Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Результаты исследования
Оценки по этим шкалам – числа в промежутке от 0 до 9. Следовательно, результат выражается суммой шести однозначных чисел. Комбинации этих оценок дают индексы объема интеракций (e+W) и противоречивости межличностного поведения (e-W) внутри и между отдельными областями межличностных потребностей, а также коэффициенты совместимости в диаде или группе, состоящей из большего количества членов. Результаты опроса оцениваются шаблоном. Для каждой из шести шкал нарисован столбик окошечек, которые с левой стороны обозначены номером утверждения, а с правой стороны приведены ответы, которые, если они появились в окошечке, оцениваются одним баллом, остальные ответы оцениваются в 0 баллов [19]. Сумма баллов составляет первичную оценку, полученную по данной шкале. Таким способом получаем баллы по шести шкалам: Ie, Iw, Се, Cw, Ae, Аw, которые представляют собой целые числа в интервале от 0 до 9. Общий объем интеракций и противоречий, учитывая их направление в рамках отдельных областей I, С, А получаем простым суммированием и вычитанием баллов выраженного и требуемого поведения. Были посчитаны среднегрупповые показатели шкал:
Таблица 32. Среднегрупповые показатели шкал.
Проверенные по t-критерию Стьюдента раличия этих данных в обоих замерах оказались недостоверными. Отметим, что в первом из них по шкалам «аффект» и «контроль» (выраженное поведение) отмечаются несколько заниженные результаты. Это значит, что вначале члены группы стремились избегать принятия решений и брать на себя какую-либо ответственность, а также они были очень осторожны при установлении близких отношений в группе. Во втором замере показатели по этим шкалам, как и по всем остальным, имеют средние значения, то есть участники тренинга имеют по ним весьма разнообразные тенденции поведения. Гармонию в группе, или совместимость ее членов, мы определяли с помощью коэффициентов хК, оК и rК. Для этого показатели каждого человека сопоставлялись со среднегрупповыми, чтобы выяснить, как отдельный участник чувствует себя в группе и какое поведение проявляет в ней. Посчитанные коэффициенты представлены в таблицах 33 и 34.
Таблица 33. Коэффициенты совместимости в первом замере.
Таблица 34. Коэффициенты совместимости во втором замере.
Сравнение коэффициентов с помощью критерия Стьюдента не показало значимых различий между ними в первом и втором замерах. Однако стоит проанализировать полученные средние показатели, чтобы определить состояние и взаимоотношения членов группы. По индексу взаимного обмена (хК) обнаружена высокая смена интеракций, то есть, в основном, члены группы стремятся как можно больше взаимодействовать друг с другом, предпринимают попытки сдружиться и ожидают ответного контакта, предпочитают обоюдные тесные отношения. Участники группы также подвержены контролю и влиянию. Можно утверждать, что данный индекс показывает нам наличие их взаимной совместимости. Коэффициент инициации (оК) не далек от нулевого значения, что говорит о довольно высокой степени совместимости отдельных членов со всей группой и о низкой вероятности какой-либо конкуренции между ними. Что касается взаимной совместимости (rК), здесь отмечается неполная удовлетворенность потребностей участников. Это наверно являлось больше признаком психологического здоровья членов группы. Проведенные исследования показывают, что за время тренинга в группе сформировались теплые эмоциональные отношения, произошла в некотором роде интеграция. Выросла тенденция принимать остальных, чтобы они имели интерес к личности и принимали участие в ее деятельности, активное стремление принадлежать к тренинговой группе и быть вместе, а также стремление быть в близких, интимных отношениях с остальными, проявлять к ним свои дружеские и теплые чувства.
Также для углубления изучения групповой динамики было проведено исследование группы, участвующей в тренинге «Инсайт», проходивший с 19 по 26 октября 2001 года под Ярославлем. Цель исследования – изучение динамики группы. Предмет исследования – показатели динамики сплоченности группы, изменения личностного статуса членов группы и соотношения восприятия члена группы и его самооценки. Объект исследования – группа из 33 человек в составе 15 женщин, 18 мужчин (групп-лидер также выступил объектом исследования). Возраст участников колеблется от 19 до 60 лет. Основной же возрастной массив – это 21-40 лет. Группа подобрана случайным образом. Методы исследования: «Психометрический метод Дюке» и социометрическая анкета. Было проведено три замера испытуемой группы: в первый день тренинга, на четвертый и шестой день. Полученные эмпирические данные обрабатывались с помощью сравнительного анализа по t-критерию Стьюдента, однофакторного дисперсионного анализа и коэффициента ранговой корреляции Спирмена. В ходе исследования были выдвинуты следующие гипотезы: 1. Существует положительная динамика уровня сплоченности группы во времени в процессе тренинга по ИИПТ. 2. Существует связь между показателями динамики сплоченности группы и половозрастными характеристиками группы. 3. Существует динамическая взаимосвязь между оценкой индивида членами группы и его самооценкой. В ходе обработки результатов была выявлена значимая связь между независимой переменной «время» и зависимой переменной «сплоченность группы», что дает возможность для дальнейшего рассмотрения групповой динамики: - t1 = 4,5698 (на 0,1% уровне значимости), то есть значимость переменных первого и второго замеров; - t2 = 4,9049 (на 0,1% уровне значимости), то есть значимость переменных второго и третьего замеров; - t3 = 8,8271 (на 0,1% уровне значимости), то есть значимость переменных первого и третьего замеров. С целью подтверждения статистической значимости результатов исследования по оценки групповой сплоченности были сравнены эмпирические данные, полученные от двух разных методик («психометрический метод Дюке» и социометрическая анкета) методом ранговой корреляции Спирмена. R1 = 0,852858 R2 = 0,847844 на 0,1% уровне значимости. R3 = 0,880444 Во всех трех замерах коэффициент достаточно высок, что и говорит о достоверности полученных данных. Гипотеза об изменении показателя «групповая сплоченность» в сторону ее улучшения в конце тренинга по сравнению с началом подтверждается дисперсионным анализом (см. Приложение № 10). Уменьшение дисперсии ведет к увеличению групповой сплоченности, к повышению психологического единства группы. По сравнению с первым днем групповая сплоченность улучшилась к концу тренинга на 38%. Следует отметить, что группа была более сплоченной в середине тренинга. Результаты показали, что в группе происходит изменение статуса в сторону улучшения. Уменьшение среднего социометрического статуса по группе в целом (1 замер k = 6,244; 2 замер k = 5,208; 3 замер k = 4,201) свидетельствует о возникновении более тесных отношений, об относительно равном восприятии друг друга членами группы. Динамика рангов членов группы позволяет обнаружить лидеров и аутсайдеров.
Таблица 35. Динамика рангов членов группы.
Явными лидерами группы являются мужчины 35-45 лет. Групп-лидер (33) на протяжении всего тренинга воспринимается участниками группы как абсолютный лидер. Следует отметить тот факт, что в числе лидеров группы практически отсутствуют женщины. Участница (5), занимающая второе место в группе, сместилась на 11, положительная динамика отмечена у участницы группы под номером 32 – с 23 до 5 места. Среди аутсайдеров группы также подавляющее большинство составляют мужчины. Явными аутсайдерами группы являются мужчины более пожилого возраста. Таким образом, можно сказать, что основной костяк группы составляют мужчины в возрасте 35-45 лет и женщины 21-35 лет. Особый интерес представляет проблема взаимосвязи восприятия членов группы и их самооценки и рассмотрение показателя в динамике. В ходе обработки данных была выявлена незначительная связь между заданными переменными, особенно слабая связь в середине тренинга (r1 = 0,22961, r2 = 0,17327, r3 = 0,33206). Но все же изменения произошли в сторону повышения взаимосвязи. Следует отметить и то, что при достаточно низком уровне данного показателя в середине тренинга показатель сплоченности группы самый высокий во втором замере. Таким образом, в исследуемой группе наблюдается следующий процесс. Первые два дня происходит формирование внутригруппового климата, «вживание» индивидов в новую группу. Середина тренинга – стадия собственно «жизни» группы, члены которой наиболее сплочены, характерно наличие чувства единого целого группы, психологического единства. К концу тренинга происходит некоторое ослабление групповой сплоченности, сформировалась более точная взаимооценка членами группы друг друга, появились представления о личном статусе каждого в группе. Проведенные в 2002-2003 годах исследования на пяти тренингах различного формата проявили те же закономерности. Исследования показывают, что групповая динамика способствует наделению личности высшими качествами личности. Несмотря на высокую степень включенности личности в группу, они при этом не теряли индивидуальной позиции, даже при выраженной мере значимости для нее групповой деятельности. Если принять тезис о том, что в группах высокого уровня развития, то есть коллективах, цель совместной деятельности принимается всеми членами как своя собственная и личность растворяется в чувстве «мы», то мы не можем ни в одном исследовании обнаружить такой уровень групповой интеграции. Даже в группах, которые проводились в экстремальных условиях и в длительное время (полевые тренинги). Иногда кажется, что само понятие коллектива является социалистическим фантомом социальной психологии.
Date: 2015-09-19; view: 364; Нарушение авторских прав |