Второе исследование
Социометрический анализ может дать лишь самое общее описание коммуникативной сети. Вместе с тем он не дает ответа на вопрос о том, почему в одних общностях индивид оказывается противопоставленным группе, а в других этих противопоставлений не наблюдается, не дает возможности осуществлять анализ межличностных отношений людей на основе определенных общественно установленных норм, ценностных ориентаций и оценок, сводя все к регистрации взаимодействий и взаимных эмоциональных оценок и влечений. При таком сугубо специфическом подходе целенаправленная деятельность группы и ее членов просто не принимается во внимание, не являясь объектом исследования и изучения.
Социометрический выбор не всегда отражает действительное отношение к тому или иному члену группы, а отношения, выявленные в результате применения социометрической процедуры, могут не совпадать с реальными, жизненными отношениями, тогда как во всех работах с применением социометрических методик эта связь предполагается.
Принимая во внимание все вышесказанное, во втором исследовании было решено применить методы, позволяющие более тщательно изучить глубинные процессы в группе. Таким образом, на этот раз использовались:
- социометрия,
- методика ЦОЕ,
- опросник межличностных отношений,
- включенное наблюдение,
Объем выборки составлял 20 человек.
Социометрия
Процедура проведения, как и сами варианты метода, были теми же, что и в первом исследовании, поэтому нет необходимости их описывать, лучше сразу перейдем к результатам.
Результаты первого метода
Индексы
| Критерии
| Первый замер
| Второй замер
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 0,10
| 0,07
| 0,05
| 0,06
| 0,10
| 0,08
| 0,06
| 0,10
| U
| 0,19
| 0,21
| 0,13
| 0,14
| 0,18
| 0,19
| 0,15
| 0,19
| I
|
| 0,33
|
|
|
| 0,5
|
|
| Таблица 30. Сводная таблица групповых индексов.
Как и в первом исследовании, здесь коэффициент Стьюдента также не показал достоверности различий посчитанных групповых индексов. Но небольшая тенденция к увеличению индекса групповой сплоченности опять наблюдается.
При обработке результатов анализировались также и социоматрицы, построенные по данным обоих замеров. В первом срезе было выявлено, что в группе не оказалось одного наиболее предпочитаемого члена, их было несколько и для каждого критерия они были различны, а по одному из критериев наибольшее количество выборов получили сразу четыре человека. Во втором исследовании ситуация с лидерами была более определенной: ими стали члены группы под номерами 10 и 17. Замечаем, что и в этом исследовании каких-либо разногласий или тем более конфликтов между лидерами не выявилось. Наблюдение показывает, что эти участники тренинга даже и не стремились становиться лидерами в группе, они просто вызывали большую симпатию у остальных.
Заметна разница и по количеству изолированных членов в обоих замерах. Так, в первом замере их было больше, что можно объяснить тем, что участники не были знакомы друг с другом и при оценке опирались, в основном, на свои эмоции в отношении каждого, на первое впечатление. Во втором замере обнаружилось уменьшение числа изолированных членов группы, что объяснимо их взаимодействием в процессе тренинга. При этом у участников сформировалось более точное представление о личностных особенностях остальных, они узнали друг друга с разных сторон. Однако, если в первом замере изолированными становились различные люди, и это легко объясняется незнанием их друг друга, то во втором замере появился человек, ставший наиболее часто отверженным – это член группы под номером 11. По наблюдениям можно заключить, что причиной этому явилась некоторая его навязчивость и демонстративность, что, очевидно, не вписывалось в законы данной группы.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что в процессе тренинга в группе происходят определенные изменения, в ней также устанавливаются свои внутренние нормы поведения. Это свидетельствует о том, что группа развивается.
Date: 2015-09-19; view: 308; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|