Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ис­сле­до­ва­ние груп­по­вой ди­на­ми­ки





В по­след­ние де­ся­ти­ле­тия все боль­ше рас­тет ин­те­рес к пси­хо­ло­ги­че­ско­му тре­нин­гу как ме­то­ду ра­бо­ты с груп­пой в це­лом, не­смот­ря на тот оче­вид­ный факт, что лю­бо­му от­дель­но взя­то­му уча­ст­ни­ку вни­ма­ния в дан­ном слу­чае уде­ля­ет­ся срав­ни­тель­но мень­ше, чем при ин­ди­ви­ду­аль­ной ра­бо­те. Наи­бо­лее из­вест­ны раз­лич­ные со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские тре­нин­ги груп­по­вой ра­бо­ты, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние про­блем меж­лич­но­ст­но­го взаи­мо­дей­ст­вия, ком­му­ни­ка­ции, мно­го­чис­лен­ных кон­флик­тов, лич­но­ст­но­го рос­та и так да­лее. Раз­ра­бо­та­ны мно­го­чис­лен­ные ме­то­ды и тех­ни­ки изу­че­ния их внут­ри­груп­по­вых про­цес­сов, ди­на­ми­ки.

Осо­бое зна­че­ние в кон­це ХХ ве­ка ста­ли при­об­ре­тать тре­нин­ги с ис­поль­зо­ва­ни­ем ин­тен­сив­ных ин­те­гра­тив­ных пси­хо­тех­но­ло­гий (ИИПТ), опе­ри­рую­щие че­ло­ве­че­ским соз­на­ни­ем. Ра­бо­тая с глу­бин­ны­ми пла­ста­ми бес­соз­на­тель­но­го, че­ло­век по­зна­ет кар­то­гра­фию внут­рен­не­го про­стран­ст­ва и учит­ся осоз­нан­но ори­ен­ти­ро­вать­ся в нем. Ли­дер-групп яв­ля­ет­ся ин­ст­рук­то­ром по ис­поль­зо­ва­нию раз­лич­ных тех­ник ра­бо­ты, но не ру­ко­во­ди­те­лем не­по­сред­ст­вен­но груп­по­во­го про­цес­са. Все, что про­ис­хо­дит в груп­пе, про­ис­хо­дит спон­тан­но. Ин­те­рес пред­став­ля­ет то, как функ­цио­ни­ру­ет груп­па в хо­де тре­нин­га, ка­ко­вы ее ди­на­ми­че­ские про­цес­сы, бо­лее то­го, су­ще­ст­ву­ют ли объ­ек­тив­ные ме­то­ды их изу­че­ния?

Ин­тен­сив­ные ин­те­гра­тив­ные пси­хо­тех­но­ло­гии в ос­нов­ном прак­ти­ку­ют­ся в груп­по­вой фор­ме. В мо­ей (В.В. Коз­лов) прак­ти­ке встре­ча­лись раз­ные груп­пы по ис­точ­ни­кам фор­ми­ро­ва­ния. Не­ко­то­рые фор­ми­ро­ва­лись по про­фес­сио­наль­но­му при­зна­ку, не­ко­то­рые в со­от­вет­ст­вии с тем кон­тин­ген­том, ко­то­рым за­ни­ма­лись ор­га­ни­за­то­ры тре­нин­га. Ко­гда груп­пу ор­га­ни­зо­вы­вал пре­по­да­ва­тель, это сту­ден­ты. Ко­гда груп­пу ор­га­ни­зо­вы­ва­ли пси­хи­ат­ры – в груп­пе бы­ли боль­ные с оп­ре­де­лен­ной кли­ни­кой. Час­то груп­пы фор­ми­ро­ва­лись дос­та­точ­но слу­чай­но че­рез рек­ла­му. Это бы­ли лю­ди из раз­ных со­ци­аль­ных групп, в раз­ном воз­рас­те. Раз­ни­ца в воз­рас­те, в со­ци­аль­ном по­ло­же­нии, в об­ра­зо­ва­нии чув­ст­во­ва­лась во вре­мя пер­вых про­цес­сов. Да­лее все это уже ста­но­ви­лось не та­ким зна­чи­мым.

На пер­вых эта­пах сво­его су­ще­ст­во­ва­ния груп­па слу­чай­на, и объ­е­ди­не­ние ее уча­ст­ни­ков доб­ро­воль­ное, вре­мен­ное и оп­ре­де­ля­ет­ся сход­ст­вом ин­те­ре­сов, а по уров­ню спло­чен­но­сти мы мо­жем эту кон­такт­ную груп­пу от­не­сти к диф­фуз­ной груп­пе.

Тре­нин­ги ИИПТ про­дол­жа­ют­ся 5-6 дней (про­фес­сио­наль­ные тре­нин­ги – 8-10 дней). К кон­цу тре­нин­га, как под­ска­зы­ва­ет опыт, мы име­ем груп­пу очень вы­со­ко­го уров­ня спло­че­ния. Мы мог­ли бы обо­зна­чить этот этап груп­по­вой ди­на­ми­ки как кол­лек­тив, так как это со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ское об­ра­зо­ва­ние впол­не со­от­вет­ст­ву­ет кри­те­ри­ям кол­лек­ти­ва по со­дер­жа­нию внут­рен­них взаи­мо­от­но­ше­ний. Что же яв­ля­ет­ся та­кой мощ­ной си­лой ин­те­гра­ции груп­пы?

По на­ше­му пред­по­ло­же­нию, этих ме­ха­низ­мов груп­по­об­ра­зо­ва­ния не­сколь­ко:

- сов­па­де­ние ста­ту­са ру­ко­во­ди­те­ля груп­пы (ве­ду­ще­го тре­нинг) и ли­де­ра. Это обес­пе­чи­ва­ет­ся пре­ж­де все­го тем, что ин­фор­ми­ро­ван­ность в тео­рии и прак­ти­ке ИИПТ у ве­ду­ще­го по срав­не­нию с кли­ен­та­ми, как пра­ви­ло, на­мно­го вы­ше. Не­ма­лое зна­че­ние име­ет об­щая ус­та­нов­ка ве­ду­ще­го на по­ни­ма­ние и реф­лек­сию чле­нов груп­пы, на вза­им­ное со­труд­ни­че­ст­во в про­цес­се связ­но­го ды­ха­ния.

- удов­ле­тво­ре­ние по­треб­но­стей в пси­хо­ло­ги­че­ском кон­так­те;

- воз­ник­но­ве­ние цен­но­ст­но-ори­ен­та­ци­он­но­го един­ст­ва в по­ни­ма­нии про­цес­сов связ­но­го ды­ха­ния;

- су­ще­ст­во­ва­ние це­ло­го спек­тра об­щих пе­ре­жи­ва­ний;

- от­но­си­тель­ная изо­ли­ро­ван­ность груп­пы.

Для то­го что­бы про­ве­рить дан­ные пред­по­ло­же­ния, ко­то­рые бы­ли вы­чле­не­ны на ос­но­ве ме­то­да вклю­чен­но­го на­блю­де­ния и экс­перт­ной оцен­ки, мы ре­ши­ли про­вес­ти бо­лее точ­ные со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния груп­по­вой ди­на­ми­ки.

 







Date: 2015-09-19; view: 400; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию