Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сравнительный анализ ИППТ и других методов работы с клиентами
В.Ю. Большаков пишет: «Практикующие психологи сталкиваются в своей работе с необходимостью решать задачи, которые можно отнести к одной из четырех групп: к первой следует отнести все виды услуг, оказываемых одному, отдельно взятому человеку… Во вторую группу входят случаи, когда необходимо установить определенное отношения между двумя или несколькими людьми. Сюда входят семейные проблемы… К третьей области относится работа с малыми группами от 8 до 16 приблизительно человек… И, наконец, к четвертой группе задач относятся макропроблемы, то есть такие проблемы, для решения которых психолог должен разбить какой-то большой коллектив (завода или, скажем, экипажа корабля и так далее) на элементарные составляющие… и уж затем решать проблемы большого коллектива, занимаясь его частями [21, c. 4-5]». Тренинговая работа относится к третьей группе задач. Причем, автор замечает, что если группа маленькая, то повышается вероятность того, что внутригрупповые процессы развернутся в искаженной форме; если группа большая, то велика вероятность разделения ее на подгруппы [21]. К. Рудестам выделяет ряд положительных качеств, которые сопровождают групповые формы работы. Автор пишет: «Группа оказывается микрокосмом, обществом в миниатюре, отражающим внешний мир и добавляющим ингредиент реализма в искусственно создаваемое взаимодействие… В результате аффективные переживания, происходящие в искусственно создаваемой обстановке, могут естественно переносится во внешний мир [179, c. 23]». К другим важным преимуществам К. Рудестам справедливо относит возможность получения обратной связи и поддержки от людей, возможность обучаться новым умениям, облегчение процесса самоисследования и интроспекции, возможность самораскрытия, а также экономические преимущества [179]. Как мы указывали: «(В группе) … возникает определенное ощущение комфортности, когда находишься с равными партнерами, а не с терапевтом [86, c. 59]. Рудестам К. определяет психокоррекционную группу как «небольшое временное объединение людей, обычно имеющие назначенного руководителя, общую цель межличностного исследования, личностного роста и самораскрытия [179, c. 24]». Другое определение можно встретить у В.Т. Кондрашенко и Д.И. Донского. Под психокоррекционной группой они понимают «искусственно созданную (лабораторную) малую группу, объединенную целями межличностного исследования, личностного научения и самораскрытия. Это неструктурированное взаимодействие здесь и теперь, при котором участники изучают происходящие с ними процессы межличностного взаимодействия в данный момент и в данном месте [93, c. 314-315]». Практически эти определения дублируют друг друга. В.Ю. Большаков замечает: «Работа с группами сделала возможным соединение двух подходов. Один из них направлен на изучение межличностных взаимодействий, закономерностей социальных процессов… Другой обращен к человеческой индивидуальности и направлен на изменения, происходящие внутри личности и ведущие ее к самосознанию и развитию [21, c. 8]». Целью нашего исследования является выявление специфики структуры деятельности на тренинге интенсивных интегративных психотехнологий (ИИПТ) в сравнении с некоторыми другими. Под спецификой мы будем понимать особенности, которые выявляются путем сравнения двух и более объектов лежащих в одной категориальной плоскости. В нашем случае эту плоскость задает понятие психотехнология. Психотехнология – система теорий, концепций, моделей, методов, умений и навыков, которая лежит в основе психотерапии. Психотехнологии являются инструментом воздействия и средством труда психолога. Они представляют собой одну из детерминант для создания индивидуальной трудовой деятельности и несут в себе карту реальности [47; 95], по которой эта реальность сверяется. В нашей работе мы включили для сравнительного анализа четыре психотерапевтических технологии (психотехнологии), которые используются в групповых формах психокоррекции: интенсивные интегративные психотехнологии (ИИПТ), социально-психологический тренинг (СПТ), кататимно-имажитивное переживание образа (КПО), или символдрама, нейролингвистическое программирование (НЛП). Два последних используются чаще в индивидуальной психотерапии. ИИПТ чаще в группе, а СПТ уже заранее предполагает наличие группы и используется только в ней. Основателем кататимно-имажитивного переживания образа (КПО) по праву можно считать Ханскарла Лейнера. Наряду с вышеупомянутым названием этой психотехнологии автор предлагает еще два: символдрама и сновидение наяву. В 1948 году Х. Лейнер встретил публикацию одного эксперимента. Его провел C. Happich в 1932 г. Суть этого эксперимента состояла в использовании образов-представлений в терапевтических целях. Необходимо сказать, что Happich был чужд глубинной психологии и впоследствии направил свой интерес «на нужды религиозной медитации [115, c. 8]». В 1954 году Х. Лейнер опубликовал свою первую статью, где метод, которым он пользовался, был назван «экспериментальным, кататимным переживанием образов [115]». В 1955 году автор публикует основные положения, метод и результаты своих исследований. Термин КПО был введен в 1964 г. В Швеции и в последнее время в России, благодаря деятельности Я.Л. Обухова, эта технология развивается под названием символдрамы. Концепция символдрамы базируется на традиции европейской глубинной психологии (Фрейд, Юнг, Адлер). Психотерапевтическое воздействие осуществляется в строгой последовательности: сбор анамнестических данных, небольшая ознакомительная информация о самой методике, само воздействие и заключительный этап. Воздействие строится таким образом. Клиенту предлагают расположиться удобнее (можно сесть, можно лечь) и погрузиться в свой внутренний мир. Затем идет небольшой сеанс расслабления, и предлагают представить какой-либо мотив. Под мотивом здесь понимают образ на заданную тему. Всего Х. Лейнер выделяет 12 мотивов. Каждый психолог должен пройти три ступени обучения. На каждой ступени дается определенное число мотивов, с которыми психолог имеет право работать в своей психокоррекционной деятельности. На этом этапе устанавливается обратная связь, и клиент рассказывает о том визуальном ряде, который он себе представляет. После этого осуществляется выход из этого состояния по правилам аутогенной тренировки. После чего клиент делится с терапевтом своими переживаниями. На заключительном этапе клиенту предлагают посидеть спокойно 10-15 минут для «прихода в себя [115]». В содержании образов можно увидеть символическое представление бессознательных и предсознательных конфликтов. Эти символы, как замечает Х. Лейнер, можно интерпретировать с точки зрения любой школы глубинной психологии. Техника отражает также актуальные эмоциональные проблемы и генетически глубинные формы конфликтов, восходящие к раннему детству. Основное воздействие осуществляется на эти конфликты через эмоциональное проживание образов. Средством выступает представление образов на заданную тему (мотив). Основные понятия: символ, мотив. Цель определяется Х. Лейнером как развитие и гармонизация личности. Он также выделяет два основных положения своей психотехнологии: «1. Человек способен развивать фантастические представления, известные как дневные фантазии. При помощи этого он способен заново создавать свой образ… и познавать себя в форме такого диалектического процесса. 2. В результате эмпирического наблюдения фантазий выработан ряд специфических правил и закономерностей. Они подчинены первичному процессу смещения и сгущения при помощи неинтерпретированного воздействия [115, c. 10]». Также необходимо заметить, что интерпретация символов клиенту не сообщается или сообщается в минимальной степени. Интерпретация нужна скорее психологу для постановки диагноза. Таким образом, терапевтический эффект идет только через проживание. «Нейролингвистическое программирование (НЛП) – искусство и наука о совершенстве, результат исследования того, как выдающиеся люди в различных областях деятельности достигали своих выдающихся результатов [95, c. 13]». Нейро – означает то, что поведение человека берет начало в неврологических процессах. Сюда относят как различные способы восприятия, так и мыслительные процессы, а также видимые физиологические реакции на идеи и события. Лингвистическое – мы используем язык для того, чтобы упорядочивать наши мысли и поведение и чтобы вступать в коммуникацию с другими людьми. Программирование – способы, которыми мы организуем свои идеи и действия для получения результатов [95]. НЛП возникло в начале 70-х гг. ХХ века. Оно – плод сотрудничества Джона Гриндера (ассистента профессора лингвистики) и Ричарда Бэндлера (студента факультета психологии Калифорнийского университета в Санта-Крузе). Д. Гриндер и Р. Бэндлер изучали различные способы психокоррекции, которые использовали ведущие психотерапевты Америки: Вирджиния Сатир, Фредерик Перлз, Милтон Эриксон. В своем изучении этих способов психокоррекции авторы НЛП ставили целью определить «паттерны, использующиеся ведущими терапевтами и передать их другим. Их не интересовали теории, они создавали модели успешной терапии, которые работали на практике и которым можно было научиться [95, c. 18]». «Паттерн – систематически повторяющийся устойчивый элемент (фрагмент) или последовательность элементов (фрагментов) поведения [95, c. 277]». Помимо вышеперечисленных людей, на развитие концепции НЛП большое влияние оказал Грегори Бейтсон. В основе метода НЛП-терапии лежит вербальное общение между психотерапевтом и клиентом. Это общение со стороны психотерапевта строится на двух моделях, которые называют мета-модель и милтон-модель. Помимо вербального общения в НЛП используют невербальные способы коммуникации, которые нацелены на создание раппорта между психотерапевтом и клиентом. Эти три составляющих, на наш взгляд, составляют сердцевину НЛП. Мета-модель – модель языка, которая определяет паттерны, делающие неясным смысл коммуникации, благодаря процессам искажения, упущения и обобщения. Это достигается путем постановки уточняющих вопросов. Милтон-модель – обращение мета-модели, использующее специальные, неясные обороты речи для присоединения к опыту другого человека и получения доступа к неосознаваемым ресурсам. Раппорт – процесс поддержания отношения взаимного доверия и понимания между двумя и более людьми, возможность вызывать реакции у других людей [47; 95]. Основное воздействие осуществляется на установки восприятия, отношений через манипуляцию с моделью мира, которую мы составляем в течение жизни. Основным средством такого воздействия являются работа с высказываниями и образами представлений. То, что принято называть социально-психологическим тренингом у нас в России, за рубежом называют Т-группами. Хотя в некоторых работах наших авторов (например, В.Ю. Большаков и В.Т. Кондрашенко, Д.И. Донского) термин Т-группа сохранен. Как отмечает В.Ю. Большаков: «Термин «Т-группа» (тренинговая группа) за рубежом относят к широкому спектру групп, цели которых не всегда похожи. К ним можно причислить и тренинг руководителей…, обучение участников межличностному поведению…, индивидуальное развитие в тренинге сенситивности и так далее [21, c. 9]». Движению Т-групп положили начало исследования социального психолога 30-х годов Курта Левина [179]. Он в своих исследованиях пришел к твердому убеждению, что «большинство эффективных изменений в установках личности происходят в групповом, а не в индивидуальном контексте [179, c. 67]». Первая Т-группа возникла случайно в 1946 г. Эта группа несла в себе первый опыт самораскрытия и самосознания с помощью получения обратной связи. Это натолкнуло К. Левина и его сподвижников на мысль о возможности нового метода обучения и одновременно исследования групповой динамики. Уже в 1947 году в США создается Национальная лаборатория тренинга (НЛТ), существующая и поныне. «Различные направления Т-групп роднит между собой общее понимание принципов и элементов групповой динамики [21, c. 9]». В.Ю. Большаков, ссылаясь на Шейна и Бейниса [21, c.9], перечисляет такие принципы: 1. Развитие самосознания за счет снижения барьеров психологической защиты и устранение неискренности на личностном уровне; 2. Понимание условий, затрудняющих или облегчающих функционирование группы (таких как размер и членство); 3. Постижение межличностных отношений в группе для более эффективного взаимодействия с другими; 4. Овладение умениями диагностики индивидуальных, групповых и организационных проблем, например, разрешение конфликтной ситуации в группе и укрепление групповой сплоченности [21]. «В понятие групповой динамики входят пять основных элементов: - цели группы, - нормы группы, - структура группы и проблема лидерства, - сплоченность группы, - фазы развития группы [21, c. 9]». Л.А. Петровская на основе своих исследований Т-групп на «российской почве» отмечает, что «всем формам СПТ присуща объединяющая их черта – они могут рассматриваться как средство воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения. СПТ можно интерпретировать как средство развития компетентности в общении… Это основная функция тренинга, в отличие от западной, где с СПТ связывают глубокие личностные преобразования членов общества и всего общества в целом [159, c. 9-10]». Изменения, происходящие в СПТ, обусловливаются спецификой подачи обратной связи [159]. «Обратная связь в социально-психологическом смысле обозначает информацию от окружающих о том, как они воспринимают наше поведение… Обратная связь позволяет участникам групп корректировать неадекватный образ действий и вырабатывать более оптимальную стратегию поведения [21, c. 10]». СПТ создает ситуацию, играющую роль толчка к возможным личностным изменениям. Основное воздействие направлено на осознание своих позиций в общении через взаимодействие между людьми [159]. Основное средство – обратная связь. Интенсивные интегративные психотехнологии (ИИПТ) – «система теорий, концепций, моделей, методов, умений и навыков, которые ведут человека к большей целостности, к меньшей конфликтности, раздробленности сознания, деятельности, поведения [86, c. 7]». Это, пожалуй, самое молодое направление в психологии. Суть его состоит в использовании связного осознанного дыхания для саморегуляциии. Это такие техники, как ребефинг, Свободное дыхание, холотропное дыхание, вайвейшн, LTR (тренинг любящих взаимоотношений Сондры Рей) [79; 86]. Необходимо сказать, что данные техники находят все большее признание в психологической среде. Так, определение холотропного дыхания встречается как в энциклопедии Б.Д. Корвасарского [96], так и в психологическом словаре [167, c.411], где также имеется и определение ребефинга [167, c. 327]. Помимо этого, в рекомендованном учебнике по обеспечению безопасности жизнедеятельности для средних школ, лицеев, техникумов [225] 7-й параграф первой главы называется как «Психоанализ и ребефинг» [225, c. 394]. Из-за новизны данного направления некоторые психологи склонны считать парадигму ИИПТ сходной с голономной парадигмой трансперсональной психологии, тем самым отождествляя их [154]. Это было так до недавнего времени. Возникнув в недрах трансперсональной психологии (основатели С. Гроф, Э. Сьютич, А. Маслоу) и провозгласив своей методологической основой голономную парадигму (подробнее [51; 53]), последнее время ИИПТ заявляют о себе как о новом направлении в психологии. Мы уже писали: «Чарующая красота голономной парадигмы во все времена является пределом мечтаний эстетствующего Разума, но совершенно не пригодна для повседневной работы в практической психологии, психотерапии и психиатрии [86, c. 6]». В своем исследовании по выявлению специфики структуры деятельности мы уделили большее внимание сравнению ИИПТ и СПТ по ряду причин: - ИИПТ чаще всего, как и СПТ, используется в групповой форме работы; - Как ИИПТ, так и СПТ широко практикуются в России. - Проведены различные исследования и сделаны публикации, подтверждающие эффективность данных тренинговых форм работы. Сейчас бы нам хотелось наметить некоторые подходы к выявлению специфики деятельности. Для этого мы вновь пройдемся по структуре деятельности В.Д. Шадрикова и непосредственно углубимся в детали, которые помогут нам выявить эту специфику. Мы уже отмечали связь между потребностями и мотивами в концепции А.Н. Леонтьева. В схеме потребностей, предложенной В.Д. Шадриковым, можно увидеть три крупных блока потребностей: материальные, социальные и духовные. В нашем анализе целесообразнее сравнить духовные и социальные потребности. Можно предположить, что в каждой психотехнологии будут указаны как те, так и другие. Поэтому здесь важно проследить, какие именно мотивы будут лежать в основе деятельности. Скорее всего, в социальных мотивах будет сходство во всех психотехнологиях при указании мотивов в служении обществу и самоактуализации. Можно предположить, что в психотехнологиях, в которых человек вступает в активное двустороннее вербальное общение, у тренера будут доминировать потребности социального уровня. В других же психотехнологиях, где активному вербальному общению уделяется меньше внимания, а воздействие осуществляется через погружение в свой мир, будут доминировать потребности познавательного характера. Необходимо отметить, что цели, которые выдвигаются в рамках какой-либо психотерапии и цели, которые ставят перед тренингом несколько различны. Это связано с тем, что групповая форма работы накладывает на психотехнологию свой отпечаток. С другой стороны, конкретные цели тренинга зависят от каждой конкретной группы. Но это ни в коем случае не означает, что группа говорит психологу куда ее вести. Перед началом тренинга психолог, конечно же, ставит цель, которая является целью-образом [223], но эта цель имеет самый общий вид. Например, развитие личностного потенциала. Но даже при такой постановке цели психотехнология оказывает свое влияние. Оно заключается в том, что различные психотехнологии понимают под этим термином. Например, СПТ развивает личностный потенциал в сфере коммуникативных навыков и проигрывании вариантов поведения в различных ситуациях. В КПО под раскрытием личностного потенциала будет подразумеваться переживание неотреагированного бессознательного материала, который мешает эффективному взаимодействию с окружающим миром. В НЛП одним из видов раскрытия личностного потенциала является развитие возможностей установления раппорта и показ его возможностей при межличностном взаимодействии или умение по-новому взглянуть на травмирующую ситуацию – рефрейминг. В ИИПТ помимо важности проживания травмирующих ситуаций (как в КПО), уделяется внимание еще и тому, как различные состояния сознания влияют на качество этих переживаний. Выработка же программ тренинга должна учитывать два фактора: технический потенциал или разнообразие упражнений в рамках какой-либо психотехнологии и основные фазы тренинга (знакомство, пробное взаимодействие, его анализ, затем дальнейшие взаимодействия, их анализ и фаза расставания). Таким образом, разработка целей-задач и программ деятельности зависит от психотехнологии, которая положена в основу тренинга. Их рассмотрение необходимо осуществлять исходя из цели-образа, а такой анализ в рамках нашей работы практически не представляется возможным. Это скорее тема для самостоятельного исследования. С другой стороны, составляя программу, мы не можем просчитать все возможные варианты динамики, которая будет разворачиваться в группе. Единственное, что можно предположить, – что цель-образ имеет свойство универсальности для различных психотехнологий, а различия будут касаться как частных целей-задач и программ, так и вариантов их корректировки в зависимости от группы. Но для этого, еще раз повторимся, необходимо самостоятельное исследование. Информационная основа деятельности (ИОД) представляет собой те информационные признаки, которые направляют деятельность к достижению цели [223]. Эти признаки бывают процессуальными и результативными. Так как результативные признаки дают информацию о параметрах результата, а цель-образ имеет свойство универсальности, то и эти признаки тоже должны быть универсальными, вне зависимости от применяемой психотехнологии (например, хорошее самочувствие, количество контактов между членами группы, качество этих контактов и так далее). Особенности же должны проявляться в процессуальных информационных признаках. Мы составили таблицу, где в качестве примера выделили некоторые элементы по критерию вербальные-невербальные ИОД. Это только теоретическая модель на примере сенсорно-перцептивного уровня:
Таблица 36. Элементы ИОД в различных психотехнологиях (теоретическая модель, сенсорно-перцептивный уровень).
Как мы видим из таблицы схожесть ИОД КПО и ИИПТ налицо. Но в ИИПТ присутствует широкий спектр психосоматических реакций. Они могут проявляться как отдельные непроизвольные движения, так и в комплексе согласованных действий, о чем упоминается в наших работах [79; 86] Схожесть в ИОД КПО и ИИПТ можно объяснить, исходя из методов, которыми они пользуются. Так, расслабление является составной частью и КПО, и ИИПТ [79; 86; 115]. Но далее в КПО идет задание мотива, а в ИИПТ – связное дыхание. Как отмечает Х. Лейнер, в КПО «пациент находится в измененном состоянии сознания (что присуще и ИИПТ). Образные представления и решение проблем в имагинациях оказывают, в соответствии с этим, обратное суггестивное влияние на Я [115, c. 151]». Отличие ИИПТ и КПО заключается в том, что у КПО образ возникает под воздействием мотива извне, а в ИИПТ образ возникает спонтанно (если вообще возникает). Еще одно отличие в том, что ИИПТ не стремятся к интерпретации, толкованию возникающих образов. «Формирование блока принятия решений сводится к освоению и (или) выработке решающего правила и критериев достижения цели и предпочтительности [223, c. 64]». Так как взаимодействие между ведущим тренинга и группой зависит в окончательном варианте от группы, с которой ведущий вступает в общение, то выработка решающего правила будет, скорее, касаться отношения психолога к программе. И если в ИИПТ общение занимает много меньшую роль (а значит, зависимость от фазы развития группы тоже снижается), чем, например, в СПТ, то можно предположить, что следование программе для них не представляется сложным. Для рассмотрения критериев достижения цели мы обратимся к основным фазам тренинга. Целью этапа знакомства является установление между ведущим и участниками некоторого общего поля, на основе которого и будет строиться последующее взаимодействие. Критерием достижения этой цели может быть готовность к дальнейшему взаимодействию в группе, выраженная вербально или нет. Когда цель достигается, она приобретает статус критерия [223]. Сходная картина будет наблюдаться и на последующих этапах. Таким образом, специфика блока принятия решения может быть выявлена в отношении к программе деятельности, то есть в формулировании решающего правила. А так как постановка цели общая, то и критерии тоже должны быть сходными. Исследование профессионально-важных качеств на выборке тренеров Свободного дыхания проводилось М.В. Молокановым [144]. Его исследование показало, что у ведущих ИИПТ показатели теппинг-теста коррелируют (p<0,01) с высокими показателями по факторам силы Эго (C+) и супер-Эго (G+) личностного опросника Кеттела. Сила Эго (C+) представлена такими показателями как эмоциональная зрелость, устойчивость, способность управления эмоциями и настроением, свобода от невротических синдромов, хорошая приспособляемость. Фактор силы супер-Эго (G+) включает такие качества: отсутствие небрежности, недобросовестности, аморальности [144]. Можно предположить, что эти качества будут указаны респондентами и в нашем исследовании, тем более, М.В. Молоканов делает вывод о данных факторах как профессионально-значимых [144]. Относительно СПТ, на наш взгляд, должны быть указаны, в первую очередь, коммуникативные умения и навыки. А также (поскольку это является одним из требований каждой психотехнологии) мы предполагаем, что будет указан собственный опыт прохождения этих психотехнологий. Итак, как мы увидели из этого параграфа, каждая из указанных нами психотехнологий имеет собственную модель психотерапии. В соответствии с этой моделью и выстраивается деятельность практического психолога. Также мы наметили некоторые подходы к рассмотрению специфики структуры деятельности, которые могут нам помочь в достижении поставленной цели. Принцип функциональности, введенный В.Д. Шадриковым при рассмотрении структуры деятельности, несколько изменил модель деятельности А.Н. Леонтьева. Это позволило нам рассматривать деятельность практического психолога как трудовую. Структура деятельности В.Д. Шадрикова подводит нас ближе к непосредственному анализу деятельности человека, в нашем случае психолога. Рассмотрение различных психотерапевтических моделей (НЛП, КПО, СПТ, ИИПТ) позволило нам предположить наличие некоторых отличий в структуре деятельности психологов, использующих данные психотехнологии в своей тренинговой работе. В классификации задач, встающих перед психологом, предложенной В.Ю. Большаковым, тренинговую работу относят к третьей группе задач. Эта форма работы имеет ряд преимуществ, главное из которых – соединение двух подходов: социально-психологического и личностно-центрированного. В мотивационном блоке, взяв за основу модель потребностей, которую приводит В.Д. Шадриков, мы выделили для нашего дальнейшего анализа в качестве возможного критерия различий между психотехнологиями духовные и социальные мотивы. Специфика целей и программ, как мы увидели, – очень объемный блок, для которого необходимо самостоятельное исследование. Мы же в этой работе затронем лишь специфику целей-образов. Специфику ИОД мы также не будем включать в наше эмпирическое исследование, и оставим наши гипотезы, занесенные в таблицу, на теоретическом уровне. В дальнейшем исследовании блок принятия решения будет представлен одной из его частей – решающим правилом по отношению к программам деятельности. В исследовании ПВК мы надеемся выявить черты, перекликающиеся с исследованием М.В. Молоканова. Date: 2015-09-19; view: 359; Нарушение авторских прав |