Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Описание опросника и исследования
Этот адаптированный вариант опросника FIRO-B был нами выбран для исследования групповой динамики, потому что он позволяет исследователю не только выявить снижение или повышение рассеивания внутри группы, но и одновременно прослеживать гармонию между индивидами или группой в целом с внештатно данной ситуацией, кроме того, он даже рекомендован к использованию при анализе групповой динамики. Опросник FIRO-B (Fundamental Interpersonal Relations Orientation) создал В. Шутц. «В» (behaviour) обозначает уровень, на котором проведено измерение. Опросник межличностных отношений (ОМО) является русскоязычной адаптацией FIRO-B. Опросник сконструирован так, чтобы было возможно: а) предвосхитить поведение индивида в межличностных ситуациях, б) предсказать социальные интеракции. С точки зрения последнего, опросник отчасти является исключительным среди личностных тестов: он позволяет произвести измерение не только (личностных характеристик, но и, благодаря комбинации индивидуальных индексов, позволяет оценить отношения между двумя и более индивидами. Опросник предназначен для оценивания поведения в трех областях межличностных потребностей: включения (I), контроля (С) и аффекта (А). Внутри каждой области принимаются во внимание: выраженное поведение индивида (е), то есть тестируемый оценивает в рамках оценочной шкалы интенсивность личностного поведения в данной области; поведение, требуемое индивидом от остальных (w), то есть тестируемый выражает в рамках оценочной шкалы интенсивность поведения остальных по отношению к себе, которая является оптимальной длянего. Опросник состоит из шести шкал, сформированных на основе монотонно детермированной модели Гуттмана (1954), что предполагает, что они являются однокритериальными, совокупными и репродукционными. Каждая шкала, в сущности, содержит одно утверждение, которое девятикратно повторяется с некоторыми изменениями. Опросник содержит 54 утверждения, каждое из которых требует от тестируемого, чтобы он выбрал один из ответов в рамках шестибальной оценочной шкалы. В результате оценивания ответов тестируемого получаем баллы по шести основным шкалам. Названия и символы шкал ОМО (шесть основных шкал опросника)
ВКЛЮЧЕНИЕ: - выраженное поведение: Ie – стремлюсь принимать остальных, чтобы они имели интерес ко мне и принимали участие в моей деятельности; активно стремлюсь принадлежать к различным социальным группам и быть как можно больше и чаще среди людей. - требуемое поведение: Iw – стараюсь, чтобы остальные приглашали меня принимать участие в их деятельности и стремились бы быть в моем обществе, даже когда я не прилагаю к этому никаких усилий.
КОНТРОЛЬ: - выраженное поведение: Се – пытаюсь контролировать и влиять на остальных; беру в свои руки руководство и стремлюсь решать, что и как будет делаться. - требуемое поведение: Cw – стараюсь, чтобы остальные контролировали меня, влияли на меня и говорили мне, что я должен делать.
АФФЕКТ: - выраженное поведение: Ае – стремлюсь быть в близких, интимных отношениях с остальными, проявлять к ним свои дружеские и теплые чувства. - требуемое поведение: Aw – стараюсь, чтобы другие стремились быть ко мне эмоционально более близкими и делились со мной своими интимными чувствами. Межличностная ориентация индивида внутри каждой области – I, C, А – определена разницей между выраженным (е) и требуемым (w) поведением. Подобная оценка предполагает, что индивид ведет себя таким образом, который согласуется с его потребностями. Чем больше разница между е и w, тем больше вероятность внутревних конфликтов и фрустраций данной области. Сумма е и w характеризует общий объем интеракций данного типа, который психологически приемлем для индивида. Совместимость в теории Шутца имеет общее определение как особенность отношений между двумя и более индивидами, между индивидом и ролью, между индивидом и окружающей ситуацией, которая ведет к взаимному удовлетворению межличностных потребностей и их взаимному сосуществованию. Гармонию в группе, или совместимость межличностных ориентаций, можно выразить линейной комбинацией баллов. Если обозначим выраженное поведение лица А символом , а лица В – символом , а их требуемое поведение – и , то коэффициент взаимной совместимости имеет вид:
Коэффициент инициации:
Коэффициент взаимного обмена:
Взаимная совместимость может быть выражена количественно, если сравнивать интенсивность поведения с точки зрения е и w. Чем меньше разница между каждой парой баллов, тем лучше удовлетворены потребности каждого члена диады. Коэффициент rК достигает оценок от 0 до 18. Чем ближе оценка к 0, тем выше взаимная совместимость в диаде. Используются абсолютные меры, потому что в данном случае предметом интереса является скорее величина, а не направление. Коэффициент инициации оК является коэффициентом, основанным на направлении расходов (отдавать) и доходов (принимать). Баллы здесь могут быть интерпретированы следующим образом: 1) в области включения – предпочтение присоединяться к остальным с желанием не быть приглашенным (только лишь инициирование) как противоположность ожиданию приглашения и непринятию активного участия ни в чем-либо (только лишь принятие); 2) в области контроля – предпочтение доминировать, контролировать деятельность остальных и преодолевать их влияние (расходы, издержки) как противоположность зависимости и принятию влияния (принятие); 3) в аффективной области – предпочтение поведения, активно выражающего любовь (расходы, издержки) как противоположность к пассивной роли быть любимым (принятие). Если два человека должны эффективно сотрудничать, то их психологически предпочитаемое поведение должно быть направлено на расходы (издержки) и согласие. Конфликтная ситуация возникает, когда существует разногласие между предпочтением инициировать и принимать. Для каждой области межличностных потребностей, в сущности, существует два типа конфликтов: 1) между двумя инициаторами – компетентный конфликт; 2) между двумя «принимателями» – апатичная несовместимость. Мерой предпочтения инициировать или принимать является разница между выраженным (е) и требуемым (w) поведением. Совместимость самой высокой степени достигнута, если баллы двух индивидов комплементарны, то есть когда оценка оК, которая варьирует от -18 до +18, нулевая. Если оба лица предпочитают расходы, то оК позитивная и выражает конкурентную несовместимость. Негативная оК предполагает, что члены диады предпочитают принятие, и индекс предполагает апатичную несовместимость. Индекс взаимного обмена хК предполагает предпочтение многократного изменения социального поведения в межличностных контактах. Предполагается, что существует предпочитаемая интенсивность контакта, характерная как для индивида, так и для группы. Для индивида критерий «высокая смена – низкая смена» имеет следующие характеристики: 1) в области включения – высокая смена означает очень частую интеракцию с другими, попытку сдружиться с ними и желание, чтобы другие были с ним в контакте как противоположность изоляции и одиночеству; 2) в области контроля – высокая смена предполагает предпочтение иерархии и одновременно желание, поддаться контролю и влиянию как противоположность попытке не поддаваться влиянию остальных и не влиять на них; 3) в области аффекции – высокая смена означает предпочтение обоюдных тесных межличностных отношений как противоположность сохранению эмоциональной дистанции. В диагонали взаимной смены баллы должны быть двумя одинаковыми единицами, чтобы совместимость была максимальной; взаимная смена, также как и атмосфера, – это нечто такое, что должно быть взаимно разделено. Для отдельных областей межличностных потребностей хК имеет следующее значение: 1) I – участники должны быть единодушны в понимании того, до какой степени они будут взаимно интересоваться друг другом, что варьирует от «всегда вместе» до «всегда один»; 2) С – индивиды должны быть едины в вопросе структуры, в которой они будут работать от «завершенной иерархической структуры» до «отношения в общем не структурированные»; 3) А – члены группы должны быть едины в вопросе интенсивности личных отношений по критерию «очень тесные интимные отношения» до «холодные отношения с дистанцией». Несовместимость возникает, если члены группы имеют различные взгляды на частоту и степень смены в определенной области межличностных отношений. Степень смены межличностного поведения определяется путем вычитания суммы выраженного и требуемого поведения в данной области межличностных отношений между двумя индивидами. Оценка по этому индексу колеблется от 0 до 18 баллов и выражается в абсолютной величине. Между наивысшими коэффициентами, и совместимостью существует обратная связь. Этот коэффициент является самым используемым для групп из трех и более индивидов, и, в сущности, выражением общей групповой атмосферы. Date: 2015-09-19; view: 838; Нарушение авторских прав |