![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Обработка результатов
Для наглядности результатов были составлены социоматрицы по каждому критерию и для обоих замеров. Затем подсчитывалось количество выборов, полученных каждым членом группы и число взаимных выборов. После находился коэффициент сплоченности группы в начале и конце тренинга. Это осуществлялось по формуле: где С – сплоченность, г(+) – взаимный положительный выбор, N – число членов группы. То есть индекс групповой сплоченности, согласно социометрическим данным, определяется как отношение числа взаимных выборов к теоретически возможному для данной группы их количеству. «Референтность» группы определяется как отношениечиславзаимных положительных выборов в группе к числу всех положительных выборов в группе и вычисляется по формуле: где U – индекс «референтности», år(+) – сумма взаимных положительных выборов в группе, år – сумма всех положительных выборов в группе. Индекс интегративности группы определяется как отношение единицы к числу членов, не получивших никаких выборов, то есть к числу лиц с нулевым социометрическим статусом: где I – индекс интегративности, N – число членов, не получивших выборов. Полученные индексы для удобства восприятия были сведены в таблицу:
Таблица 29. Сводная таблица групповых индексов.
Для статистической обработки полученных данных и сравнительной оценки средних величин в обоих замерах был применен t-критерий Стьюдента. Значимых различий обнаружено не было, то есть можно сказать, что в результате тренинга не произошло значительного сплочения группы, однако, как можно видеть из таблицы, небольшая тенденция к увеличению уровня сплоченности наблюдается. Коэффициент референтности показывает, что групповая деятельность в тренинге является значимой для его участников. По социоматрицам можно определить структуру группы. Так, и в первом, и во втором замерах было несколько членов, набравших наибольшее число выборов. Абсолютным лидером в обоих замерах и по всем критериям стал член группы под номером 10. Наблюдения подтверждают этот результат: данный человек – практикующий психолог, он пользовался авторитетом в группе. Его выделению среди остальных во многом способствовало то, что он часто выполнял функцию ведущего тренинга, а также хорошее чувство юмора, и это делало его своеобразным эмоциональным лидером в группе. Также по некоторым критериям (особенно в первом замере) лидером становился и член группы под номером 17 – это был непосредственно ведущий тренинга, который тоже участвовал в исследовании. Следует заметить, что наличие фактически двух лидеров в группе не создавало в ней напряжения, эти люди даже не пытались соперничать, а наоборот, великолепно дополняли друг друга, являясь при этом хорошими приятелями. Были в группе и изолированные участники. В обоих замерах ими стали 3-й, 15-й и 16-й члены группы. Они не были ни разу выбраны по3-му критерию, то есть можно сказать, что им никто не доверил бы участие в каком-либо серьезном деле. В числе получивших наименьшее количество баллов часто находился 9-й член группы. Остальные члены группы получали, в основном, среднее количество выборов.
Date: 2015-09-19; view: 356; Нарушение авторских прав |