Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исследование групповой динамики
В последние десятилетия все больше растет интерес к психологическому тренингу как методу работы с группой в целом, несмотря на тот очевидный факт, что любому отдельно взятому участнику внимания в данном случае уделяется сравнительно меньше, чем при индивидуальной работе. Наиболее известны различные социально-психологические тренинги групповой работы, направленные на решение проблем межличностного взаимодействия, коммуникации, многочисленных конфликтов, личностного роста и так далее. Разработаны многочисленные методы и техники изучения их внутригрупповых процессов, динамики. Особое значение в конце ХХ века стали приобретать тренинги с использованием интенсивных интегративных психотехнологий (ИИПТ), оперирующие человеческим сознанием. Работая с глубинными пластами бессознательного, человек познает картографию внутреннего пространства и учится осознанно ориентироваться в нем. Лидер-групп является инструктором по использованию различных техник работы, но не руководителем непосредственно группового процесса. Все, что происходит в группе, происходит спонтанно. Интерес представляет то, как функционирует группа в ходе тренинга, каковы ее динамические процессы, более того, существуют ли объективные методы их изучения? Интенсивные интегративные психотехнологии в основном практикуются в групповой форме. В моей (В.В. Козлов) практике встречались разные группы по источникам формирования. Некоторые формировались по профессиональному признаку, некоторые в соответствии с тем контингентом, которым занимались организаторы тренинга. Когда группу организовывал преподаватель, это студенты. Когда группу организовывали психиатры – в группе были больные с определенной клиникой. Часто группы формировались достаточно случайно через рекламу. Это были люди из разных социальных групп, в разном возрасте. Разница в возрасте, в социальном положении, в образовании чувствовалась во время первых процессов. Далее все это уже становилось не таким значимым. На первых этапах своего существования группа случайна, и объединение ее участников добровольное, временное и определяется сходством интересов, а по уровню сплоченности мы можем эту контактную группу отнести к диффузной группе. Тренинги ИИПТ продолжаются 5-6 дней (профессиональные тренинги – 8-10 дней). К концу тренинга, как подсказывает опыт, мы имеем группу очень высокого уровня сплочения. Мы могли бы обозначить этот этап групповой динамики как коллектив, так как это социально-психологическое образование вполне соответствует критериям коллектива по содержанию внутренних взаимоотношений. Что же является такой мощной силой интеграции группы? По нашему предположению, этих механизмов группообразования несколько: - совпадение статуса руководителя группы (ведущего тренинг) и лидера. Это обеспечивается прежде всего тем, что информированность в теории и практике ИИПТ у ведущего по сравнению с клиентами, как правило, намного выше. Немалое значение имеет общая установка ведущего на понимание и рефлексию членов группы, на взаимное сотрудничество в процессе связного дыхания. - удовлетворение потребностей в психологическом контакте; - возникновение ценностно-ориентационного единства в понимании процессов связного дыхания; - существование целого спектра общих переживаний; - относительная изолированность группы. Для того чтобы проверить данные предположения, которые были вычленены на основе метода включенного наблюдения и экспертной оценки, мы решили провести более точные социально-психологические исследования групповой динамики.
Date: 2015-09-19; view: 400; Нарушение авторских прав |