Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нижний Мир: путешествие вглубь прошлого
Спуск в Подземное Царство, в глубину подсознания, – один из самых распространенных мотивов героического путешествия, в каких бы практических формах оно ни выражалось: в виде шаманского экстаза, мистериального действа, вспоминания, сновидения, холотропного дыхания, телесной работы или психотерапевтического сеанса. Двигаясь вдоль линий внутреннего напряжения Герой/Героиня погружается в пучины подсознания, в Нижний Мир, Мир Прошлого, исследуя глубинные причины конфликтов, разворачивающихся на поверхности бодрствующего сознания.
Каждый холон сознания, существующий на поверхности в расщепленном виде как конфликт Маски и Тени, имеет свою историю возникновения и развития. Один из отцов трансперсональной парадигмы и автор методики холотропного дыхания, Станислав Гроф, называет эти холоны сознания системами конденсированного опыта (СКО). «Каждая СКО, − пишет он, − состоит из эмоционально заряженных воспоминаний, относящихся к различным периодам нашей жизни; всех их объединяет то, что они связаны с одним и тем же
эмоциональным качеством или физическим ощущением. Каждая СКО может иметь много слоев, через каждый из которых проходит своя центральная тема, ощущения и эмоциональные качества (линии напряжения. – Р. М.)» (8).
Как пишет Гроф далее: «СКО воздействуют на любые области нашей эмоциональной жизни. Они могут влиять на то, как мы воспринимаем самих себя, других людей и окружающий мир. Они представляют собой движущие силы, которые лежат в основе наших эмоциональных и психосоматических симптомов и готовят почву для наших трудностей в отношении себя и других людей. Между СКО внутреннего мира человека и событиями внешнего мира существует постоянное взаимодействие (том числе проекция Тени. – Р. М.). Внешние события могут активизировать внутри нас соответствующие СКО. И наоборот, СКО помогают нам в формировании восприятия мира, и, исходя из этого восприятия, мы действуем так, что вызываем во внешнем мире ситуации,
отражающие образцы, которые хранятся в наших СКО. Иными сло ами, наши внутренние восприятия могут быть чем-то вроде сложных сценариев, посредством которых мы воссоздаем центральные темы собственных СКО во внешнем мире» (8).
Для осознания и полноценной интеграции расщепленного холона, оказывается, мало просто заметить в себе конфликт Маски и Тени. Необходимо проследовать за линиями напряжения (центральная тема переживания, физическое ощущение эмоциональное качество), идущими от настоящего в прошлое, – к тем событиям, которые послужили причиной расщепления и стали началом конфликта. Выслеживание самого себя позволяет обнаружить действие Маски в своем сознании и проекцию ее Тени на окружающий мир. Но эта практика будет неэффективна, если не дополнить ее практикой глубинного вспоминания или перепросмотра.
В практике вспоминания мы движемся вглубь прошлого, в Нижний Мир, следуя по цепочке следов-событий, оставленных в нашей жизни драматическими проявлениями того или иного конфликта Маски/Тени. Слой за слоем мы очищаем свое сознание от последствий конфликта, пока не подбираемся к его ядру. Суть
практики вспоминания заключается в повторном внутреннем проживании эмоционально заряженных событий и аккуратной интеграции высвобожденной в
результОате перепрМоживания энергииА.
ХУМ
Все это похоже на прополку огорода от сорняков. Сознан обычного
человека похоже на совершенно неухоженный огород, сплошь заросший сорняками. Начиная свою практику выслеживания и вспоминания, мы приступаем к методичной прополке своего огорода сознания. Но если мы будем просто делать практику выслеживания, не подкрепляя ее глубинным вспоминанием, мы тем самым уподобимся людям, которые лишь срывают сорняки, не утруждая себя выкапыванием их корней. Поначалу такой подход кажется очень результативным: можно быстро посрывать сорняки и вот уже огород чист, вы свободны и можете заняться другими, более интересными делами, например погрызть семечки и погыгыкать над сорняками соседа. И некоторое время вы будете жить в чистоте, думая, что успешно справились с заданием. Но через неделю, или через месяц, или через полгода вы обнаружите, что ваш огород снова заполонен сорняками,
которых, кажется, стало еще больше, – и вам придется потратить еще больше усилий, чтобы очистить свой участок. И вам придется лать это опять и опять пока вы не махнете на это дело рукой и уже окончательно не зарастете сорняками. Вы истратили все свои силы – и проиграли. Таков удел человека, не уделяющего должного внимания практике вспоминания.
В отличие от сталкинга, очаровывающего нас своим быстрым внешним эффектом, практика вспоминания – это осторожная и неторопливая практика выкапывания корней. Она не дает быстрых результатов, но, если делать ее регулярно, эффект будет со временем накапливаться
Принцип эффективности практики вспоминания заключается в том, что, проживая один за другим травматические эпизоды своей личной истории, высвобождая и реализуя заблокированную в них энергию, мы тем самым постепенно ослабляем пружины тикающих внутри нас часовых бомб – линий напряжения, питающих уже намеченные в будущем драмы и трагедии. Полн перепросмотр хотя бы одной линии напряжения, порожденной конфликтом какой- либо вашей Маски/Тени, позволяет снять многие негативные последствия, которые уже готовы случиться в вашем будущем. Причем речь идет не только о проблемах в общении и неудавшейся жизни, но и о тяжелых заболеваниях и о так называемых несчастных случаях – травмах, авариях и т. п.
АКак это р:аботает?
А: А:
Лучше всего проиллюстрировать это на примере одного моего знакомого,
которого я, наполовину в шутку, наполовину всерьез, буду называть здесь Отелло.
Этот знакомый однажды обратился ко мне с серьезной внутренней проблемой. Дело в том, что Отелло безумно ревновал свою жену, причем, как он сам знал, совершенно безосновательно. На тот момент моему приятелю было тридцать четыре, и это был его третий брак. Они прожили вместе около полугода, и первые три месяца Отелло был на седьмом небе от счастья. По его словам, жена воплощала в себе все самые лучшие качества, которые только свойственны женщине, и ему казалось, что он наконец-то нашел ту, которую так долго искал.
Единственное, что омрачало горизонт счастливой супружеской жизни, была его маниакальная подозрительность, с которой он ничего не мог поделать.
Я вкратце рассказал Отелло о конфликте Маски/Тени и предложил ему заняться практикой сталкинга. Естественно, он очень быстро определил роль, которую играл роль ревнивца, – и обнаружил проекцию этой Маски – Тень неверной жены.
«И что дальше? – спросил он меня. – Этот расклад был мне понятен и раньше, но это ничего не меняет, я ничего не могу поделать со своей
подозрАите ьност:ью».
А: А:
Все, что я мог предложить Отелло, – это немедленно приступить к практике
вспоминания, чтобы выяснить глубинные причины существования его Маски и Тени.
Вскоре выяснилось, что несколько лет назад аналогичная история произошла с его второй женой, с которой они пробыли вместе четыре года. Тогда все тоже начиналось хорошо, но постепенно Отелло стал буквально одержим ревностью и начал методично изводить жену по пустякам. Естественно их жизнь превратилась в сущий кошмар. Дошло до того, что Отелло нанял частного детектива, чтобы тот следил за его женой. Когда же эта история вскрылась, причем не самым приятным образом, женщина просто собрала вещи и ушла. Сценарий ревнивого мужа / неверной жены был разыгран как по нотам, а уход супруги еще больше укрепил Отелло в мысли, что его подозрения были все же
небезосновательны и что он был жестоко обманут и брошен неверной женой.
Когда мы разбирали первые результаты практики, Отелло сказал мне, что после всего того, что он вспомнил, его состояние только ухудшилось: теперь к его подозрительности добавился еще и страх, что все может повториться вновь. «Это ужасно, − сказал он. – Мне страшно, что весь этот кошмар может снова повториться, но хуже всего то, что я чувствую, будто какая-то чуждая сила толкает меня на этот путь и я не могу ей противиться».
Я побудил его продолжать практику и двигаться дальше в прошлое. Он ушел, и некоторое время его не видел. А затем мы снова повстречались. Я заметил перемены в его лице и осанке – он выглядел более спокойным и уверенным. Я спросил его, что случилось, дошел ли он до корня своей проблемы, и он сказал, что да. Отелло рассказал мне, что вспомнил один случай, который совершенно выветрился у него из головы.
Это произошло в шальные студенческие годы. Он тогда встречался с девушкой которая стала его первой женой. Банальная история: она его любила, он ее – вроде как бы. Девушка забеременела после неосторожного секса, и ему пришлось жениться на ней. Он рассказал, что в те времена был пылким юношей и, со свойственным всем молодым романтизмом решил, что пора стать настоящим мужчиной и настоящим отцом. Пока жена ходила беременная, все шло ничего – Отелло старательно разыгрывал роль заботливого мужа и будущего отца семейства. Иллюзия рассыпалась, когда его жене в силу естественных причин стало не до секса и у нашего Отелло начался период вынужденного воздержания. Поначалу он крепился, но, когда жена легла в роддом, не выдержал – переспал со своей однокурсницей. И это повторилось несколько раз. Будучи человеком, не
лишенным моральных принципов, он, конечно, чувствовал свою вину, корил себя за слабость, но признаться жене так и не смог. Его жена так ничего и не узнала, а он постарался забыть о том инциденте. Отелло вспомнил что его жена что-то подозревала и даже закатывала ему истерики, но он упорно отмалчивался. Их совместная жизнь закончилась тем же, чем и многие студенческие браки: все развалилось, когда оба закончили институт.
Отелло сказал мне, что теперь знает, в чем причина его ревности.
«Роли поменялись, − сказал он. – Я как будто встал на место своей первой жены, подсознательно ожидая, со мной могут поступить так же, как когда-то поступил. Это реально отравляло мою жизнь. Но теперь все точно изменится».
И он сообщил, что собирается навестить свою первую жену, честно ей рассказ ть все, как было, и попросить прощения.
Я молча кивнул и задумался.
«Что-то не так?» – спросил Отелло, увидев мою реакцию.
Через минуту я произнес: «То, что ты вспомнил, очень важно, но это еще не конец. Есть что-то еще в твоем прошлом, что породило ту ситуаци с твоей первой женой. Вопрос стоит так: что заставило тебя изменять? Возможно, ответ кроется где-то еще глубже в твоем прошлом».
Я предложил ему пройти серию сессий глубокого дыхания, нацеленных на то, чтобы оживить забытые воспоминания детства.
Уже на третьей сессии, побуждаемые глубоким дыханием и соответствующей музыкой, из его подсознания всплыли образы событий,
происходивших с ним примерно в возрасте 4−5 лет. Он вспомнил, как однажды, накануне его дня рождения, родители повезли его в Москву в магазин «Детский мир», чтобы он сам выбрал себе подарок. «Детский мир» показался ему огромным сказочным царством, полным удивительных вещей. Восторг переполнял его – он никогда не видел столько изумительных игрушек, собранных в одном месте.
Между тем его родители уже накупили много вещей и решили, оставив покупки
под приОсмотром рМебенка, ненадолгоАотлучиться в сХоседний оУтдел. М
Оставшись один, мальчик поначалу увлеченно разглядывал окружавшие его
чудеса. Но вскоре он почувствовал себя неуютно. Ребенку показалось, что прошло уже очень времени, а родител все не появляются. Он подумал, что они, наверное, забыли про него.
Отелло очень красочно описывал всколыхнувшиеся в нем забытые и сильные эмоции – страх, тоску, горькую обиду и разочарование.
Эти эмоции настолько захватили мальчика, что он заплакал и пошел куда глаза глядят. Отелло рассказал что каким-то чудом он оказался на улице и, не зная, что делать дальше, остался стоять около входа в «Детский мир». Он был
полностью уверен, что родители обманули и бросили его. Он испытывал тотальную заброшенность и одиночество. В тот момент он полностью отождествился с ролью обманутого и брошенного ребенка. Конечно, рассказывал он, его скоро нашли. Родители вернулись и, не обнаружив сына, ринулись в детскую комнату. Уже через минуту по внутреннему радио «Детского мира» объявляли о пропаже мальчика. Случайный прохожий обратил на него внимание и отвел к родителям.
«Ну что? – спросил Отелло, когда закончил рассказывать мне свою историю. – Это и есть то самое ядро?»
После сессии он выглядел почти просветленным его глаза сияли, лицо разгладилось.
«Возможно, да, − от етил я. – В этой сессии для тебя действительно раскрылся очень значимый момент. Теперь ты видишь, как это действует, как зарождается расщепление ролевого холона и запускается сценарий Маски/Тени…»
«Это похоже на маятник, − перебил меня Отелло, − или на качели.
Отождествившись с ролью обманутого ребенка, я как будто сел на одну половину качелей, закрутил пружину, и осталось только ждать когда кто то сядет на другую, чтобы мы сыграли в эту игру».
Да, это верно. Очень меткий образ», − подтвердил я. – Но, ты знаешь, честно говоря, я сомневаюсь, что это событие и есть самое глубинное ядро твоего конфликта. Возможно, истинные корни лежат еще глубже».
«Почему же? − удивился Отелло. – Вроде все сходится: родители меня оставили я испугался, отождествился ролью обманутого и кинутого стал испытывать подсознательный страх, что это когда-нибудь повторится. А потом роли поменялись местами, и тогда уже я сам стал тем кто обманывает и кидает Разве не так?»
«Что верно, то верно, и я не настаиваю на своей точке зрения, − ответил я. – Но позволь мне задать тебе еще один вопрос: почему в тот момент, когда родители оставили тебя одного, ты испугался, что тебя обманули и бросили? Не случилось
ли так потому, что еще задолго до этого события у тебя был опыт, который и породил центральную линию напряжения твоего конфликта – базовую эмоцию недоверия к Миру? Может быть, эта линия напряжения и заставила тебя так легко войти в роль обманутого ребенка?»
«И что теперь делать?» – спросил Отелло.
«А ничего, − ответил я. – Хочешь − можешь остановиться на достигнутом, хочешь – иди еще глубже. Тебе решать В любом случае ты уже достаточно ослабил свою линию напряжения, и теперь тебе можно не опасаться серьезных проблем в будущем Урок осознания, который ты извлек с помощью,
уже не даст е так же легко, как раньше, вовлекаться в роль ревнивца ведь теперь ты знаешь, откуда растут его ноги. Скорее всего, ты еще будешь слышать его голос внутри себя, но теперь ты будешь слышать этот голос таким, каков он и есть на самом деле – как голос обиженного ребенка, которому показалось, что его
оставили родители».
тех пор мы неоднократно виделись с ним и он говорил, что его отношения с женой полностью нормализовались, он стал больше доверять ей. В целом ему удалось успешно нейтрализовать сценарий ревнивого мужа/неверной жены, который был готов вот-вот повториться в его жизни и разрушить отношения с любимым человеком.
Как правильно заметил мой приятель, расщепленный ролевой холон Маски/Тени очень похож на качели или маятник: чем сильнее мы отводим его в
одну сторону, тем дальше он качнется в другую. Глубоко отождествляясь с какой- либо ролью, мы создаем чрезмерное напряжение в одной половине ролевой пары, а затем это напряжение разрешается в стремительной и внезапной смене ролей – бывшая жертва сама становится мучителем, бывший хищник сам становится добычей.
Маятник качнулся в другую сторону, Маска и Тень поменялись местами.
События перестают поддаваться контролю. Сумбурные и бессознательные действия лишь усугубляют положение. Энергия качания маятника усиливается – и
вот он уже снова летит назад: тот кто только что был наверху и праздновал победу, неумолимо скатывается вниз, еще глубж увязая в позиции жертвы, а униженный противник вздымается на дыбы, с новой силой обрушиваясь на несчастного.
Многие люди растрачивают все свои силы на эту бесплодную борьбу. Все они – безвольные марионетки, потакающие собственным страстям, заложники пульсирующих напряжений, сотрясающих расщепленный ролевой холон. И так будет продолжаться до тех пор, пока энергия расщепленного холона окончательно не исчерпает себя… Либо пока челове не начнет предпринимать сознательные шаги к прекращению этой бессмысленной траты сил и займется практикой выслеживания глубинного вспоминания своих внешних Масок и скрытых Теней…
П А ознай Та: йну Силы – А Познай: самого себ А я:
Добро и Зло… Бог и Дьявол… Жизнь и Смерть… Вещи, на первый взгляд,
абсолютно несовместные, непримиримые, взаимоисключающие. Мир видится тотально разделенным на две враждующие половины, и это разделение кажется нам существующим отдельно и независимо от нас самих. Кажется, что такова изначальная данность бытия. Но так ли это на самом деле? Древние традиции знания и современн я психология в один голос утверждают, что эт не так.
Изначально Мир един. Разделение порождаем мы сами, таков наш способ восприятия.
Изначальная Сила едина. Это лейтмотив киносаги «Звездные войны». Сила, как мы узнаем из фильма, – это энергетическое поле, окружающее и проникающее все. Это та энергия, которая удерживает воедино всю Галактику. «Сама жизнь создает ее, благодаря жизни растет она», − говорит о Силе культовый герой фильма, магистр ордена джедаев, учитель Йода. – «Ее энергия окружает нас и связывает друг с другом. Она повсюду, между нами... во мне... в тебе... в этом дереве... в той скале... везде!»
Сама Сила едина, но в нашем восприятии она разделяется на две стороны – Светлую и Темную. Светлая и Темная стороны Силы не существуют сами по себе, а зависят от намерений существ, использующих ее. Сама по себе Сила остается Единой, но, окрашиваясь намерениями человека, она разделяется на Светлую и Темную половину. «Невиданную мощь придает джедаю Сила, но берегись Ее Темной стороны», − предупреждает магистр Йода юного Люка Скайуокера. –
«Страх, злоба, алчность ведут туда... Соблазнителен путь этот, но, если ступишь на него ты, навеки Темная сторона судьбу твою определять будет».
Как это происходит? В чем суть испытания Темной стороной, в чем суть выбора, неизбежно встающего перед идущим на его Пути? И почему на Пути познания Единой Силы возникает этот неизбежный конфликт, приводящий к необходимости выбора меж у Светло и Темной стороной? В чем преимущество необходимости смирения на Пути Светлой стороны Силы и в чем слабость кажущегося всемогущества и власти на Пути Темной стороны? И почему оба эти Пути в конечном итоге приводят ищущего к осознанию окончательного Единства Силы?
Авторы «Звездных войн дают нам ответ на этот вопрос, рассказывая историю жизни одного Героя, решившегося встать на Путь Темной стороны Силы,
– Анекена Скайуокера, отца Люка.
Мы узнаем, что, следуя Пути познания Силы, каждый ученик рано или поздно приходит на то роковое распутье, где его ждет непростое понимание того, что Сила и Знание даются человеку не просто так, а в обмен на одно требование. Дело в том, что Сила требует от человека безусловного смирения и бесстрастия. В обмен на те неуязвимость мощь, которые приобретает человек, в адеющий Силой, он должен отказа ьс от личных желаний и сам стать, в буквальном смысле, послушным орудие Силы («Моя единственная свобода в том, чтобы безупречно следовать знакам Силы», − говорит Дон Хуан Карлосу).
Однако на первых этапах своего пути каждый ученик движим не только благородным стремлением познать суть Единой Силы, но и свойственными всем смертным амбициями власти, гордыни, алчности. Не смея признаться себе в этом открыто, каждый ученик втайне лелеет сладкие мысли о том могуществе, которое он приобретет, и о тех головокружительных возможностях, что сулит ему владение Силой.
Но, впервые открываясь Потоку Силы и наполняясь его мощью, ученик открывается и тому безусловному требованию, которое этот Поток с собой несет, – требованию безропотно следовать его великому течению («следовать всеобщему ходу вещей», как говорят даосы). И это действительно трудный вызов принять требование, ведь до сих пор ученика влекли к Силе и Знанию его личные желания
и его личные представления о Силе и о Свободе. «Быть свободн м» означало для личностного сознания «делать то, что я хочу», а «владеть Силой» возводило это личностное понимание свободы еще и в степень абсолютного произвола – «делать Все, что я хочу». На фоне такого понимания необходимость принять требование Силы (Йода: «Забыть ты должен все то, что знал прежде... Отпустить ты должен все то, что потерять боишься») кажется задачей подчас просто невыполнимой.
задачей подобного рода и сталкивается Анекен третьем эпизоде
«Звездных войн». Искушение Темной стороной приходит к нему в виде горячей привязанности к единственно близкому человеку, его тайной жене – принцессе Падме Амидале. Анекен предчувствует, что Падме умрет во время родов, и мысль о потере не дает ему покоя. Несмотря на предостережения магистра Йоды («Боязнь потери к Темной стороне привести может. Смерть – это жизни естественная часть. Радуйся за близких своих, которые в чистую Силу преобразовались...»), Анекен ищет способ изменить ход вещей – спасти Падме от смерти. Используя его
страх и желание, канцлер Палпатин, Темный владыка Ситхов, расставляет молодому джедаю хитрую ловушку. «Зачем тебе Сила, если ты не можешь
воспользоваться Ею для спасения от смерти даже не себя самого, а близкого тебе человека?» − спрашивает он Анекена, намекая, что владеет секретом способностей, которые «кажутся противоестественными», − способностей, которые могут позволить человеку избежать встречи со смертью. Единственное, что недоговаривает канцлер, так это почему эти способности кажутся противоестественными.
Но дело в том, что единственная возможность использовать безличную Силу в личных целях – это направить Ее против Нее же самой: возвести прочную крепость посреди Потока, внутри которой можно создать свой мир, свою Империю личного произвола и воплотить в этом искаженном изолированном мирке свои самые безумные фантазии и планы. Темный владыка Палпатин знает, что нельзя игнорировать требование Силы, нельзя изменить ход вещей, но знает он также и то, что есть возможность отклонить это требование на... неопределенный срок.
Темный владыка знает, что, однажды открывшись Силе и исполнившись Ею, можно вновь закрыться Нее и делать это снова и снова, каждый раз возводя все более прочные ены для своей Империи и создавая е более устрашающее оружие – «Звезду Смерти» − для подавления тех импульсов Силы, которые не вписываются в личные планы владыки.
Это сладчайшее искушение узурпировать Силу – объявить только себя единоличным знатоком и распорядителем Знания, Истины, Духа. И это искушение рано или поздно встречается каждому человеку на его Пути.
И здесь нам раскрывается смысл Темной стороны... Нет, не Силы, а человека. Ведь вне человека нет никакой Темной стороны, нет никакого коварного искусителя, соблазняющего грешную душу. Есть только сам человек, искушающий себя сладчайшей возможностью сделать все «по своему хотению», «так, как я хочу» и подавить, убить, уничтожить, убрать с глаз долой все то, что «мешает», не вписывается в «мои представления», «мои планы». Сам человек намеренно
«темнеет», т. е. становится непрозрачным закрытым для Великого Потока Силы. И в фильме символ этой закрытости достаточно красноречив – превратившись в Дарта Вейдера, Анекен отныне и навсегда вынужден носить глухую черную шлем- маску. И отныне, воспринимая мир сквозь узкие щели своей Маски, Анекен везде и во всем будет видеть ее отражение – ужасающую, враждебную Тень. И Галактическая Империя, которую он создает вместе с канцлером Палпатиным, − это еще одна метафора безумия эго, в своем роковом омрачении пытающегося подчинить себе саму Бесконечность.
история на этом не заканчивается, история продолжается, шаг за шагом раскрывая нам секрет Великого Единства Силы. И секрет этот прост. В самозабвенной попытке подчинить своей власти всю Галактику, Темный владыка Ситх не замечает, как и он сам, и вся его Империя становятся лишь еще одной игрушкой в безбрежном Потоке Единой Силы, хорошим поводом разыграть новую историю – историю о Герое, бросившем вызов Галактической твердыне, историю о взятии «великой крепости», историю о разрушении зловещей «Звезды Смерти».
Всякий раз, соблазняясь своей Темной стороной, человек забывает учесть, что Все является частью Великого Потока Силы, а потому и его желание отъединиться от Бесконечности в своей личной «крепости», в миг, когда оно только возникло тут же становится частью Потока, но увы, совсем не так, как об этом мечтает несчастный. Тот, кто строит стены, отныне и навсегда вынужден будет защищать их, ведь всякая крепость существует только для того, чтобы быть завоеванной и поверженной. В этом смысл всех крепостей и империй. В этом
проклятье Темной стороны. И потому вся мощь твердыни Галактической Империи, воплощенной в «Звезде Смерти лишь повод для Единой Силы воспитать в ответ достойного Героя и дать ему эту «крепость» как забаву, как игрушку, как учебный тренажер как способ, завоевав ее, быстрее достигнуть зрелости и обрести предельное Знание.
Глубокое прозрение единства в «Звездных войнах» заключается в том, что такими Героями становятся Люк и Лея Скайуокер, брат и сестра – дети Анекена- Вейдера.
прежде чем Люк сможет бросить вызов «Звезде Смерти построенной Дартом Вейдером, он сам пройти искушение своей Темной стороной. А для этого ему предстоит обратиться в самую глубину самого себя, исследовать темные уголки своего подсознания – те самые, где прячутся все наши тайные желания и тайные страхи.
Люк совершает свое путешествие в глубину, в Нижний Мир, чтобы встретиться там со своим самым тайным страхом. Он попадает туда, войдя в магическую пещеру, и продвигается все дальше и дальше, вниз по лабиринту
переходов. На самом дне пещеры ему является образ его врага – Темного владыки Вейдера Но, вступив с ним в схватку, Люк обнаруживает под Маской Вейдера свое собственное лицо. Так Люк постигает тайну проекции Тени.
Твой внешний враг – лишь отражение тебя самого, твоих скрытых
сторон О, твоих скр М ытых страхов.
А ХУМ
Возвратившись назад с этим открытием, Люк готов к тому, чтобы
встретиться с Дартом Вейдером наяву и завершить начатый урок.
Искушение Темной стороной
Сильно и ярко раскрывается тема искушения Темной стороной в кинотрилогии «Властелин ко». Символ, в котором сфокусирована эта тема, – Кольцо Всевластия. Сила Кольца такова, что, попадая в чьи-либо руки, оно пробуждает и активизирует в человеке его Темную сторону. Каждый герой, в руки к которому попадает Кольцо, проходит через искушение своей Темной стороной. И здесь ни для кого нет исключения. Мы видим, как через искушение проходят люди и существа, которые, казалось бы, так далеко ушли в своем развитии, что у них уже не должно было остаться в душе ни скрытых амбиций, ни скрытых страхов…
Темная сторона необязательно демоническая или злая. Темная сторона означает одержимость человека собой, своим личностным я, возведение этого я в
культ. Кольцо проявляет тайные фантазии человека о своем личностном я – единственном и неповторимом, абсолютном во всем. Какими бы мы были, если бы нам не нужно было прятать это в себе? Такими, какими знаем себя самых сокровенных фантазиях: всемогущими, любимыми, навевающими страх и ужа, сеющими добро единственными носителями истины и знания, мудрейшими из мудрых, на непререкаемый авторитет которых никто не может посягнуть.
Через искушение силой Кольца проходит волшебник Гендальф, чья Темная сторона – желание делать Добро направо и налево, стремление быть абсолютно Добрым. Но Добро не может быть абсолютным, оно ограничено рамками нашего понимания.
Через искушение силой Кольца проходит лесная царица Галадриэль, чья тайная мечта – быть всеми обожаемой и грозной красавицей. («Вместо темного властелина у вас бы была королева, не темная, но прекрасная и грозная, как
рассвет, коварная, как море, могучая, как сама земная твердь, все любили бы меня и боялись», – говорит Галадриэль, когда Фродо предлагает ей забрать у него
КольцоО.)
Date: 2015-09-05; view: 311; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|