнейшей разграниченности и полнейшего одиночества прежний ад неразличения начинает казаться настоящим раем. Из этой позиции восприятия берет свое начало нарциссическая философия тотальной заброшенности и одиночества бессмысленности абсурда, которую ранний Сартр столь удачно выразил своей «Тошноте». Его формула тотальной отчужденности нарциссического эго уложилась всего в три слова: Другие – это ад». Из этой же позиции восприятия берет свое начало философия романтического возвращения в рай неразличения и слиянности. Или, скорее, бегства… Бегства прочь из тюрьмы одиночества – назад, к спасительному истоку, в прошлое, в детство, в бессознательность, в плеромный Хаос, который может показаться кому-то Раем, но на деле есть лишь самый нижний круг Ада.
Тем, кому становится очевидна гибельность возвращения назад, ничего не остается, как продолжать движение вперед. И это движение, как ни странно, тоже
оборачивается возвращением, но возвращением не регрессивным, а
прогрессивным: пройдя наиболее удаленную от центральной Оси точку восприятия (точку тотальной фрагментации), самость начинает вновь приближ ться к Оси Целостности. Отказываясь от саморазрушительной практики эгоцентризма, самость ищет страт гию более адекв тного взаимодействия с другими, и этой стратегией оказывается социоцентризм, или этноцентризм – стратегия ролевого взаимодействия, обусловленная принятыми в обществе правилами игры.
Самовлюбленный Нарцисс превращается в жизнелюбивого Хоббита. Целостность отдельного эго сохраняется, но при этом включается к часть в более широкую целостность социальной группы. Это включение осуществляется путем нахождения приемлемого баланса личностных прав и общественных обязанностей, которые принимает на себя самость-Хоббит, начиная играть в своем социуме определенные роли, предписанные ему социальными правилами. У эго сохраняются определенные права, но появляются и определенные обязанности.
Отождествляясь с ролью, Я находит новый способ выживания в среде и
упорядОочивания окМружающего МирАа.
ХУМ
Затем наступает емя героического кризиса и выхода за пределы роле ой
самотождественности – человек начи ет осознавать себя как целостное эго, объединяющее и превосходящее различные уровни ума – досоциальные (Нарцисс/Нимфа) и социальные (Хоббит-маска). А следующий этап развития, когда в зрелое личностное эго интегрируются доличностные уровни Тифона и
Уробороса, приводит человека к осознанию целостности себя на всей внешней дуге и обретению нового единства с Миром, которое выражается теперь в философии мироцентризма. Так возникает самотождественность Кентавра-мага.
Возникая на центральной Оси как более совершенная реализация (более высокая октава) изначального единства Я и Мира, точка восприятия Кентавра-мага, с одной стороны, воспроизводит изначальное «звучание» плеромного «до», а с другой − качественно трансформирует его. Если на уровне Плеромы это единство присутствует как примитивное, недифференцированное, ессознательное единство тотального не- Я то пройдя через всю внешнюю дугу трансформации, на уровне Кентавра-мага оно превращается в совершенную, гар оничную, упорядоченную, динамически аимосвязанную и одухотворенную стему двух тотальных целостностей Я -Мир.
Целостность Я-Мир – это тотальная целостность Я как тела-ума, гармонично включенная как часть в тотальную целостность Мира как био- и ноосферы.
В этом и заключается мироцентризм позиции восприятия Кентавра-мага.
Самотождественность Кентавра отличается от предыдущих уровней внешней дуги своей стабильностью и уравновешенностью, и это неудивительно, ведь его позиция восприятия располагается непосредственно на центральной Оси. Отсюда Кентавру остается сделать лишь маленький шаг, чтобы перейти на внутреннюю дугу развития (дугу надличностных, или трансперсональных,
уровней), но этот шаг дается ему с огромным трудом. Стабильность и упорядоченность восприятия Кентавра, будучи его несомненным завоеванием и вершиной внешней дуги, оборачивается проклятием при попытке продолжить дальнейшее движение по внутренней стороне.
Препятствие с которым сталкивается Кентавр-маг на своем Пути, Дон Хуан называл ясностью. Ясность, как говорит нам харизматичный Нагваль со страниц книг Кастанеды, − это второй враг на Пути человека к Знанию. Первый враг – это страх. С ним человек встречается во время героического кризиса, когда зов трансформации ведет его с поверхности сознания глубину самого себя – навстречу собственным демонам, навстречу собственной Тени Когда же страх глубины преодолен и человек объединяется со своей Тенью, к нему приходит ясность Ясность понимания, ясность восприятия, ность осознания.
Эта ясность приходит как следствие неискаженного взгляда на себя и на Мир. Восприятие освобождается от ложных интерпретаций Маски, человек наконец видит свою глубину и глубину Мира, и эта ясность и глубина осознания пленяют его своей строгой точностью чистотой. Взамен убогих и ограниченных рассудочных мифов человек-кентавр бретает мифы о целостности самого себя и Мира, и эти мифы говорят ему, что он уже достиг всего, чего только может достигнуть человек на земле. Эти мифы говорят, что человек-кентавр на голову выше своих менее развитых собратьев, ибо он способен видеть и намеревать. Эти мифы говорят, что таких удивительных способностей человек-кентавр добился дорогой ценой – ценой отречения от своего эго, ценой непрестанных усилий, ценой набивания болезненных шишек ценой трудного пути ошибок и поражений. Эти мифы говорят, что новообретенная трезвость, уравновешенность и ни с чем не сравнимая ясность – это достойная награда за долгожданную победу в череде многолетних битв.
И эти мифы, как и любые другие, рано или поздно становятся ловушкой, усыпляющей внимание Путника и погружающей его сознание в болото ложной самоуспокоенности и самоудовлетворенности. И эти мифы, как и любые другие, рано или поздно должны быть превзойдены и отброшены, чтобы двигаться дальше вперед и вверх навстречу Неизъяснимом.
Завершение внешней дуги: повторное рождение
Психодуховный кризис (кризис перехода на внутреннюю дугу развития), как и оба предыдущих (героический и кентаврический), имеет свою особенную специфику и свой особенный предмет. Если предметом героического перехода была битва с Тенью, символическая смерть Маски и интеграция самости с неосознаваемыми частями ментального эго, а предметом кентаврического кризиса
– символическая смерть эго в качестве изолированного ментального Я и ее интеграция с довербальными телесными структурами, то предметом психодуховного кризиса становится тотальное переживание всех паттернов рождения и смерти, связанных с целостным телом-умом.
«Тьма окутала меня, и я оказался за пределами мыслей и времени. Звезды неслись передо мной, и каждый день казался длинным как земная жизнь. Но это был не конец. Я почувствовал, что жизнь возвращается. Меня вернули исполнить то, что мне назначено».
Так описывает волшебник Гендальф, в образе которого мы можем усмотреть черты самосознания Кентавра-мага, события, произошедшие после того, как битва с Демоном Тьмы (архетип Тени) увлекла его на самое дно Мира.
Гендальф погиб, как полагали его друзья, а, пройдя через околосмертный опыт, пережил качественную трансформацию, которая превратила его в новое существо: из Гендальфа Серого он преображается в Гендальфа Бел го. Как и все во
«Властелине колец», преображение Гендальфа – это один из символов трансформации, происходящей в сознании человека, когда тот переходит на внутреннюю дугу развития и пробуждает принципиально иные, отличные от внешних, структуры восприятия.
ественным завершением внешней дуги развития становится цепь особых событий инициирующего характера, время которых человек заново проживает и осознает динамику своего биологического рождения сталкивается с обусловленными этой динамикой фундаментальными паттернами судьбы, которые, как оказывается, полностью определяли характер течения его жизни во внешнем мире: это паттерны рождения и смерти, покоя и борьбы, агрессии и экстаза,
насилиАя и жертве:нности.
А: А:
Проживание-осознавание фундаментальных паттернов судьбы происходит
сразу на ескольких уровнях: на телесно-эмоциональном – как проживание- осознавание четырех матриц биологического рождения и связанных с ними базовых ощущений и эмоций; на личностном (уровне образно-понятийного, ролевого и концептуального ума) – как проживание-осознавание базовых ориентирующих понятий, моделей поведения, матриц ролевых взаимоотношений и
матрицОмировоззрМений; на надличноАстном – как всХтречи с УМ
существ ми и проживание фундаментальных сюжетов жизни и смерти
Результатом такого осознанного проживания ановится интеграция двух фундаментальных полюсов бытия, между которыми разворачивается вся наша жизнь в мире пространства-времени – полюса Рождения и полюса Смерти.
«Выходя за пределы биографических событий раннего детства, мы попадаем в сферу опыта, связанного с биологическим рождением, − пишет Гроф. – Вступая на эту новую территорию мы начинаем испытывать эмоции и физические ощущения необычайной силы, которые нередко превосходят все, что мы привыкли считать возможным для человека. Здесь мы сталкиваемся с эмоциями двух полярно противоположных типов – со странным переплетением рождения и смерти, как если бы два эти аспекта человеческого опыта каким-то образом были единым целым» (8).
Восстановление целостности рождения-смерти – это важнейшая веха развития, поскольку здесь вскрываются глубинные взаимосвязи всего нашего бытия: высвечиваются скрытые линии и потоки энергии, пронизывающие и связывающие в единое целое три уровня существования: доличностное,
личностное и надличностное бытие. Обнаруживается сущностная взаимосвязь между определенными физическими ощущениями, которые испытывает младенец, когда рождается на свет, навязчивыми эмоциональными состояниями, преследующими на на протяжении жизни, деструктивными моделями поведения и ролевых взаимоотношений, которые складываются у нас с другими людьми, и фундаментальными типами мировоззрений, обуславливающих наше восприятие Мира и отношение к нему.
Станислав Гроф называет такие существующие в нашем сознании констелляции ощущений-эмоций образов-понятий-ролей-мировоззрений- архетипов системами конденсированного опыта (СКО), о которых мы уже вели речь в предыдущей главе. Основанием СКО служит опыт биологического рождения, который закладывает в нашем сознании фундаментальные базовые
импринты восприятия и поведения, обуславливающие нашу человеческую форму, а их вершины упираются в своды архетипических уровней, где содержатся первичные семена-формы всех вещей и явлений.
Date: 2015-09-05; view: 294; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|